Как ни странно, но я запомнил Николая Караченцова даже не как актера кино, а в большей степени как… певца-исполнителя и голос за кадром озвучки мультфильмов. К примеру его песня «Что тебе подарить, человек мой дорогой...» врезалась мне в память с отрочества, хотя я попсу и даже эстраду не люблю, что понятно по моим песням, - там мало попсы и эстрады, или, к примеру песня «Дуэт Рикардо и Федерико» из фильма «Собака на сене». Необычный голос у Николая Караченцова, - такой же необычный, как у Боярского или Высоцкого, - не запомнить невозможно технически даже. Или его озвучка героя Бельмондо в фильме «Профессионал», - такого уровня качества, что кроме как Караченцов, кажется, никто бы озвучить и не мог. И, разумеется, мультфильмы, - я еще даже не смотрел ни один фильм с его участием, а голос его был мне знаком с детства, ведь я смотрел в детстве такие мультфильмы, как «Пес в сапогах», «Лиса Патрикеевна», «Как старик наседкой был» и др. Эти мультфильмы как раз и вышли на экраны телевизоров в период моего детства.
Это уже позднее, в 1990 году, я посмотрел суровый фильм о войне «Батальоны просят огня», где Караченцов играл одну из основных ролей. Впрочем его роль бандита в «Приключениях Электроника» мне не показалась ни интересной, ни забавной, но этот фильм я смотрел еще совсем молодым, будучи то ли в 5 — том, то ли 6 классе. А вот «Батальоны просят огня», - там все было очень серьезно. Тем не менее, хотя Караченцов снялся в более чем 100 картинах, я смотрел не много фильмов с его участием, их все можно перечесть на пальцах: «Собака на сене» (такой легкий мюзикл), «Трест который лопнул» (отличный фильм из моего отрочества, но не понятный тогда даже взрослым, поскольку там говорится о законах капитализма), «Остров сокровищ» (показался мне весьма мрачным фильмом и оставил тяжелое впечатление), «Долгая дорога к себе» (серьезная психологическая драма тех времен) и еще, наверное, два или три фильма, название которых я так сразу и не вспомню. Но как бы то ни было роль старшего лейтенанта Орлова на всю жизнь мне запомнилась. В нем много известных артистов снималось, но мне особенно понравились роли только нескольких вместе с ролью Караченцова: роль Збруева, Панкратова-Черного и Игоря Скляра. - в этих четырех ролях самые уверенные в себе мужики показаны в наиболее экстремальных условиях. Про роль Караченцова в самой моей любимой комедии всех времен и народов «Человек с бульвара Капуцинов» я вообще молчу, поскольку анализу этого фильма посвятил 4 статьи. «Это был мой бифштекс, сэр...» )))
За свою музыкальную карьеру Караченцов выпустил в свет более 200 песен! Это очень много, поскольку музыкальная сфера — не основная его деятельность, даже и кино не основная, основной являлась служба в театре Ленком, а он прослужил в нем всю свою карьеру. Он попал в Ленком 1967 году, а прекратил в нем деятельность после дорожной аварии только в начале 2005 года, то есть 38 лет. Он мог бы служить и дальше, вплоть до смерти, но… судьба распорядилась иначе. И непонятно за что с ним судьба обошлась именно так, ведь после дорожной аварии, - а во многом он сам виноват, - во-первых, превышал скорость своего Пассата, во-вторых не был пристегнут (может быть потому и не сработала его подушка безопасности), в третьих зачем было вообще торопиться на ночь глядя, ведь все равно мать жены уже умерла, ей уже ничем нельзя было помочь, а поддержать жену в эту трудную минуту можно было и утром, - о том, что теща умрет, знали все и были готовы к ее смерти (ведь она умерла от рака), - он уже никогда не смог восстановиться и жил таким образом жизнью инвалида вплоть до смерти, то есть еще 13 лет (большой период времени). В результате хотел как лучше, а получилось… как можно хуже.
Что касается характера Караченцова, то однажды он сказал так:
«Я снимаюсь не для того, чтобы меня узнавали на улицах, а чтобы приносить людям радость. Вообще к популярности нужно относиться трезво, просто как к данности. Я знаю много популярных людей, поэтому могу сказать, что популярность — не есть мастерство и талант. Очень много дутых фигур, которые быстро лопаются, как мыльный пузырь. Не хотелось бы попасть в этот разряд».
Он прекрасно знал, что очень популярен в народе, но в реальной жизни был самым обычным советским человеком, но человеком ответственным и глубоким, который жил на полную катушку, понимая, что жизнь очень коротка и нужно успеть сделать как можно больше, - в этом плане он был страстной поэтической личностью, что и понятно, если он умудрился создать более 200 песен, ведь даже у Высоцкого, который как раз больше был поэтом -песенником, чем артистом, о чем сам и говорил, песен не многим больше. И, кстати, в жизни Караченцов неоднократно пересекался с Высоцким. Однажды они даже поспорили между собой и именно по части песен. Речь шла о такой песне, как «Цыганочка». Было это во МХАТе, - родном театре Высоцкого. Это цыганский роман и Караченцову (а его тогда в начале 1970 тых еще мало кто знал) не понравилось исполнение Высоцкого. И он так прямо Владимиру и заявил: «Не правильно поете, петь надо не так». Высоцкий ответил что-то вроде: «ты кто такой, чтобы судить», ведь Высоцкий уже тогда был всем известен и мог себе позволить излишнюю вольность в отношениях с людьми, но Николай не унимался и настоял на том, чтобы показать свое видение исполнения «Цыганочки». В общем спор Николая с Владимиром длился почти 1,5 часа, то есть Караченцов задел Высоцкого своим мастерством исполнителя песен.
Караченцов был, несмотря на свою страстность как на сцене, так и в жизни, человеком вдумчивым, глубоким, содержательным и спокойно-справедливым, то есть он понимал, что «рубить с плеча», как Высоцкий, не стоит, где-то нужно проявить терпение, где-то нужно быть более гибким, где-то понимать, что не нужно «дарить добро» любой ценой, то есть с умом подходить к проблемам в жизни. И это прекрасно видно в одном из его ранних интервью образца 1986 года, то есть взятом на пике его славы:
личный телеграм канал автора