Найти в Дзене

Феминизм или расплата за деяния? Что скрывает картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» Артемизии Джентилески

Сейчас современные женщины имеют права и свободу, могут получать образование, работать и даже участвовать в политической жизни. Однако из истории нам известно, что так было не всегда. В мире искусства также происходили волнения, которые затрагивали жизненные блага прекрасного пола. Так, известная итальянская художница эпохи барокко, Артемизия Джентилески символизирует борьбу за права женщин и равенство, также её имя олицетворяет стойкость и умение преодолевать любые преграды! Её творчество наполнено драмой, а световые контрасты и насыщенные тона передают переживания художницы о личных волнениях. Джентилески стала одной из немногих женщин-художниц XVII века, которая смогла получить признание в искусстве того времени, в котором удостаивались признания лишь мужчины… Артемизия Джентилески родилась в 8 июля 1593 году в Риме, ее отец Орацио Джентилески был живописцем, который был последователем художника Караваджо. Мать ее умерла, когда дочери было всего 12 лет… С юных лет в Артемизии просну

Сейчас современные женщины имеют права и свободу, могут получать образование, работать и даже участвовать в политической жизни. Однако из истории нам известно, что так было не всегда. В мире искусства также происходили волнения, которые затрагивали жизненные блага прекрасного пола. Так, известная итальянская художница эпохи барокко, Артемизия Джентилески символизирует борьбу за права женщин и равенство, также её имя олицетворяет стойкость и умение преодолевать любые преграды! Её творчество наполнено драмой, а световые контрасты и насыщенные тона передают переживания художницы о личных волнениях. Джентилески стала одной из немногих женщин-художниц XVII века, которая смогла получить признание в искусстве того времени, в котором удостаивались признания лишь мужчины…

Автопортрет Артемизии Джентилески
Автопортрет Артемизии Джентилески
Артемизия Джентилески родилась в 8 июля 1593 году в Риме, ее отец Орацио Джентилески был живописцем, который был последователем художника Караваджо. Мать ее умерла, когда дочери было всего 12 лет… С юных лет в Артемизии проснулся талант к искусству, и уже в возрасте 17 лет девушка впервые написала одну из самых знаменитых своих картин «Сусанна и старцы».
«Орацио Джентилески» Антонис ван Дейн, около 1635 г.
«Орацио Джентилески» Антонис ван Дейн, около 1635 г.

Художница Джетилески даже была первой женщиной, которую пригласили в 1614 году в Академию рисунка во Флоренции, а также она лично получала свое жалование, что для того времени немыслимо! Девушку приглашали влиятельные покровители, чтобы она создавала алтарные образы и участвовала в украшении дворцов.

«Сусанна и старцы» Артемизия Джентилески
«Сусанна и старцы» Артемизия Джентилески
Обычно художница писала картины на тему религиозных преследований, смертельных болезней, тирании и мужского доминирования, унижавшее женщин.

Интересно, когда художница только начинала свой путь в искусстве, ей запрещалось наравне с мальчиками-учениками делать зарисовки на улицах Рима или писать с натурщиц. Поэтому раннее творчество Джетилески отличается от академических норм.

«Даная», Артемизия Джентилески
«Даная», Артемизия Джентилески

Однако не обошлось и без трагедии: в 1611 году над молодой художницей надругался итальянский художник-декоратор Агостино Тасси, которого нанял в качестве преподавателя Орацио! Девушка не стала молчать о содеянном и рассказала все своим родным. Отец художницы потребовал от Тасси немедленно жениться на девушке, но художник уже был женат… Это унижение стало публично известно всем, общество порицало и унижало художницу. Однако девушка нашла в себе силу и продолжила творить, ее полотна стали пропитаны глубокими переживаниями и внутренней борьбой.

Художник Тасси также не вышел сухим из воды: в 1612 году суд признал его виновным и приговорил к изгнанию из родного Рима, но у него были высокие покровители, которые смогли защитить его.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», Артемизия Джентилески
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», Артемизия Джентилески

Так, под гнетом своих чувств Артемизия Джентилески примерно в 1620 году сотворила картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». На полотне изображен момент, когда израильтянка Юдифь, обольстившая ассирийского полководца Олоферна, который ранее вместе со своим войском взяли в осаду ее родной город, убивает его! Юдифь, схватив за волосы Олоферна, «отрезает» его голову… Служанка помогает Юдифь совершить акт возмездия! Картина переполнена кровью, жесткостью и эмоциональностью, которые отражены в мельчайших подробностях. Художница также использует резкий контраст света и тени, а также сияющую палитру красок, чтобы передать всю жестокость ситуации.

Смотря на полотно «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», создается впечатление, что сама художница будто проживала все чувства и переживания героев. Искусствоведы уверены, что в образе Юдифь Артемезия Джентилески изобразила себя, а вместо Олоферна должно было быть лицо Тасси. Без этого картина не получилась бы такой кровавой, динамичной и реалистичной!

Фрагмент «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», Артемизия Джентилески
Фрагмент «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», Артемизия Джентилески

Именно с помощью полотна художница Артемизия Джентилески отомстила своему недругу за пережитую боль…

Сейчас картину можно увидеть в Галере Уффици во Флоренции.

Какие же у вас возникли эмоции при рассмотрении картины, когда узнали всю историю создания полотна?

📌Посетить выставку Босха и Мунка "Самые загадочные картины мира" в Новосибирске: https://vystavki-novosib.ru

Адрес: Новосибирск
ТЦ "Флагман", 3 этаж
Ул. Вокзальная магистраль, 8 Б

График работы до 1 июня 2025 года!
ежедневно с 11:00 до 20:00

Акция «Ночь в музее» 17 и 18 мая 
- билеты по цене будней!