Найти в Дзене
Русский музей

В гостях у сказки кисти Виктора Васнецова

Великий художник Игорь Грабарь выделял Виктора Васнецова из ряда «искателей древней Руси»: талант мастера передавать романтизм исторических форм и традиций, национальных сюжетов, колорит сказок и мифов был неповторим. Вместо поверхностного взгляда на знакомые «преданья милой старины» на полотнах живописца – грандиозные образы, воссозданные предельно точно и емко в пространстве холста. Виктор Васнецов говорил: «Я только Русью и жил…». В этих словах – очередное доказательство живого, не гаснущего интереса не просто к прошлому своей страны, а к самому ее сердцу – настоящему, исконной культуре, коду, заложенному в каждого из нас. Васнецов был историческим живописцем-визионером, Баяном-сказителем, увидевшим в волшебный «бинокль» знаменитых героев столь отчетливо, будто они были его современниками. Сегодня – в день рождения художника, создавшего удивительный и знакомый нам теперь с детства сказочный мир – отправляемся в путешествие на ковре-самолете по былинным сюжетам трех знаменитых карти

Великий художник Игорь Грабарь выделял Виктора Васнецова из ряда «искателей древней Руси»: талант мастера передавать романтизм исторических форм и традиций, национальных сюжетов, колорит сказок и мифов был неповторим. Вместо поверхностного взгляда на знакомые «преданья милой старины» на полотнах живописца – грандиозные образы, воссозданные предельно точно и емко в пространстве холста.

Виктор Васнецов говорил: «Я только Русью и жил…». В этих словах – очередное доказательство живого, не гаснущего интереса не просто к прошлому своей страны, а к самому ее сердцу – настоящему, исконной культуре, коду, заложенному в каждого из нас. Васнецов был историческим живописцем-визионером, Баяном-сказителем, увидевшим в волшебный «бинокль» знаменитых героев столь отчетливо, будто они были его современниками.

Сегодня – в день рождения художника, создавшего удивительный и знакомый нам теперь с детства сказочный мир – отправляемся в путешествие на ковре-самолете по былинным сюжетам трех знаменитых картин Виктора Васнецова!

***

«Бой скифов со славянами», Виктор Васнецов. 1881 г.
«Бой скифов со славянами», Виктор Васнецов. 1881 г.

Виктор Васнецов работал над замыслами и эскизами для будущих монументальных картин еще с 1860-х годов. Личный внутренний настрой художника соответствовал атмосфере духовного подъема, охватившего тогда русское общество. Васнецов, сын священника, человек верующий, родившийся и воспитанный в русской глубинке, творил предельно искренне, шаг за шагом создавая собственный уникальный былинный мир. Пейзажи из фона для эпических событий превратились в одно из главных «действующих лиц», а главное – будто бы стали единой тканью повествования. Сказка, сотканная живописцем, вышла далеко за пределы одной картины: родная природа, наполненная особой декоративностью и орнаментальностью, объединила историзм и волшебство. Виктор Васнецов не только переложил слова народных сказаний о героях земли русской на язык живописи: возникает «васнецовское» видение и понимание преданий.

Для картины «Бой скифов со славянами» Васнецов избрал крайне экспрессивную изобразительную манеру. Кульминация действия – вздыбленные кони, выразительные и могучие силуэты, сочные контрастные пятна черного, белого, синего, коричневого – вот-вот и будет нанесен решающий удар! В яростной битве столкнулся русский витязь (один из главных героев сказочной вселенной мастера) на черном коне со степным всадником. Картина «Бой скифов со славянами», одна из переломных в череде работ мастера, отсылает зрителей к совсем ранней эпохе, к периоду зарождения Киевской Руси. В конце 1870-х, будучи уже признанным жанристом, Васнецов вдруг устремился к необычным для русского реалистического искусства того периода фольклорным мотивам, в живописи наступает такой же «рассвет» – абсолютно новый с точки зрения языка и темы период.

В старинных летописях набеги кочевников на приднепровские земли называли борьбой Руси «со степью». Здесь Виктор Васнецов непроизвольно допускает историческую неточность: в конце ХIХ века еще не было известно, что скифы жили на несколько сотен лет ранее и встретиться со славянами никак не могли. Однако в центре композиции – не отдельный факт прошлого. Васнецов вновь обратился к уже знакомому для его творчества образу былинного героя – непобедимого воина, готового схлестнуться в битве с любым, даже невероятно сильным и коварным противником.

«Витязь на распутье», Виктор Васнецов. 1882 г.
«Витязь на распутье», Виктор Васнецов. 1882 г.

Витязь на полотнах Виктора Васнецова появился еще в 1878 году: тогда художник представил первый вариант картины на передвижной выставке. Позже – спустя четыре года – он написал новый вариант, более масштабный и творчески переосмысленный. Вновь воин представлен именно верхом, вновь на белом коне, вступающим в контраст и метафорическую борьбу с черными воронами – древними предвестниками беды.

В основе ее содержания былина «Три поездки Ильи Муромца», в которой рассказывается, как на перекрестке трех дорог богатырь увидел камень-«вещун» и остановился в раздумье. «Как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному», – гласит надпись. Васнецов трактует легенду словно реальное событие, изображая витязя в этнографически и исторически достоверных «богатых азиатских доспехах». Пейзаж вновь дает множество подсказок и задумчивому витязю, решающему свою судьбу, и зрителю, наблюдающему за параллельным былинным миром – полотно мастера наполнено вечными символами тревоги.

Вокруг воина – сплошь черепа тех, кто совершил неверный выбор, птицы, кости, древние валуны. Впереди – закатное солнце, которое уже скоро окончательно зайдет за горизонт, и бесконечная дорога. Верный белый конь опустил голову, острие копья – также смотрит вниз. Великий образ развилки, противостояния света и тьмы, драматического мгновения выбора. Настоящие сказки всегда вызывали у слушателя волну эмоций: вот и здесь, в «васнецовском» мире, порой приходится искренне сопереживать героям и с нетерпением ждать развязку истории.

«Баян», Виктор Васнецов. 1910 г.
«Баян», Виктор Васнецов. 1910 г.

«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. В окружении фольклорных добрых молодцев в самом центре полотна оказывается баян – древнерусский поэт-певец, упомянутый еще автором «Слова о полку Игореве» – литературном памятнике конца XII века. В нем летописец рассказывает легенду: согласно преданию, баян – вещий внук славянского бога Велеса, покровителя скота и земледельцев, путешественников и мудрецов, страж на границе миров.

Первый эскиз картины был сделан еще в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что Виктор Васнецов в это время писал знаменитых «Богатырей». Спустя 20 лет храбрые воины, герои былинных и сказочных полотен живописца, будто собираются все вместе на лоне родной природы. Символом их глубокого единства становится баян: его песнь привносит особую духовную связь, подчеркивает родство певца и дружины – сыновей, стоящих на страже одной земли. Последняя на картине «Баян» представлена со всем простором и панорамностью! Если все персонажи заняли место на возвышенности, то вокруг нее, у подножья, открывается бескрайняя территория широких русских просторов.

«Васнецовский» баян не связан сюжетно с русским героическим эпосом, однако имеет к нему прямое отношение. Тема единения и братства раскрывается на материале русской старины и составляет с картинами на былинные сюжеты одну сюиту. В творчестве Виктора Васнецова соседствуют полностью фантастические «сказки – складки» и «песни – были» о прошлых эпохах, ведь, как известно с детства, сказка быль – да в ней намек. Потому в монументальных, пронизанных символизмом образах художника мы видим столь удивительное пересечение истории Руси и волшебного мира ее фольклора, мифов и красоты народных верований.

***

Успейте погрузиться в целую былинно-сказочную вселенную кисти Виктора Васнецова на юбилейной выставке Русского музея в корпусе Бенуа, приуроченной к 175-летию со дня рождения гениального отечественного живописца!

Генеральный партнер выставки – ПАО «ЛУКОЙЛ».