Начну я с того, что проясню словосочетание "Русская Палестина" (она же Подмосковная Палестина). Это ландшафтный аналог Святой земли, созданный Божественным провидением. Не так много известно о первых храмах Русской Палестины дониконовского периода, но я постаралась собрать информацию. Использовала информацию с сайта монастыря Новый Иерусалим и книгу "Русская Палестина - ландшафтная икона святой земли" авторства Наталии Колотий. Очень советую к прочтению всем любителем истории.
Далее, чтобы не запутаться ( а это очень легко получится если начнете в этом разбираться) условно(!) развитие Русской Палестины можно разделить на три периода:
1. Дониконовская Палестина.
Это совпадение мест истринской земли с местами Святой Земли.
2. Никоновская Русская Палестина.
Та ландшафтная икона Святой Земли которую возвел патриарх Никон.
3. Современная реконструкция.
Период развития Русской Палестины в наше время.
В этой статье я коснусь именно первого периода.
И так, какие же храмы относятся к Дониконовской Палестине?
1. Вифлеем - с. Петровское храм Рождества Христова.
2. Фавор - деревня Бужарово Преображенский храм.
3. Монастырь Креста - село Дарна Крестовоздвиженский храм.
4. Хеврон - село Троицкое Троицкий храм.
5. Монастырь пророка Ильи - Ильинский храм на Ильинском Погосте.
6. Елеон - село Алексино храм Вознесения.
7. Церковь Вознесения Христова в селе Сафатове.
Теперь поподробнее о этих местах.
Вифлием:
В 1646 г. село Петровское (с. Рождественское-Пeтровское) с деревнями находилось во владении жены Алексея Годунова вдовы Аксиньи. В это время в селе стояла церковь деревянная во имя Рождества Христова с приделами. Место находилось недалеко от современного города Истра, на юге, примерно на таком же расстоянии, как Вифлеем по отношению к храму Гроба Господня.
К сожалению храм не сохранился. Даже следы былого Вифлеема тяжело найти, сейчас там коттеджный поселок. Мнения исследователей расходятся. Одни считают что село сменило название на Соколово. И там в 1849 году старая Рождественская деревянная церковь сгорела. В 1850 году заложили каменный храм Рождества Христова, построили в 1858 году с двумя приделами: во имя Ильи Пророка и во имя Димитрия Солунского и преподобной Елизаветы. В середине 30-х годов церковь была закрыта и разрушена.
Другие же считают, что это разные села и церкви.
Фавор:
Храм Преображения Господня в деревне Бужарово является прообразом монастыря Преображения Господня на горе Фавор.
Это очень красивое и живописное место находится в 10-ти километрах к северу от Ново-Иерусалимского монастыря и являлось с 1512 года, владениями Иосифо-Волоцкого монастыря.
Великолепная старинная Преображенская церковь, так живописно стоит на высоком берегу реки Истра. Рядом село Бабкино, где проводили время Чехов и Левитан. Первое упоминание деревянного храма в селе Бужарово относится к 1504 году.
К счастью храм сохранился. В основном восстановлен и требует внутренней реставрации. Открыт каждый день с 10:00 до 14:00 и во время Богослужений.
На территории установлена уличная икона "Преображение Господне", это точная копия иконы которая находится на горе Фавор в Палестине.
Если будите заезжать в храм, то советую приобрести книгу "Село Бужарово и окрестности: история и современность". Замечательное издание.
А еще тут есть купель, которую установили на источнике. Он известен очень давно и всегда считался целебным.
Переходим к следующему храму.
Прообраз монастыря Креста - Крестовоздвиженский храм в селе Дарна.
В 1658 г. Дарну купил Патриарх Никон, приписавший село к Ново-Иерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Позже воздвигли каменный храм.
В войну храм сильно пострадал, но был восстановлен. Сейчас это одно из красивейших мест.
На территории храма так же захоронена блаженная Сашенька.
Создан мемориал сада-памяти воинам-разведчикам, погибшим в Афганистане.
Дальше у нас
Хеврон:
село Троицкое, Троицкий храм.
К этому месту добраться не так легко. Узкая дорога петляет и приводит в село Троицкое. Старинное, красивое. Тут стоят две церкви: каменная - в честь Святой Троицы и деревянная - в честь святого Сергия Радонежского.
Есть свой некрополь со старинными надгробиями и купель над источником.
в селе исстари, не позже 1675 года, действовала деревянная Троицкая церковь. В 1904 году на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова по проекту архитектора Михаила Литвинова было начато строительство нового, каменного храма того же посвящения. В 1913 году храм в русском стиле был закончен и освящён.
Это место промыслительно совпадает с монастырем Святой Троицы в Хевроне.
А у нас по плану:
Монастырь пророка Ильи - Ильинский храм на Ильинском Погосте.
Ильинский погост когда-то находился в 2 км к югу от платформы Истра. Тут стоял храм Святого пророка Илии с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Место было разрушено в советское время.
Сейчас даже памятный крест не поставишь, земля находится в частных руках.
По аналогии храм Илии Пророка находился в том же направлении от Ново-Иерусалимского монастыря, что и монастырь Илии Пророка в Иерусалиме от Храма Гроба Господня.
Нашла фотографии на сайте "Утраченный Дом Божий". Советую его посетить.
Еще одно место Русской дониконовской Палестины:
Елеон - село Алексино храм Вознесения.
Церковь Вознесения в с. Алексино это прообраз Елеонского женского монастыря в Израиле.
Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен. С ее склонов открывается великолепный вид на город.
Село было вотчиной Вознесенского монастыря в Москве.
Церковь Вознесения по направлению от Ново-Иерусалимского монастыря в Русской Палестине находится в том же направлении что и Елеонский монастырь от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В 1627 г. была построена новая церковь, также деревянная. В 1699 году вместо старой церкви построили новую деревянная церковь, но уже в селе Еремеево.
Современная каменная церковь Вознесения Господня возведена в 1815–1820 годах. Она также пострадала в советское и военное время, но устояла. Сейчас храм действует и ведется реставрация.
Подробнее о храме в моей статье Вознесенский храм в Еремеево, церковь с витражам
Ну и в завершении:
Церковь Вознесения Христова в селе Сафатове.
Это прообраз Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Патриарх Никон построил церковь на месте будущего Воскресенского монастыря, чтобы она стала центром будущей «иконы на местности», повторяющей основные святыни Палестины.
Храм был построен в 1636 году Романом Бобарыкиным. Имел приделы Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца.
В 1656 году Патриарх Никон купил село у боярина Бобарыкина и возвел храм на месте будущего Воскресенского монастыря. В октябре 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом
Ну пару слов о Вознесенском храме, который стоял когда-то в Истре. Рядом кстати был дом в котором вырос Чехов.
Вознесенский храм в городе Истра
Основан в 1636 году. Возведен в камне 1790–1805 годах. Реконструирован в 1908–1912 годах в стиле неоклассицизма.
Закрыт в сентябре 1934 года. Во время войны здание пострадало и в начале 1960-х годов его окончательно разобрали. По одной из версий на этом месте построили корпуса завода «Углемаш». А по другой (воспоминания местной жительницы) современный ДК Истры это и есть переделанный храм. Практика такого перестройства была широко распространена.
В 2009 году здесь был возведён деревянный храм-часовня с шатровым куполом. Находится сразу за Домом Культуры города Истра.
В Вознесенском храме города Истра находится единственный в России слепок стопы Иисуса Христа, привезённый со Святой земли.
Вот и подошла к концу эта статья. Будут еще другие. Про Русскую Палестину патриарха Никона и про Современное состояние Русской Святой Земли.