Найти в Дзене

История Xerox. Часть 1.

Xerox - одна из самых влиятельных технологических компания XX века. Компания, разработки которой дали нам всю печатающую технику в том виде, в котором мы сейчас её знаем. Компания, которая подарила нам рабочий стол на компьютере, курсор и мышку, чтобы его можно было двигать. Да, наверняка кто-то бы и так сделал это всё и без них. Но, всё-таки, они были первыми. Началось всё в небольшом городке Рочестер, штат Нью-Йорк, в далёком 1906 году. На тот момент скромная компания под названием Haloide Photographic Company занималась производством фотобумаги и оборудования для фотографов, и мало кто предполагал, что она станет пионером в области копировальной техники и подарит миру слово «ксерокс», ставшее синонимом самой технологии копирования документов. И во многих странах это слово стало глаголом. В то время создание копии — это был мир, где царили плёнка, химические реактивы и полумрак фотолабораторий. Ключевым моментом стал 1938 год, когда физик по имени Честер Карлсон совершил открытие, ко
Оглавление

Xerox - одна из самых влиятельных технологических компания XX века. Компания, разработки которой дали нам всю печатающую технику в том виде, в котором мы сейчас её знаем. Компания, которая подарила нам рабочий стол на компьютере, курсор и мышку, чтобы его можно было двигать.

Да, наверняка кто-то бы и так сделал это всё и без них. Но, всё-таки, они были первыми.

Началось всё в небольшом городке Рочестер, штат Нью-Йорк, в далёком 1906 году. На тот момент скромная компания под названием Haloide Photographic Company занималась производством фотобумаги и оборудования для фотографов, и мало кто предполагал, что она станет пионером в области копировальной техники и подарит миру слово «ксерокс», ставшее синонимом самой технологии копирования документов. И во многих странах это слово стало глаголом.

В то время создание копии — это был мир, где царили плёнка, химические реактивы и полумрак фотолабораторий.

Ключевым моментом стал 1938 год, когда физик по имени Честер Карлсон совершил открытие, которое позже изменит весь офисный мир. Он изобрёл процесс электрографии — метод создания изображений с использованием металлической пластины с фотопроводящим покрытием и сухого тонера. Это был прототип того самого устройства, которое через два десятка лет превратится в первый массовый копировальный аппарат.

Самый первый копировальный аппарат
Самый первый копировальный аппарат

С 1939 по 1944 год Честер Карлсон посетил несколько компаний, чтобы продемонстрировать свой ксерографический аппарат. Это был своего рода прототип, и с помощью этой машины нельзя было сделать копию. Более двадцати компаний отказали ему.

В марте 1941 года директор по маркетинговым исследованиям IBM запросил демонстрацию изобретения Карлсона, но, неожиданно, у него не было рабочей модели.

Примерно за год до этого он нанял компанию Precision Instrument Company в Бруклине, чтобы она изготовила машину, похожую на ту, что он изобразил на чертежах, приложенных к его четвёртой патентной заявке, которую он подал в ноябре 1940 года (и которая была одобрена четыре года спустя). В результате получилось устройство, напоминающее двигатель газонокосилки, с такими инновационными особенностями, как вращающийся барабан и компактная конструкция.

Однако этот аппарат кое-как работал, и Карлсон обратился за помощью к более опытному механику на Манхэттене.

Прогресс был медленным, но в конце концов Карлсону удалось провести частичный тест: на барабане появилось почти идеальное изображение, но машина не смогла перенести или зафиксировать изображение на бумаге и вышла из строя после нескольких операций.

Карлсон остался с недоработанной моделью, расходами на производство и пониманием, что технические проблемы остались нерешёнными.

После многолетних усилий и значительных финансовых вложений, модель Карлсона всё ещё не работала. У него не было возможности создавать пригодные для использования копии, он лишь глубже погружался в изучение предстоящих сложностей.

А IBM всё настойчивее просила показать работающую модель. Карлсон уклонялся от ответов, поскольку знал, что его изобретение ещё не готово к демонстрации. К 1941 году путь Карлсона был неясен, а разработка ксерографической технологии всё ещё была в далёком будущем.

Наконец, в 1944 году некоммерческая исследовательская организация Battelle Memorial Institute заинтересовалась изобретением, подписала с Карлсоном контракт на совместное использование прав и начала развивать этот процесс.

И лишь в 1946 году всё изменилось, когда Джозеф К. Уилсон, унаследовавший семейную компанию Haloide, подписал соглашение о его коммерческой разработке, положив начало новой эпохе. Именно Уилсон стал настоящим архитектором будущего Xerox, проведя компанию через долгие годы исследований и экспериментов.

Именно тогда, чтобы обозначить новое направление, компания обратилась за помощью к учёным, способным придумать точное и запоминающееся название. Греческий учёный из Университета штата Огайо предложил термин «ксерография», происходящее от греческих корней xeros (сухой) и graphein (писать), что буквально означало «сухое письмо».

Так родилось имя технологии, которая вскоре перевернёт деловой мир.

Xerox Model A

В 1949 году выпустила первый коммерческий копировальный аппарат Xerox Model A.

Я уже касался этой модели, когда писал про Честера Карлсона:

22 октября 1948 года, ровно через десять лет после того, как был скопирован первый слайд для микроскопа, компания Haloid впервые публично объявила о ксерографии. В 1949 году она выпустила первый коммерческий копировальный аппарат XeroX Model A, известный внутри компании как «Ox Box». Модель A была сложна в использовании: для создания копии требовалось 39 шагов, так как процесс в основном был ручным. Продукт, скорее всего, потерпел бы неудачу, если бы не оказался хорошим способом изготовления бумажных форм для офсетных печатных машин, несмотря на сложность использования.
-3

Аппарат состоял из двух отдельных блоков, соединяемых между собой застёжками.

Красным обозначена камера. Она закрыта стеклом (1) и крышкой. Крышка служит удерживает оригинал не пропускает свет. Зелёным обозначен объединённый блок процессора и проявителя. Снизу вверх расположены лоток для полутонового проявителя (5), лоток для линейного проявителя (4) и слот для пластины (3).

  • Пластина извлекается из хранилища (она требовала особых условий хранения) и вставляется в верхний слот на процессорном блоке (3).
  • При этом удерживается нажатой большая кнопка (вверху слева), которая приводит в действие блок зарядки постоянным током.
  • Затем с помощью ручки с правой стороны пластина проходит через зарядную планку, заряжается и становится готовой к экспонированию.
Ряд игл, встроенных в изолирующую планку, питается от источника высокого напряжения. Если напряжение постоянное, то заряд будет передаваться любому находящемуся поблизости изоляционному материалу. Если напряжение переменное, то любой скрытый заряд будет нейтрализован. Кроме того, будет выделяться большое количество озона.
  • Лампа экспонирования освещала нижнюю часть стекла.
  • Отраженное изображение проходило вниз через центральную линзу и направлялось на поверхность заряженной фотопластины, находящейся в верхнем слоте проявителя.
  • Получалось скрытое изображение.
Экспозицию можно было регулировать с помощью таймера (2).

Итак, пластина с зарядом экспонирована и теперь содержит невидимое «скрытое» изображение исходного документа.

  • Чтобы зафиксировать «скрытое» изображение, на пластину накладывается светозащитный экран, а устройство извлекается из лотка для проявления.
  • Лоток для проявления (4) выдвигается на боковых направляющих, а пластина, покрытая светозащитным экраном, переворачивается и закрепляется на открытой верхней части лотка.
  • Затем светозащитный экран снимается, и пластина полностью прижимается для обеспечения освещения и уплотнения проявителя.
  • Лоток для проявителя содержит отмеренное количество «носителя стеклянных шариков» (Glass Bead Carrier), покрытого порошковым тонером. Эти два компонента, объединенные вместе, составляют девелопер..
  • Носитель предварительно перемешивается для придания ему трибоэлектрического заряда (статического), чтобы дать заряд тонеру (в то время тонер представлял собой смесь тонкоизмельченного термопластика и технического углерода (сажи)).
  • Далее следовала самая важная часть операции, которая требовала максимальной практики и мастерства, — каскадная проявка! С помощью ручки на боковой стороне лотка для проявителя лоток переворачивался на центральных шарнирах так, чтобы девелопер равномерно распределялся по поверхности экспонированной пластины. Оптимальным количеством каскадов было признано шесть, после чего лоток снова фиксировался в горизонтальном положении.
  • Затем, и это было очень важно, чтобы отделить все шарики, которые могли прилипнуть к пластине и испортить перенос, лоток для проявки слегка постукивали сбоку, прежде чем открепить пластину и рассмотреть «негативное» изображение на пластине.
  • Теперь можно было воспользоваться уникальной особенностью всех машин с плоской пластиной — изображение можно было редактировать! С помощью мягкой ткани или хлопчатобумажной (позже вискозной) шерсти можно было удалить грязный фон и другие нежелательные следы перед переносом изображения на лист.
  • Для переноса скрытого изображения на бумагу использовался ракельный нож или мягкая текстильная салфетка, чтобы создать статический заряд на бумаге.
Во всех более поздних моделях перенос изображения осуществляется с помощью электростатики, но в Xerox Model A это было невозможно.
  • Итак, лист бумаги осторожно «накатывали» на проявленное негативное изображение, стараясь не размазать его.
  • Затем по обратной стороне бумаги проводили ракелем или подушкой, чтобы вызвать статический заряд и перенести на бумагу примерно треть изображения.
Опытный оператор мог получить 4 пригодных для использования отпечатка за одну операцию.
  • Осторожно взявшись за один из углов бумаги копию сворачивали и помещали в термоблок (термопресс), при этом стараясь не испачкаться.
  • Затем оператор должен был решить, сколько времени нужно подержать бумагу в термоэлементе, чтобы зафиксировать изображение, не повредив бумагу.
-4

Да, если сравнивать с текущими моделями, то это совсем не удобный аппарат. Громоздкий, долгий, для работы с ним нужен обученный оператор чуть ли не с высшим физико-химическим образованием.

Но на то время, когда другие варианты сделать копию были связаны с химикатами и несколькими часами ожидания (также вскользь касался их в той же статье), это был прорыв. Ведь можно было быстро (по меркам того времени) сделать копию и не обжечь руки реактивами. Такое не стадно и людям показать.

Xerox Model D.

После выпуска Xerox Model A были выпущены усовершенствованные версии. Неофициально они назывались Model B (по сути улучшенная, но так и не выпущенная на рынок версия Model A) и Model C. Т.е. это были не новые модели, а просто улучшение Model A.

И, наконец, в 1951 году была представлена модель Xerox Model D — один из первых шагов в сторону автоматизации. Но он оставался скорее экспериментальным, чем коммерчески успешным.

Xerox Model D. Всё ещё нужен оператор.
Xerox Model D. Всё ещё нужен оператор.

Он всё ещё требовал не менее 1–2 минут на изготовление одной копии. Как офисный копировальный аппарат он не пользовался успехом, но с помощью его можно было делать хорошие офсетные макеты.

Xerox Copyflo

Xerox Copyflo
Xerox Copyflo

В 1955 году появилась Copyflo 11, первая полностью автоматизированная ксерографическая машина. Она позволяла делать увеличенные копии шириной до 11 дюймов со скоростью 20 линейных футов в минуту на непрерывном рулоне с оригиналов на микропленках. Copyflo также была первым продуктом, в котором в качестве фотопроводящей поверхности использовался барабан, а не пластина.

Вращающийся барабан был решением проблемы быстрого копирования и стал использоваться во всех следующих аппаратах Xerox.

Доходы от продажи Copyflo были значительными, и к 1956 году ксерографическая продукция составляла почти 40% доходов компании.

Вдохновлённая своим скромным успехом, в 1958 году компания Haloid с оптимизмом сменила название на Haloid Xerox. К тому времени она уже была вовлечена в гораздо более масштабный проект: разработку быстрого, дешёвого и удобного офисного копировального аппарата. Тогда у людей не было таких аппаратов.

И в 1959 году, мир увидел первый в истории автоматический копировальный аппарат для обычной бумаги — Xerox 914.

И компании Haloid Xerox пришла настоящая слава.

Эпоха Xerox 914 и технологического прорыва.

Xerox 914
Xerox 914
Опять же, о нём уже было. Но сейчас коснусь подробнее.

16 сентября 1959 года в отеле Sheraton-Netherland Hotel в Нью-Йорке мир увидел первый в истории автоматический копировальный аппарат для обычной бумаги — Xerox 914.

Презентация транслировалась в прямом эфире по телевидению — что само по себе было редкостью в те годы.

Однако событие омрачилось: один из двух копировальных аппаратов, привезённых на демонстрацию, взорвался.

Это устройство изменило офисную жизнь, и сделало компанию Haloid Xerox мировым лидером в сфере документооборота. Модель 914 стала символом технологической революции в деловом мире.

Разработанная совместно Честером Карлсоном и инженером Джоном Х. Дессауэром, машина использовала запатентованный метод сухой печати (ксерографию), который позволял создавать копии без использования жидких химикатов или сложных процессов проявления. Это был настоящий прорыв. В отличие от всех предыдущих решений, требовавших специальной бумаги или долгой подготовки, Xerox 914 работал с обычной офисной бумагой и мог делать до 100 000 копий в месяц, то есть около семи копий в минуту — невероятно быстро по тем временам.

Название «914» происходило от размеров копируемого документа — до 9 на 14 дюймов (229 мм × 356 мм), формат C4. Это был первый в мире автоматический копировальный аппарат для обычной бумаги.
В 1985 году Смитсоновский институт получил экземпляр под номером 517, который до сих пор хранится как историческая ценность. Она весит около 650 фунтов (294 кг) и имеет внушительные размеры: 42 дюйма в высоту × 46 дюймов в ширину × 45 дюймов в глубину (107 см × 117 см × 114 см).

Компания провела одну из самых ярких рекламных кампаний своего времени. В ней говорилось, что даже обезьяны могут сделать копию, просто нажав кнопку. Хотя это звучало как преувеличение, идея была проста и мощна: простота в использовании становилась ключевой чертой бренда Xerox.

В рекламном ролике, снятом компанией Xerox для модели 914, дрессированный шимпанзе использовал копировальный аппарат. На следующий день после премьеры ролика компания получила звонки от недовольных клиентов, которые жаловались на то, что коллеги оставляют бананы на копировальном аппарате, и предлагали обезьяне выполнять их работу. В итоге ролик был снят с эфира.

Первый же год продемонстрировал невероятный успех. К концу 1961 года оборот компании уже составлял почти 60 миллионов долларов , а к 1965 году — более 500 миллионов. Компания стремительно росла, набирая новых сотрудников, расширяя производственные мощности и открывая новые офисы по всему миру.

Xerox 914 был механически сложным устройством, которое требовало постоянного технического обслуживания. По воспоминаниям пользователей, он часто ломался, и нередко даже загорался .

Как писал историк технологий Эдвард Теннер, во время разработки выяснилось, что копировальные аппараты могут воспламеняться при печати документов, содержащих много нулей или букв «О», которые создавали большие тёмные пятна на барабане. Из-за этой особенности компания Xerox даже поставляла вместе с машиной «уничтожитель подпалин», по факту являющийся миниатюрным огнетушителем.

Политик Ральф Нейдер жаловался, что аппарат в его офисе в Вашингтоне трижды загорался за четыре месяца. Эта проблема стала широко известной, один из операторов рассказал, что техник Xerox шутливо предупредил её:

«Не бойтесь 914-го, потому что машина почувствует ваш страх и, как озорной ребёнок, будет плохо себя вести».

Но несмотря на все свои недостатки, операторы обожали 914-ю модель. Она была достаточно сложной, чтобы вызывать интерес, но при этом — понятной и управляемой. Для многих она была больше чем просто офисной техникой: это был символ прогресса и будущего.

Xerox 914 стал также важным шагом в развитии бизнес-модели компании. Чтобы стимулировать использование оборудования, компания предлагала аренду, а не покупку (я об этом уже писал в статье о Честер Карлсоне)

В 1965 году можно было арендовать аппарат за 25 долларов в месяц плюс 10 центов за копию. Пользователь заполнял счётчик копий и отправлял его в Xerox каждый месяц.

Если же клиент хотел купить аппарат, цена составляла 27 500 долларов — огромная сумма по тем временам. Такой способ приобретения использовало, например, правительство США, поскольку не имело права брать оборудование в аренду. Кроме того, покупатель должен был приобретать бумагу и тонер отдельно, что обходилось примерно в 5 центов за копию.

60-е и 70-е годы. Движение в сторону цифрового будущего.

Опыт, полученный при разработке этих моделей, стал основой для создания Xerox 813 — первого настольного копировального аппарата, который действительно мог поместиться в любом офисе. Он стал следующим шагом после 914, закрепляющим успех компании на рынке малого бизнеса и персонального использования.

Производство Xerox 813 началось в октябре 1963 года. Чтобы сделать копию, нужно было ввести количество копий, которые вы хотите получить, а затем вставить оригинал в аппарат. На этом аппарате не было стекла экспонирования, а использовался протяжный сканер, что позволяло сэкономить место, но при этом ограничивало выбор оригиналов для копирования (книги и сшитые документы так не скопируешь).

Так же в этом аппарате термоэлемент представлял собой не нагревательный вал, а нагревательную лампу. Бумага проходила под этой лампой, чтобы тонер приплавился к бумаге.

Xerox 813
Xerox 813

При этом к середине 1960-х годов большая часть доходов компании приходилась на Xerox 914. Он был более универсальным и востребованным, хотя и занимал больше места. В 1965 году эта модель обеспечивала две трети всего дохода Xerox, принеся компании 243 миллиона долларов прибыли.

В 1960-е годы компания достигла вершины своей популярности. В 1960 году в Уэбстере, штат Нью-Йорк, был открыт исследовательский центр ксерографии под названием Wilson Center for Research and Technology, ставший лабораторией для будущих инноваций.

В 1961 году компания официально сменила своё имя на Xerox Corporation , что символизировало переход от фотобумаги к новой эре — цифровому документообороту и электронным системам.

В 1963 году появилась модель Xerox 813 , которая воплощала мечту Карлсона — копировальная машина, которую можно было поставить прямо на стол. Она очень упростила работу с документами и стала стандартом для небольших компаний.

Именно тогда началось развитие направления дистанционного копирования. В 1964 году Xerox представила LDX (Long Distance Xerography) — систему, позволявшую сканировать документ на одном конце страны и печатать его на другом. Это был дедушка факса, работающий через телефонную сеть.

А в 1966 году появилась Magnafax Telecopier, первое доступное устройство такого типа, которое можно было подключить к обычному телефону.

В 1968 генеральным директором компании стал Чарльз Питер МакКолоу, а вскоре после этого Xerox объединила свои офисы в новой корпоративной штаб-квартире — 30-этажной башне Xerox в Рочестере, штат Нью-Йорк.

До 1954 года он работал в компании Lehigh Navigation Coal Sales (горнодобывающая и транспортная компанией), и перешёл в Xerox, когда она малоизвестным производителем промышленных копировальных аппаратов и называлась Haloid Company.

Через пять лет после этого перехода Xerox представила свой первый офисный копировальный аппарат. Будучи одной из первых компаний, вышедших на прибыльную арену и потенциально перспективный рынок, Xerox увеличила свои годовые доходы с 40 миллионов долларов в 1960 году до почти 3 миллиардов долларов в начале 1970-х.

Став президентом компании в 1966 году (не путать с генеральным директором, у них это разное), МакКолоу значительно изменил направление и цели развития Xerox Corporation. К 1979 году МакКолоу увеличил доходы Xerox до 7 миллиардов долларов в год, а годовую прибыль — до 563 миллионов долларов.

В 1980 году главный научный сотрудник компании рассказал журналу Forbes, что «в конце 1960-х Питер МакКолоу изменил нашу компанию».

С 1970 по середину 1980-х он занимал несколько руководящих должностей, а в 1970 году его бывшая альма-матер, Университет Далхаузи, удостоила его звания почётного доктора.

Компания активно развивалась, расширяясь за счёт приобретений:

  • В 1962 году — University Microfilms International.
Компании University Microfilms International, основанной в 1938 году, многие приписывают изобретение «микропечати». Именно эта компания объединила микрофильмы с ксерографией, что помогло снова сделать книги, вышедшие из печати, доступными для распространения.
Также они были первопроходцами в области бизнес-модели публикации докторских диссертаций с ограниченным доступом, став в 1951 году официальным издателем всех диссертаций в США
  • В 1963 году — Electro-Optical Systems.
Компания активно занималась исследованиями, в основном для правительства, в области космических технологий и связи, и разрабатывала системы питания, двигательные установки и приборы для космических аппаратов.
  • В 1967 году — R.R. Bowker.
Компания существовала с 1868 года и предоставляла библиографическую информацию издателям, продавцам книг, библиотекам и частным лицам.
Также Bowker являлась эксклюзивным агентом США по выдаче международных стандартных книжных номеров (ISBN).
  • В 1969 году — Scientific Data Systems (SDS).
И переименовала её в Xerox Data Systems (XDS)
Компания SDS первой начала использовать кремниевые транзисторы и одной из первых внедрила интегральные схемы в конструкцию компьютеров.
Компания специализировалась на больших научных вычислительных машинах, работая с NASA во время космической гонки. Большинство машин были быстрыми и относительно недорогими.

Таким образом, компания стала расширять свои сферы влияния, занимаясь не только копировальной техникой.

1970–1980-е годы. Золотое время в развитии копировальной техники.

К началу 1970-х годов Xerox уже была признанным лидером в области офисной техники. В этот период компания активно развивала новые направления, расширяла продуктовую линейку и углублялась в цифровые технологии.

В 1971 году президентом компании был назначен Арчи МакКарделл (опять же, не путать с генеральным директором. Им стал МакКоллоу).

Во время правления МакКарделла в Xerox компания объявила о рекордных доходах, прибыли и рентабельности в 1973, 1974 и 1975 годах. Хотя эти достижения были восприняты прессой как свидетельство управленческого опыта МакКарделла, компания устанавливала рекорды по ключевым финансовым показателям на протяжении 20 лет.

И в это же время свет увидел первый цветной копировальный аппарат.

Xerox 6500. Теперь цветной.

Под руководством МакКарделла Xerox представила Xerox 6500 — первый цветной копировальный аппарат. Это был важный шаг вперёд: теперь бизнес мог не только копировать документы, но и добавлять визуальную выразительность, делая презентации и рекламные материалы ярче и информативнее.

Xerox 6500 позволял делать полноцветные копии на обычной бумаге и прозрачных пленках.

Хотя полноцветные копировальные аппараты не были коммерчески доступны до 1968 года, когда 3M выпустила копировальный аппарат «Цвет в цвете», в котором использовалась сублимационная печать. Но для него требовалась специальная бумага для каждой копии.

Xerox 6500 печатал 4 копии в минуту, так что это был довольно медленный аппарат. Ходят слухи, что 6500-й время от времени поджигал копии.

Вот так выглядели первые цветные копии.
Вот так выглядели первые цветные копии.

Xerox 9200/ 9400/ 9500. Больше цвета, больше скорость.

В середине 1970-х годов компания представила Xerox 9200 — первую высокоскоростную копировальную систему, предназначенную для профессионального использования в типографиях. Она работала в два раза быстрее предыдущих моделей, делая два отпечатка в секунду (7200 в час) . За ней последовали модели 9400 и 9500 , оснащённые функциями двустороннего копирования и электронного управления яркостью и контрастностью.

Надо понимать, что это были не столько копировальные аппараты, сколько дупликаторы. Разница такая же, как между седаном и внедорожником: один лучше для города, второй — для бездорожья. Но в 90% случаев используются в одинаковых условиях. Разница только в стоимости и целесообразности этого использования.

Особый интерес вызвала рекламная кампания Xerox 1975 года, в которой участвовал монах по имени Доминик, сыгранный актёром Джеком Иглом. Реклама демонстрировала, как он использует Xerox 9200, чтобы сэкономить десятилетия работы по копированию священных текстов. Перед выходом ролика в эфир некоторые сотрудники опасались, что его могут воспринять как богохульство. Однако архиепископ Нью-Йорка нашёл его забавным и благословил. С этого момента Доминик стал узнаваемым лицом компании в течение всего 1980-х годов.

_______________________________________________________________________________

На этом я закончу первую часть статей про историю Xerox. Впереди будет давление антимонопольной службы на Xerox из-за патентов, попытки Xerox расширить свою деятельность за счёт других отраслей, Стив Джобс и многое другое.

Продолжение будет.