Найти в Дзене
ЭраАвто

Локализация на грани: как новые правила изменят рынок такси в России

Оглавление

С 2026 года в такси останутся только «правильные» машины. Почему это может обернуться ростом цен, дефицитом автомобилей и уходом водителей?

С 1 марта 2026 года российские таксопарки и водители столкнутся с новыми жесткими требованиями к автопарку: перевозить пассажиров смогут только машины с высоким уровнем локализации, включенные в специальный перечень. Закон уже принят Госдумой, а рынок такси — в подвешенном состоянии. Разбираемся, к чему приведет реформа и чего ждать пассажирам.

Что изменится с 2026 года?

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Главное требование — уровень локализации автомобилей, используемых в такси, должен соответствовать госстандартам, как при закупке машин для госнужд. Дополнительно авто должно быть выпущено в рамках СПИКа (специального инвестиционного контракта), заключённого в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года.

На практике это означает, что значительная часть популярных моделей — в особенности иностранных — рискует остаться за бортом легального такси. Какими будут последствия?

Автопарк под замену: кто уйдёт и кто останется?

По данным Международного евразийского форума «Такси», наиболее распространённые такси в России — Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Toyota. В Москве — Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio. Большинство этих моделей — с иностранными корнями и уже не производятся в России после 2022 года. Исключение — китайские Chery и Geely, но и у них нет нужного уровня локализации.

На момент написания статьи перечень допустимых моделей от Минпромторга ещё не опубликован. Это тормозит планирование, вызывает неопределённость и рискует сорвать адаптацию бизнеса.

Старые машины — дольше на линии

Важно: все автомобили, зарегистрированные в реестре такси до 1 марта 2026 года, смогут продолжить работу, даже не соответствуя новым требованиям. Для отдалённых регионов — отсрочка до 2028 или даже 2030 года.

Что это означает? Таксопарки будут заинтересованы как можно дольше использовать старые машины. Средний срок эксплуатации может вырасти с 3–5 лет до 7–10. Это снизит надёжность, ухудшит сервис и повысит риски для пассажиров.

Удар по самозанятым

Новый закон ударит прежде всего по водителям, работающим на себя. Сегодня обновление автопарка возможно в лизинг, но он доступен только юрлицам. Для физических лиц и самозанятых покупка машины из ограниченного списка — неподъёмная задача.

По оценкам экспертов, это может привести к массовому уходу водителей, для которых такси — основной источник дохода. При этом в «Яндекс Такси» подчёркивают: без поддержки самозанятых устойчивость отрасли окажется под угрозой.

Подорожание неизбежно

Новые автомобили из «разрешённого» списка будут дороже — как в покупке, так и в обслуживании. Эти затраты неизбежно лягут на плечи пассажиров: рост тарифов станет логичным следствием ужесточения требований.

Некоторые эксперты прогнозируют плавное удорожание, другие — возможный дефицит машин, особенно в городах-миллионниках. В таком случае рост цен может быть резким и заметным.

Что будет с премиальными тарифами?

Особое беспокойство вызывает сегмент «бизнес» и VIP. Среди таких авто сейчас преобладают китайские кроссоверы — Haval F7, Chery Tiggo 8 и др. Если они не попадут в утверждённый список, заменять их будет нечем.

Для агрегаторов вроде «Ситимобила» и Maxim это значит — пересматривать классы, снижать требования к возрасту машин и, возможно, временно приостанавливать некоторые категории поездок.

Санкции и серая зона

С 2026 года невозможно будет внести в реестр такси автомобиль, не отвечающий новым требованиям. Это значит: если авто не в списке — оно вне закона. Работа на таком автомобиле будет считаться нелегальной, с соответствующими штрафами и рисками для водителя.

На фоне этого можно ожидать роста «серых» перевозок, что опять-таки скажется на безопасности и качестве услуг.

Надежда на субсидии

Отрасль надеется на государственную поддержку: субсидии, налоговые льготы, послабления в законе. Без этого выполнить новые нормы без потерь для бизнеса, водителей и пассажиров будет практически невозможно.

Вывод

Закон о локализации такси — шаг в сторону усиления контроля и поддержки отечественного автопрома. Но без гибкой реализации и поддержки он может обернуться:

  • дефицитом машин на линии,
  • ростом цен,
  • оттоком водителей,
  • падением качества сервиса.

Пока бизнес ждёт перечня моделей от Минпромторга, главное — не допустить резкой турбулентности в и без того непростой отрасли.