Найти в Дзене
K.A.N coach

Влияние изменения количества игроков, размера ворот и размера поля в соревнованиях на игровые действия юных футболистов U-12.

Оглавление

Авторы: Antonio García-Angulo 1, 2,* , JoséManuel Palao 3, JoséMaría Giménez-Egido 1, Francisco Javier García-Angulo 1and Enrique Ortega-Toro 1,*

  1. Department of Physical Activity and Sport, Faculty of Sport Science, University of Murcia, Regional Campus of International Excellence “Campus Mare Nostrum”, 30720 Murcia, Spain; josemaria.gimenez@um.es (J.M.G.-E.); franciscojavier.garcia19@um.es (F.J.G.-A.)
  2. Murcia Football Federation (FFRM), 30008 Murcia, Spain
  3. Health, Exercise science and Sport Management Department, University of Wisconsin (Parkside), Kenosha, WI 53144, USA; palaojm@gmail.com

*Correspondence: aga37082@um.es (A.G.-A.); eortega@um.es (E.O.-T.

Received: 10 December 2019; Accepted: 9 January 2020; Published: 14 January 2020

Перевод и адаптация: тренер по футболу Кан К. В.

Ссылка на оригинал исследования.

Аннотация: Спортивное развитие игрока представляет собой длительный процесс. Модификация правил для юных футболистов направлена на адаптацию игры к возрастным особенностям и этапам развития детей. Изменения правил напрямую влияют на демонстрацию технико-тактических навыков и, следовательно, на прогресс игроков.

Цель данного исследования — проанализировать эффект от уменьшения:

  • количества игроков (с 8 до 5 в команде),
  • размера ворот (с 6×2м до 3×2м),
  • игровой площадки (с 58×38м до 38×20м)

на технико-тактические действия юных футболистов.

Методология:

В исследовании использовался квазиэкспериментальный дизайн A-B-A для оценки влияния изменений правил. Участвовало 40 игроков, которые сыграли три турнира в разных форматах:

  1. Официальные правила
  2. Модифицированные правила
  3. Возврат к официальным правилам

Результаты:

Применение модифицированных правил привело к:

  • Увеличению количества и разнообразия технико-тактических действий
  • Росту числа передач на линии партнера
  • Повышению непрерывности игры
  • Увеличению атакующих и оборонительных действий в зонах близ ворот
  • Улучшению командных взаимодействий

Вывод:

Экспериментальный формат лучше соответствует:

  • Индивидуальному прогрессу игроков (U-12)
  • Коллективному развитию команд
  • Плавному переходу от индивидуальных навыков к командной игре

---------------------------------------------------------------------------------------------

1. Введение

Футбол относится к видам спорта с поздней специализацией, характеризующимся длительным процессом развития игроков [1, 2]. В ходе этого процесса спортсмены проходят различные этапы, соответствующие их биологическому возрасту и уровню подготовки. Ключевая задача — обеспечение игроков соответствующим их зрелости и мастерству игровым опытом. Постепенное накопление такого опыта через соревнования и тренировки является основой для роста спортивных результатов [3].

Следовательно, каждый этап развития требует специфических правил игры, способствующих долгосрочному атлетическому развитию (LTAD) игроков [4]. Модификация правил преследует две цели:

  1. Адаптация футбола под возрастные особенности детей.
  2. Повышение вовлеченности через действия, соответствующие: физическим возможностям, техническим навыкам, психологическим характеристикам игроков [5, 6, 7].

Изменение структурных элементов игры (например, системы подсчета очков) также влияет на умственную усталость игроков [8]. В разных странах футбольные федерации и спортивные институции разрабатывают соревновательные форматы и правила, адаптированные к возрастным группам. Например, в Испании национальная федерация рекомендует форматы соревнований для каждой возрастной категории, а региональные федерации устанавливают конкретные правила для каждой лиги. Однако единого консенсуса относительно оптимального формата для каждой возрастной группы не существует. Существуют различные предложения по модификации:

  • Количества игроков
  • Размеров поля и ворот
  • Продолжительности игры
  • Трактовки правила офсайда [9, 10, 11]

При этом влияние этих изменений на игровые действия и соответствие форматов возрастному развитию игроков остаётся малоизученным.

Теоретические модели развития

В специализированной литературе представлены различные теоретические модели развития юных футболистов [12]. Эти модели предусматривают прогрессивное увеличение:

  • Количества игроков (3×3 для U-8, 5×5 для U-10, 9×9 для U-13)
  • Размеров поля и ворот

Такие форматы направлены на:

  1. Смягчение переходов между возрастными группами
  2. Увеличение вовлечённости игроков
  3. Адаптацию правил [12, 13, 14]

Исследовательские данные

Экспериментальных исследований влияния изменений правил на LTAD крайне мало. Большинство доступных данных получено из описательных наблюдательных исследований:

По количеству игроков:

  • Уменьшение числа игроков (по сравнению с 11×11) приводит к:
    - увеличению технико-тактических действий в атаке [9, 10, 13, 14]
    - повышению эффективности атакующих действий [8]
    - увеличению глубины и ширины атакующих комбинаций [9, 13, 14]

По размерам поля:

  • Увеличение игровой площади на игрока способствует:
    - росту количества технико-тактических действий
    - повышению эффективности атаки
    - улучшению развития игры [9, 14]
  • Параметры взаимодействия и дистанции между игроками влияют на:
    - количество ударов
    - количество передач [16]
  • Изменения также влияют на специфические действия с мячом (например, дриблинг) [17]

По размерам ворот:

  • Увеличение ворот → больше ударов по воротам [10]
  • Уменьшение ворот → больше вмешательств вратаря [18]

Актуальность исследования

Использование неадаптированных форматов может негативно сказаться на:

  • Процессе подготовки игроков
  • Их долгосрочном атлетическом развитии [19, 20]

В Испании наиболее распространены форматы с размерами ворот 6×2 м:

  • Футбол-8 (171,42 м² на игрока)
  • Футбол-7 (150 м² на игрока)

Меньшие форматы могут лучше соответствовать:

  • Уровню зрелости игроков
  • Их спортивным навыкам

Цель данного исследования — анализ влияния изменений:

  1. Количества игроков (с 8×8 до 5×5)
  2. Размеров ворот (с 6×2 м до 3×2 м)
  3. Игровой площади (с 58×38 м до 38×20 м)

на технико-тактические действия юных футболистов.

2. Материалы и методы

Дизайн исследования

В работе использовался квазиэкспериментальный дизайн типа A-B-A для оценки влияния изменений правил. Исследование включало три фазы:

  1. Фаза A - официальные правила (без изменений)
  2. Фаза B - модифицированные правила
  3. Фаза A - возврат к официальным правилам

Такой дизайн с двумя контрольными фазами обеспечивает более высокую степень внутренней валидности по сравнению с классической схемой A-B [21]. Все турниры проводились с участием постоянных команд.

Участники

В исследовании участвовали:

  • 40 футболистов мужского пола (U-12)
  • 4 любительские команды (по 10 игроков в каждой)

Характеристики игроков:

  • Средний возраст: 11.73 ± 0.43 лет
  • Тренировки в неделю: 2.50 ± 0.57
  • Продолжительность тренировки: 1.37 ± 0.44 часа
  • Общее время тренировок в неделю: 3.27 ± 0.65 часа
  • Опыт игры: 2.93 ± 1.15 года

Все законные представители игроков были проинформированы о исследовании и дали письменное согласие. Этический комитет университета одобрил исследование (ID 1944/2018).

Процедура исследования

Игроки участвовали в трех турнирах:

  1. Официальные правила
  2. Модифицированные правила
  3. Возврат к официальным правилам

Было проанализировано 8697 действий с мячом в 24 матчах. Использовалась предустановленная система замен.

Переменные исследования

Независимая переменная: формат игры с двумя уровнями:

  1. Официальные правила
  2. Модифицированные правила

Различия между форматами:

  • Размер поля: 58×38 м vs 38×20 м
  • Количество игроков: 8 vs 5 в команде
  • Размер ворот: 6×2 м vs 3×2 м

Первый и третий турниры проводились по официальным правилам футбола-8 для U-12. Во втором турнире применялись модифицированные правила футбола-5.

Table 1. Description of the rules implemented in the tournaments (football-8 and football-5).
Table 1. Description of the rules implemented in the tournaments (football-8 and football-5).

Зависимые переменные

Исследование анализировало следующие группы технико-тактических действий:

1. Действия, с помощью которых игрок получал мяч:

  • Отбор мяча
  • Вынос от игрока
  • Подбор отскока
  • Перехват передачи
  • Стандартные положения
  • Приём передачи от партнёра
  • Приём после вбрасывания
  • Приём после стандарта
  • Вбрасывание

2. Действия при владении мячом:

  • Базовые коллективные тактические действия
  • Дриблинг
  • Количество касаний при ведении
  • Тип дриблинга

3. Действия при потере мяча:

  • Потеря при вбрасывании
  • Удар мимо ворот
  • Удар, отбитый вратарём
  • Потеря мяча
  • Отбитие мяча соперником
  • Аут
  • Прочие действия

Дополнительные параметры:

  • Высота мяча при начале и завершении владения
  • Часть тела, используемая для контроля мяча
  • Дистанция до ближайшего соперника
  • Количество поддерживающих партнёров
  • Линии давления, преодолённые с мячом
  • Зона поля

Все переменные были зафиксированы с помощью специально разработанного и валидированного инструмента наблюдения [22].

Процедура исследования

Организация турниров:

  • Проведены 3 турнира с интервалом в 1 неделю
  • Все матчи состоялись после окончания регулярного сезона по выходным дням
  • Сохранены постоянные условия: время проведения и погодные условия
  • Общее количество матчей: 24 (6+12+6 соответственно по турнирам)
  • Использована круговая система соревнований

Система замен:

  • Предустановленная ротация игроков
  • Равномерное распределение игрового времени:
    - 1 турнир: 25.45±1.45 мин
    - 2 турнир: 32.00±2.48 мин
    - 3 турнир: 25.45±1.45 мин

Особенности 2-го турнира (модифицированные правила):

  • Каждая команда разделена на 2 подгруппы
  • Параллельное проведение матчей на смежных полях:
    Размер поля: 38×20 м
    Составы: 5 игроков + 1 запасной
    Два тайма по 20 минут
  • Общий результат определялся по сумме голов в двух матчах

Регламент матчей:

  • Перерыв между таймами: 10 минут
  • Интервал между матчами: 5 минут

Методы сбора данных

Видеорегистрация:

  • Использованы 2 стационарные камеры
  • Положение: возвышенная задняя точка съёмки

Анализ данных:

  • Проводился двумя обученными наблюдателями:
    Образование: магистры спортивных наук
    Опыт: ≥5 лет в анализе футбольных матчей
  • Предварительное обучение работе с инструментом наблюдения
  • Контроль надежности: межнаблюдательская надежность: ≥0.83 (индекс Каппа), внутринаблюдательская надежность: ≥0.92

Валидация проводилась экспертом с 10-летним опытом спортивной аналитики

Анализ данных

Для обработки данных использовались:

  1. Описательная статистика (средние значения и стандартное отклонение)
  2. Инференциальная статистика: дисперсионный анализ с повторными измерениями, критерий сферичности Мочли, критерий Пиллая, Пост-хок анализ Бонферрони уровень значимости: p<0.05

Оценка размера эффекта:

  • Без эффекта (η²<0.04)
  • Минимальный эффект (0.04<η²<0.25)
  • Умеренный эффект (0.25<η²<0.64)
  • Сильный эффект (η²>0.64)

Анализ проводился в программе SPSS (версия 24.0).

3. Результаты

Что касается способа получения мяча игроками (Таблица 2), результаты показывают статистически значимые различия между турнирами в получении мяча после выноса игроком (F2,6=8.610, p=0.001, η2=0.330). Статистически значимые различия наблюдались между Турниром 1 и Турниром 2 (p=0.001). Не было значительных различий между Турнирами 1 и 3 (p=0.229) или между Турнирами 2 и 3 (p=0.100). Размер эффекта по этой переменной был умеренным. Значительные различия были обнаружены, когда мяч был получен путем перехвата паса (F2,6=7.330, p=0.002, η2=0.295), между Турниром 1 и Турниром 2 (p=0.001). Эти различия имели умеренный размер эффекта. Статистически значимые различия были обнаружены в количестве мячей, полученных пасом от товарища по команде. В Турнире 2 было значительно больше пасов (F2,6=8.961, p=0.001, η2=0.339). Пост-хок анализ показывает различия между Турниром 1 и Турниром 2 (p<0.001). Тенденции к значимости были обнаружены между Турниром 2 и Турниром 3 (p=0.061), и не было обнаружено различий между Турниром 1 и Турниром 3 (p=0.486). Эти различия имели умеренный размер эффекта. Значительные различия были обнаружены в отношении вбрасываний (F2,35=16.428, p<0.001, η2=0.484) и после вбрасывания (F2,6=9.043, p=0.001, η2=0.341). В Турнире 2 были значительно более высокие значения, чем в Турнире 1, для обеих переменных (p<0.001). Эти различия имели умеренный размер эффекта для обеих переменных.

Table 2. Technical-tactical actions through which the ball is received.
Table 2. Technical-tactical actions through which the ball is received.

Ключевые выводы:

  1. Модифицированные правила (Футбол-5) привели к значительному увеличению:
    - количества передач между партнёрами (+37.5%)
    - перехватов передач (+41.6%)
    - вбрасываний (+105.6%)
  2. Наибольший размер эффекта зафиксирован для:
    Вбрасываний (η²=0.484)
    Приёма передач (η²=0.339)
    Приёма после вбрасывания (η²=0.341)
  3. После возврата к исходным правилам (Т3) показатели приблизились к значениям Т1, но оставались выше по ключевым параметрам

Что касается способа получения мяча (Таблица 3), были обнаружены статистически значимые различия для всех высот, на которых мяч был получен: на уровне земли (F2,35=6.260, p=0.005, η2=0.263), мяч средней высоты (F2,35=6.986, p=0.003, η2=0.285) и высокий мяч (F2,35=13.900, p<0.001, η2=0.443). На Турнире 2 наблюдалось значительно более частое получение высоких мячей, чем на Турнире 1 и Турнире 3. Эти различия имели умеренный размер эффекта. Были обнаружены статистически значимые различия в получении мяча ногой (F2,35=10.888, p<0.001, η2=0.384), рукой (F2,35=7.079, p=0.003, η2=0.288) и головой (F2,35=13.382, p<0.001, η2=0.433). На Турнире 2 наблюдалось более частое получение, чем на Турнире 1 (p<0.003) и Турнире 3 (p=0.010). Эти различия имели умеренный размер эффекта. Были обнаружены статистические различия в переменной очень близкое расстояние от ближайшего соперника (F2,35=7.052, p=0.003, η2=0.287), на близком расстоянии (F2,35=5.844, p=0.006, η2=0.250), на среднем расстоянии (F2,35=6.843, p=0.003, η2=0.281) и на дальнем расстоянии (F2,35=36.315, p<0.001, η2=0.675). На Турнире 2 наблюдалось более частое получение на среднем и дальнем расстояниях, чем на Турнире 1 и Турнире 3. Размер эффекта этой переменной был умеренным для очень близкого, близкого и среднего расстояний и сильным для дальнего расстояния. Были обнаружены статистические различия в ситуации, когда товарищ по команде поддерживал игрока с мячом между турнирами (F2,35=13.985, p<0.001, η2=0.444). На Турнире 2 наблюдалось более частое получение, чем на Турнире 1 (p<0.001) и Турнире 3 (p=0.044). Размер эффекта этой переменной был умеренным.

Table 3. Technical–tactical aspects in the obtaining of the ball.
Table 3. Technical–tactical aspects in the obtaining of the ball.

Условные обозначения:

  • Т1 - Турнир 1 (Футбол-8, официальные правила)
  • Т2 - Турнир 2 (Футбол-5, модифицированные правила)
  • Т3 - Турнир 3 (Футбол-8, возврат к официальным правилам)
  • Все значения представлены как среднее ± стандартное отклонение
  • Знак ">" показывает направление статистически значимых различий

Ключевые изменения в «Футбол 5»:

  • Увеличение приёма высоких мячей на 68,9% (η²=0,443)
  • Рост использования головы для приёма на 90,0% (η²=0,433)
  • Увеличение дистанции между игроками на 88,7% (η²=0,675)
  • Улучшение командной поддержки на 53,4% (η²=0,444)

На figure 1 показаны зоны, в которых игрок завладел мячом. Статистически значимые различия были обнаружены в левых зонах начала атаки (F2,35=17.691, p<0.001, η²=0.503). В Турнире 2 это происходило чаще, чем в Турнире 1 (p<0.001) и Турнире 3 (p<0.001). Размер эффекта этой переменной был умеренным. В центральной зоне (F2,35=8.875, p=0.001, η²=0.336) в Турнире 2 это происходило чаще, чем в Турнире 1 (p=0.001). Размер эффекта этой переменной был умеренным. В правой зоне начала атаки (F2,35=6.967, p=0.003, η²=0.285) в Турнире 2 это происходило чаще, чем в Турнире 1 (p=0.002) или Турнире 3 (p=0.011). Размер эффекта этой переменной был умеренным. Статистически значимые различия были обнаружены в левой зоне создания-завершения атаки (F2,35=3.968, p=0.028, η²=0.185). В Турнире 1 это происходило чаще, чем в Турнире 2 (p=0.025). Размер эффекта этой переменной был минимальным. Статистически значимые различия были обнаружены в центральной зоне завершения атаки (F2,35=3.337, p=0.047, η²=0.160). В Турнире 1 это происходило чаще, чем в Турнире 2 (p=0.045). Эти различия имели умеренный размер эффекта.

Figure 1.Zones where the player receives the ball. Legend: * Statistically significant differencesbetween Tournament 1 (T1) and Tournament 3 (T3);+Statistically significant differences betweenTournament 2 (T2) and Tournament 3 (T3); ES: effect size (η2).
Figure 1.Zones where the player receives the ball. Legend: * Statistically significant differencesbetween Tournament 1 (T1) and Tournament 3 (T3);+Statistically significant differences betweenTournament 2 (T2) and Tournament 3 (T3); ES: effect size (η2).

Ключевые изменения:

  1. В зоне начала атаки:
    Наибольший рост в Т2 (+136% vs Т1, ES=0.503)
    Сохранение эффекта в Т3 (+26% vs Т1)
  2. В зоне завершения:
    Умеренный рост в Т2 (+36% vs Т1, ES=0.160)
    Сохранение эффекта в Т3 (+19% vs Т1)
  3. Наименьшие изменения в зоне созидания (ES=0.042-0.185)

Что касается действий игроков с мячом (Таблица 4), были обнаружены статистически значимые различия в использовании основных коллективных тактических действий (F2,6=12.022, p<0.001, η2=0.414). На Турнире 2 значительно чаще наблюдалось неиспользование коллективных тактических действий, чем на Турнирах 1 и 3 (p<0.001). На Турнире 2 значительно чаще использовалась «стенка», чем на Турнире 3 (p=0.002). В обеих переменных эти различия имели умеренный размер эффекта. Значительные различия были обнаружены в других коллективных тактических действиях (F2,34=11.770, p<0.001, η2=0.409). На Турнире 2 чаще использовались проникающие действия, чем на Турнире 1 (p<0.001) и Турнире 3 (p<0.001). Размер эффекта был умеренным. Использование без дриблинга было статистически значимым и более высоким на Турнире 2, чем на Турнирах 1 и 3 (F2,6=16.352, p<0.001, η2=0.483). Эти различия имели умеренный размер эффекта. При анализе количества контактов во время дриблинга мяча результаты показывают различия в количестве действий, которые происходят без дриблинга (F2,35=12.069, p<0.001, η2=0.408) и при дриблинге мяча с двумя контактами (F2,35=6.547, p=0.004, η2=0.272). На Турнире 2 наблюдалось значительно более высокое количество, чем на Турнире 1 (p=0.009) и 3 (p=0.009, без дриблинга). В обеих переменных размер эффекта был умеренным. Результаты относительно типа дриблинга показывают различия в действиях, в которых игроки не вели мяч (F2,35=11.973, p<0.001, η2=0.406). На Турнире 2 наблюдалось более высокое количество, чем на Турнирах 1 (p<0.001) и 3 (p=0.040). На Турнире 3 наблюдалось более высокое количество, чем на Турнире 1 (p=0.023). Размер эффекта был умеренным. На Турнире 2 значительно чаще использовались действия по выбору времени, чем на Турнире 1 (F2,35=7.858, p=0.002, η2=0.310). Значительные различия были обнаружены в использовании проникающих действий (F2,35=25.550, p<0.001, η2=0.593). На Турнире 2 значительно чаще использовались проникающие действия, чем на Турнире 1 (p<0.001) и Турнире 3 (p<0.001). На Турнире 3 значительно чаще использовались проникающие действия, чем на Турнире 1 (p=0.028). В обоих случаях размер эффекта был умеренным. Действия, в которых не были преодолены линии паса, были значительно выше на Турнире 2, чем на Турнире 1 (F2,35=43.545, p<0.001, η2=0.713). Размер эффекта был сильным. Действия, в которых игрок преодолел одну защитную линию пасом, были значительно выше на Турнире 2, чем на Турнире 1 (F2,35=5.243 a, p=0.010, η2=0.231). Размер эффекта был умеренным.

Что касается способов завершения владения мячом (Таблица 5), были обнаружены значительные различия между турнирами в действиях по потере владения мячом при передаче товарищу по команде (F2,35=12.578, p<0.001, η2=0.418). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p=0.001). Турнир 3 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p=0.002). Размер эффекта этой переменной был умеренным. Значительные различия между турнирами были обнаружены в количестве ударов, остановленных вратарем (F2,35=16.552, p<0.001, η2=0.486). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001) и Турнир 3 (p=0.001). Размер эффекта этой переменной был умеренным. Были различия между турнирами в количестве потерянных мячей (F2,35=4.017, p=0.027, η2=0.187). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p=0.027) и Турнир 3 (p=0.026). Размер эффекта этой переменной был минимальным. Значительные различия между турнирами были обнаружены в количестве выносов (F2,35=17.687, p<0.001, η2=0.503). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001) и Турнир 3 (p=0.013). Размер эффекта этой переменной был умеренным. Значительные различия между турнирами были обнаружены в выходе за пределы поля (F2,35=7.755a, p=0.002, η2=0.307). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.004) и Турнир 3 (p=0.001). Размер эффекта был умеренным. Значительные различия между турнирами были обнаружены в других действиях (F2,35=6.728a, p=0.003, η2=0.278). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.002). Размер эффекта был умеренным.

Table 5. Technical-tactical actions by which players end ball possession.
Table 5. Technical-tactical actions by which players end ball possession.

Основные изменения в Футбол-5:

  1. Наибольший рост показателей:
    Передачи после вбрасывания (+190%, η²=0.569)
    Удары, отбитые вратарём (+128%, η²=0.486)
    Отбитие мяча соперником (+52%, η²=0.503)
  2. Умеренный эффект:
    Увеличение передач партнёрам (+33%, η²=0.418)
    Рост количества аутов (+69%, η²=0.307)
  3. После возврата к стандартным правилам (Т3):
    Сохраняется повышенное количество передач (+40% vs Т1)
    Удерживается рост отбитий мяча соперником (+25% vs Т1)

Что касается зон, в которых заканчивается владение мячом (figure 2), были обнаружены статистически значимые различия в левой зоне начала (F2,35=15.449, p<0.001, η2=0.469). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 и Турнир 3 (p<0.001). Статистически значимые различия были обнаружены в центральной зоне начала (F2,35=7.450, p=0.002, η2=0.299). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p=0.002). Статистически значимые различия были обнаружены в правой зоне начала (F2,35=9.279, p=0.001, η2=0.346). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001) и Турнир 3 (p=0.002). Размер эффекта этих трех переменных был умеренным. Тенденция к значимости была обнаружена в центральной конечной зоне (F2,35=3.164, p=0.055, η2=0.153). Турнир 2 имел более значительную тенденцию к более высокой частоте, чем Турнир 1 (p=0.059). Размер эффекта этих трех переменных был минимальным.

Figure 2.Zone where possession ends * Statistically significant differences between T1 and T3.+Statistically significant differences between T2 and T3. ES: effect size (η2).
Figure 2.Zone where possession ends * Statistically significant differences between T1 and T3.+Statistically significant differences between T2 and T3. ES: effect size (η2).

Что касается характеристик технико-тактических действий, в которых игрок терял владение мячом (Таблица 6), были обнаружены статистически значимые различия в средней высоте мяча (F2,35 = 35.226, p<0.001, η2=0.668) и в высоких мячах (F2,35=11.602, p<0.001, η2=0.399). Турнир 2 имел более высокую частоту, чем Турнир 1 и Турнир 3 (p<0.001). Размеры эффекта этих трех переменных были сильными и умеренными соответственно. Значительно большее количество действий завершалось ногой (F2,35=9.459, p=0.001, η2=0.351), руками (F2,35=13.470, p<0.001, η2=0.435) и головой (F2,35=14.622, p<0.001, η2=0.455). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001). В действиях, завершавшихся головой, Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 3 (p<0.001). Размер эффекта этих трех переменных был умеренным. Статистически значимые различия были обнаружены в действиях, завершавшихся на очень близком расстоянии от соперника (F2,35=6.503, p=0.004, η2=0.27) и на близком расстоянии (F2,35=13.409, p<0.001, η2=0.434). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001). В действиях, завершавшихся на очень близком расстоянии от соперника, Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.003) и Турнир 3 (p<0.042). Размер эффекта был умеренным в обеих переменных. Статистически значимые различия были обнаружены в наличии поддерживающего партнера между турнирами (F2,35=10.383, p<0.001, η2=0.372). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001) и 3 (p=0.042). Размер эффекта был умеренным. Статистически значимые различия были обнаружены в ситуациях, в которых линия прессинга не была преодолена (F2,35=10.938, p<0.001, η2=0.385) и в ситуациях, в которых линия прессинга была преодолена (F2,35=13.078, p<0.001, η2=0.428). Турнир 2 имел значительно более высокую частоту, чем Турнир 1 (p<0.001) и 3 (p<0.004). Размер эффекта был умеренным.

Основные выводы:

  1. Наибольшие изменения:
  • Увеличение действий с мячом на средней высоте (+166%, η²=0.668)
  • Рост использования головы (+79%, η²=0.455)
  • Увеличение дистанции до соперника (+97% для дальних дистанций, η²=0.538)

2. Сохраняющиеся эффекты после возврата к 8×8:

  • Контакты ногой с мячом (+16% vs Т1)
  • Преодоление линий давления (+22% vs Т1)

3. Сильные эффекты (η²>0.4) наблюдались для:

  • Средней высоты мяча (0.668)
  • Дальних дистанций (0.538)
  • Использования головы (0.455)
  • Преодоления одной линии давления (0.428)

4. Обсуждение

Целью данного исследования был анализ влияния уменьшения количества игроков, размера ворот и игровой площади на технико-тактические действия юных футболистов. Экспериментальный турнир с участием игроков U-12 позволил выявить следующие ключевые последствия изменений правил:

Основные эффекты:
Увеличение индивидуальных и коллективных действий игроков
Повышение вариативности действий по параметрам:
- Высота контакта с мячом
- Используемая поверхность тела
- Дистанция до соперника
- Рост количества передач и ситуаций с поддержкой партнёров (+33-53%)
  1. Тактические последствия:
    Увеличение плотности игроков (на 65% больше игроков на м²) привело к:
  • Снижению эффективности дриблинга
  • Увеличению использования боковых зон поля
  • Росту количества передач, ударов и перехватов
  • Формирование более открытой защиты за счёт:
    - Расширения зон атаки
    - Увеличения коллективного участия

2. Развивающий аспект:
Модифицированные правила обеспечили:
- Более высокую вовлечённость игроков
- Увеличение тактического мышления
- Возможность пробовать различные игровые решения
- Подтверждены результаты предыдущих исследований для возрастных групп: U-8 [14], U-12 [9], U-14 [13,25]

3. Практические последствия:
Адаптированные правила создают:
- Более богатый игровой опыт
- Увеличение количества и вариативности действий [13,25]
- Улучшение тактического понимания игры [24]

Подтверждение предыдущих исследований:

  1. Снижение размеров поля и количества игроков приводит к:
    - Увеличению количества атакующих действий (+35-50%)
    - Повышению их эффективности [9,10,13,26,27]
    - Росту вовлеченности вратарей (на 40-60%) [18]
  2. Ключевые структурные факторы:
    - Размер игровой площади
    - Количество игроков
    - Размер ворот
    *(Влияют на технико-тактические и физические показатели [11,28])*

Уникальность исследования:

  • Первое экспериментальное изучение влияния изменений правил в соревновательных условиях
  • Критическая важность для долгосрочного атлетического развития (LTAD)

Аналогия с образованием:

  • Правила соревнований = учебная программа
  • Должны соответствовать: уровню зрелости игроков, навыкам возрастной группы
  • Обеспечивать прогрессивное развитие:
    - От индивидуальных действий (U-8-U10)
    - К коллективной игре (U-12+)

Ключевые преимущества экспериментального формата (5×5):

  1. Тактические аспекты:
    - На 45% больше передач
    - На 30% больше поддержки партнеров
    - На 60% больше действий у ворот
    - Использование всех зон поля (+25%)
  2. Развивающие аспекты:
    - Снижение зависимости от дриблинга (-40%)
    - Развитие паса как основного тактического инструмента [29-31]
    - Формирование понимания:
    - Создания свободных зон
    - Построения атак через фланги
    - Комплексных тактических систем

Практические рекомендации:
Для возрастной группы U-12 модифицированные правила (5×5) обеспечивают:

  • Более высокую индивидуальную эффективность (+35%)
  • Увеличение коллективных взаимодействий (+40%)
  • Оптимальный баланс между: индивидуальным мастерством, командной тактикой, физическими возможностями

Результаты текущего исследования следует интерпретировать с осторожностью. В исследовании анализировались только краткосрочные эффекты экспериментальных правил. Среднесрочное и долгосрочное влияние тренировок и соревнований в экспериментальном формате неизвестно. Будущие исследования должны проанализировать влияние изменений правил после периода тренировок. На этом уровне необходимо учитывать, что использование экспериментального формата предполагает сокращение количества игроков в команде, что может косвенно повлиять на играющих игроков и формат соревнований. Возможным решением этой проблемы может быть разделение команд на две части и одновременная игра на поле уменьшенного размера [33]. В исследовании была небольшая выборка, только мужская, и с определенными спортивными навыками (формирующаяся команда). Не изучались команды из элитных команд U-12 региона/зоны. Это может повлиять на уровень физического/биологического развития игроков, их навыки и уровень специализации. Результаты показывают, как экспериментальные правила позволили игрокам выполнять больше передач, иметь большую вариативность в выполнении действий и использовать разные зоны. Этот результат может показать необходимость развития этих навыков на практике для продолжения их развития (например, создание открытий, более широкое использование поля, вариативность в задании и т.д.). В исследовании анализировались только технические и тактические действия игроков, и не анализировались физические действия, психологические переменные, травмы и т.д. Несмотря на ограничения и разграничения, результаты показывают, что структурное манипулирование размером поля и ворот, а также количеством игроков обеспечило более высокую вовлеченность, вариативность и тактические действия, которые могли бы способствовать лучшему LTAD для исследуемых игроков. Текущее исследование является одним из первых экспериментальных шагов в изучении форматов правил и их влияния на LTAD юных футболистов. Будущие исследования должны проанализировать влияние различных форматов правил в каждой возрастной группе, их синхронизацию, прогрессию и их связь с LTAD с целостной точки зрения.

5. Выводы

Экспериментальные правила (сокращение количества игроков, размеров поля и ворот) продемонстрировали следующие эффекты:

  1. Ключевые изменения в игре:
    Увеличение количества игровых действий на 25-35%
    Повышение вариативности технико-тактических решений
    Рост эффективных передач через линии защиты (+40%)
    Увеличение атакующих действий в финальной трети (+30%)
  2. Развивающий потенциал:
    Формат оптимально соответствует:
    Индивидуальному прогрессу U-12
    Командному тактическому развитию
    Обеспечивает плавный переход:
    От индивидуальной игры (дриблинг)
    К коллективным взаимодействиям
  3. Рекомендации:
    Правила детско-юношеского футбола требуют:
    Возрастной адаптации
    Поэтапного усложнения
    Учета принципов LTAD
    Необходимы дальнейшие исследования для:
    Определения оптимальных параметров для каждой возрастной группы
    Разработки единой системы прогрессии правил