Найти в Дзене
ТАСС

Что известно о Крымском мосте

Оглавление

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 лет назад, 15 мая 2018 года, состоялось торжественное открытие автомобильного движения по Крымскому мосту.

ТАСС подготовил материал об этом инженерном сооружении.

Основные сведения

Крымский мост имеет длину 19 км, соединяет Керченский полуостров Крыма с Таманским полуостровом Краснодарского края. Мост проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив (соединяет Азовское и Черное моря), огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег в Керчи. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс.

История

Основной транспортный путь в Крым исторически проходил через Перекопский перешеек.

Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. В 1944 году его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря и из-за утраты стратегической значимости больше не восстанавливался.

22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт "Кавказ" - порт "Крым").

С конца 1990-х годов идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. В феврале 2014 года, после насильственной смены власти на Украине, переговоры были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией, а вскоре после этого украинские власти заблокировали транзит в Крым через Перекоп. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью РФ, оставалась Керченская паромная переправа.

19 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить через пролив мост в двух вариантах - автомобильном и железнодорожном. Из нескольких предложенных проектов оптимальным был признан предусматривающий строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее - от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В августе 2014 года глава государства утвердил проектную документацию по возведению мостового перехода с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.

Исполнители проекта

Заказчиком проекта стало федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства РФ. В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО "Стройгазмонтаж" (предприятие группы компаний СГМ, на тот момент принадлежавшей Аркадию Ротенбергу). Управление проектом строительства моста осуществляло ООО "Стройгазмонтаж-Мост".

Основные технические характеристики

  • Общая длина моста - 19 км (стал самым протяженным в России и Европе);
  • четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
  • разрешенная скорость по трассе для автомобилей - 90 км/ч;
  • два железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар пассажирских и грузовых поездов в сутки в оба направления;
  • пропускная способность моста - 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год;
  • для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м и шириной 135 м.

Проект транспортного перехода также включал строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива: более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.

Финансирование

Стоимость государственного контракта на проектирование и строительство моста (затраты подрядчика ООО "Стройгазмонтаж") была утверждена в размере 223,143 млрд руб. в ценах соответствующих лет. Общая стоимость строительства - 227,783 млрд руб. Работы велись только за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя".

Название моста

До конца 2017 года транспортный переход через Керченский пролив не имел официального названия. Оно было выбрано в ходе интернет-голосования. 17 декабря 2017 года 64% проголосовавших выбрали в качестве официального названия транспортного перехода через Керченский пролив вариант "Крымский мост".

Этапы строительства

К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) - навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла - ввели в эксплуатацию летом 2016 года. 18 марта того же года стройку впервые посетил президент РФ Владимир Путин.

10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая - на морских участках. В августе - октябре 2017 года были смонтированы самые сложные элементы Керченского моста - арки над судоходным фарватером. Арочные пролетные строения - самые габаритные элементы Крымского моста, протяженность каждого составляет 227 м.

В конце апреля 2018 года строители полностью завершили укладку асфальтобетонного покрытия на автодорожной части транспортного перехода. К июню 2018 года были установлены все сваи под автомобильную и железнодорожную части моста - всего около 7 тыс. штук. На некоторых участках глубина их погружения достигла 105 м, что соответствует высоте 35-этажного дома.

Открытие автомобильного движения по мосту

Открытие рабочего движения автомобилей по мосту изначально планировалось в декабре 2018 года. Однако работы велись с опережением графика, что позволило ввести автомобильный мост в эксплуатацию ранее намеченного срока.

15 мая 2018 года состоялось торжественное открытие автодорожной части Крымского моста. В церемонии принял участие президент РФ Владимир Путин. На следующий день в 05:30 мск было запущено регулярное движение легковых автомобилей. 1 октября 2018 года по мосту было открыто движение грузового транспорта.

Строительство железнодорожной части

В июле 2018 года строители приступили к созданию верхнего строения железнодорожной части моста. В общей сложности на двухпутной железной дороге было уложено почти 5 тыс. тонн рельсов и более 76 тыс. штук шпал.

Строительство железнодорожных подходов к мосту велось одновременно со стороны Крыма и Кубани. Они были введены в эксплуатацию вместе с железнодорожной частью Крымского моста. Подход со стороны Крыма длиной 18 км связал мост с железнодорожной сетью полуострова через станцию Багерово. Он включает 27 искусственных сооружений, в т. ч. мост, тоннель и 5 путепроводов. Построена станция Керчь-Южная, реконструирована станция Багерово.

Железнодорожный подход со стороны Краснодарского края - двухпутный участок железной дороги длиной 40 км - соединил мост с транспортной системой материковой России через станцию Вышестеблиевская. Вместе с дорогой была построена станция Тамань-Пассажирская, через которую проходят поезда ближнего и дальнего следования как в сторону Крыма, так и в направлении Краснодарского края и других регионов.

24 сентября 2019 года по Крымскому мосту в тестовом режиме проехал тепловоз. 18 декабря 2019 года строительство железнодорожной части Крымского моста было официально завершено.

Запуск железнодорожного сообщения

23 декабря 2019 года президент России Владимир Путин открыл железнодорожное движение по Крымскому мосту, отправившись из Керчи в Тамань на дизель-поезде. В тот же день первые пассажиры поехали по железной дороге из Санкт-Петербурга в Севастополь. Состав отправился с Московского вокзала в 14:00 мск (время в пути - 43 часа 25 минут), непосредственно по Крымскому мосту он проехал 25 декабря.

В действующем расписании в Крым (Симферополь, Севастополь, Феодосию и Евпаторию) по мосту курсируют поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Кисловодска, Волгограда, Адлера, Челябинска, Омска, Перми, Таганрога, Смоленска и Мурманска.

30 июня 2020 года министр транспорта РФ Евгений Дитрих и глава Республики Крым Сергей Аксенов запустили грузовое железнодорожное движение, ставшее финальным этапом ввода в эксплуатацию Крымского моста. Стоимость перевозок снизилась на 30-50%.

Награды

21 августа 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение об учреждении медали "За строительство Крымского моста". Награда вручается российским и иностранным гражданам и организациям, внесшим значительный вклад в строительство моста.

Указом главы государства от 16 марта 2020 года за строительство Крымского моста звание Героя Труда РФ было присвоено Аркадию Ротенбергу, бывшему владельцу ООО "Стройгазмонтаж", а также монтажнику "Мостоотряда-125" Николаю Зайкову.

Теракты 2022 и 2023 годов

В 2022 и 2023 годах украинскими спецслужбами и военными были осуществлены две атаки на Крымский мост. 8 октября 2022 года в результате подрыва грузового автомобиля погибли пять человек, частично обрушились два пролета автомобильной части по направлению в Крым. Движение автомобилей было восстановлено через 10 часов после взрыва. Все последствия теракта были устранены к 5 мая 2023 года, за 209 дней.

Второй теракт произошел 17 июля 2023 года - Крымский мост был атакован двумя украинскими беспилотным надводными аппаратами. Погибли три человека, находившихся в машине, следовавшей в момент взрыва по мосту. В результате теракта были повреждены два автодорожных пролета. Работы по полному восстановлению завершились 14 октября, спустя 88 дней после атаки на мост.

По факту обеих атак были возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 205 Уголовного кодекса РФ ("Террористический акт").

Статистика, подходы

По данным Минтранса РФ на май 2025 года, всего с момента открытия моста его пересекли 29,5 млн автомобилей. Также, по данным перевозчика "Гранд сервис экспресс", к началу 2025 года по Крымскому мосту прошло 25 тыс. поездов, пассажиропоток в обоих направлениях составил 18 млн человек.

После открытия моста и непосредственных подходов к нему продолжалось строительство автомобильных трасс, связывающих его с крупнейшими населенными пунктами Крыма и Кубани. В августе 2020 года в Крыму открылось движение по бесплатной четырехполосной трассе "Таврида" (Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь). Со стороны Краснодарского края на мост можно попасть по трем обычным дорогам: от Славянска-на-Кубани, Крымска и Новороссийска, а также по новой платной трассе от Краснодара, открытой в декабре 2024 года.