«Летающий дворец», который Катар хочет подарить Трампу, не такая уж и роскошь. Boeing уже семь лет делает американский борт № 1, а стоимость самолета стремится к 3,5 млрд долларов. А на чем летают Путин, Ким Чен Ын и лидеры других стран? Топ-10 самых дорогих и самых дешевых президентских самолетов.
Александр Куманев
Борт № 1: топ-10 самых дорогих президентских самолетов
Президентская авиация — особая сфера, где переплетаются передовые технологии, высочайшие требования безопасности и, конечно, значительные финансовые затраты. Точная стоимость многих бортов № 1 является государственной тайной, а цифры часто основываются на оценках экспертов, данных о контрактах на поставку и модернизацию, а также на анализе аналогичных VIP-конфигураций.
Цена формируется не только стоимостью самого самолета, но и его уникальным оснащением: сложнейшими системами связи и защиты, медицинскими модулями, специальными интерьерами для переговоров и способностью выполнять функции командного центра. Одной из весомых составляющих итоговой цифры также является глубокая модернизация внутреннего пространства авиалайнеров.
Boeing 747-200B / VC-25A (США)
Действующие VC-25A — это два сильно модифицированных Boeing 747-200B. Они являются настоящими летающими командными центрами, оснащенными защищенными системами связи, системами противоракетной обороны, медицинским отсеком с операционной, просторными рабочими и жилыми помещениями для президента и его команды. Самолеты способны находиться в воздухе длительное время благодаря возможности дозаправки в полете.
Стоимость в 660 млн долларов обусловлена экстремальным уровнем кастомизации, сложнейшими системами безопасности и связи, способностью выдерживать электромагнитный импульс и фактически выполнять функции Белого дома в воздухе. Эксплуатируется с 1990 года, а первым президентом на борту стал Джордж Буш.
Airbus A380 (принц аль-Валид бин Талал, Саудовская Аравия)
Хотя этот самолет так и не был окончательно достроен и поставлен как персональный борт принцу (позже был продан), он остается легендой из-за заявленной роскоши и потенциальной стоимости. Проект включал концертный зал, гараж для Rolls-Royce, турецкую баню и даже лифт.
Изначальная стоимость Airbus A380 уже высока, а планируемая кастомизация выводила его цену на уровень свыше 500-600 млн долларов. Некоторые эксперты предполагали, что речь шла об испытательном экземпляре, поэтому реальная цена самого авиалайнера была снижена.
Из-за экономического кризиса принц пересмотрел свой подход. По одной из основных версий, он купил самолет с незаконченным интерьером, а потом перепродал его королю Саудовской Аравии без доработок. По другой, просрочил платежи, поэтому машина так и осталась у производителя. В 2017 году по подозрению в коррупции задержали 11 человек королевской семьи, среди которых был и аль-Валид. Он провел за решеткой три месяца.
Это пример того, каких высот может достигать стоимость частного VIP-самолета, если не ограничивать фантазию и бюджет. Он не является «президентским» в строгом смысле, но иллюстрирует порядок цен на эксклюзивные летающие дворцы.
Для примера: фотография из салона реального Boeing 747-400, приобретенного принцем в 2003 году. Ориентировочная стоимость самолета с собственным тронным залом по тем временам составила 200-230 млн долларов.
Boeing 747-8i (Катар Amiri Flight)
Правительство Катара и его эмир располагают одним из самых роскошных и дорогих парков VIP-самолетов, включая несколько Boeing 747-8i. Эти лайнеры имеют огромные салоны, переоборудованные в летающие дворцы, с несколькими спальнями, ванными комнатами, столовыми и конференц-залами.
Ориентировочная стоимость одного такого борта с учетом полной VIP-кастомизации может достигать 500-600 млн долларов. По меньшей мере один из них оценивается в 627 млн. Большая площадь салона 747-8i позволяет реализовать самые смелые дизайнерские решения с использованием дорогих материалов. Катар продолжает эксплуатировать эти самолеты для нужд эмира и высших должностных лиц. Один из лайнеров получил в подарок турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который назвал это подарком Турции, а не ему лично.
Airbus A350-900 (Германия, Konrad Adenauer и другие)
Германия заменяет свой старый парк правительственных самолетов, включая Airbus A340, на три новых Airbus A350. Они оснащаются современными системами связи, кабинетами, переговорными комнатами и зонами отдыха для канцлера и других высокопоставленных лиц. Особое внимание уделено системам защиты.
Стоимость программы закупки и оснащения трех A350 оценивается примерно в 1,3-1,4 миллиарда долларов, то есть около 450 млн долларов за машину. Это современные дальнемагистральные лайнеры с новейшим оборудованием.
Boeing 747-400 (Саудовская Аравия, Royal Flight)
Королевский двор Саудовской Аравии традиционно использует несколько роскошно отделанных Boeing 747 различных модификаций. Эти самолеты известны своими интерьерами, включающими тронные залы, большие спальни и столовые.
С учетом возраста некоторых планеров, их текущая рыночная стоимость может быть не так высока, но первоначальная цена с учетом эксклюзивной отделки и оборудования могла достигать 400-500 млн долларов за каждый. Они продолжают использоваться для нужд королевской семьи.
Airbus A330-200 (Франция, Cotam Unité)
Президент Франции использует специально оборудованный Airbus A330-200. Самолет оснащен президентским кабинетом, спальней, мини-операционной, защищенными каналами связи и системами защиты от ракет.
Стоимость приобретения и переоборудования этого самолета составляет примерно 260-290 млн долларов. Он обеспечивает президенту возможность выполнять свои обязанности во время дальних перелетов.
Boeing 777-300ER (Япония, Japanese Air Force One/Two)
Япония заменила свои старые Boeing 747-400 на два Boeing 777-300ER в 2019 году. Эти самолеты используются для транспортировки императора, премьер-министра и других высокопоставленных лиц. Они оснащены офисами, конференц-зонами и системами связи.
Стоимость каждого Boeing 777-300ER с учетом специального оборудования и интерьера оценивается примерно в 300-350 млн долларов. Это современные и надежные лайнеры с большой дальностью полета.
Boeing 757-200 — C-32A (США, Air Force Two)
Эти самолеты часто используются вице-президентом США, первой леди, госсекретарем и другими высокопоставленными чиновниками. Они меньше, чем VC-25A, но также хорошо оснащены системами связи и имеют комфортабельные VIP-салоны.
Хотя базовая стоимость Boeing 757 ниже, специальное оборудование и интерьеры повышают цену каждого борта до уровня 200-250 млн долларов. Стоит отметить, что салон неоднократно переделывали, а одна из таких модернизаций проводилась в 2018 году за 16 млн долларов, хотя интерьер меняли годом ранее за 18 млн.
Airbus A340-500 (Кувейт, Amiri Flight)
Правительство Кувейта также имеет в своем авиапарке роскошно отделанный Airbus A340-500, известный просторным и дорогим интерьером. Эти самолеты предназначены для дальних перелетов главы государства и сопровождающих лиц.
Учитывая размеры и уровень кастомизации, стоимость такого борта может оцениваться в диапазоне 300-350 млн долларов. Например, аналогичную модель заказывали для президента Алжира, а вместе с VIP-модернизацией он обошелся в 312 млн долларов. К слову, алжирский лидер налетал на нем всего 30 часов. A340-500 обладает очень большой дальностью полета.
Boeing 787 Dreamliner (Мексика — Таджикистан)
Этот самолет был заказан предыдущим правительством Мексики и отличался роскошной отделкой. Однако новый президент счел его слишком дорогим и выставил на продажу. Он был оснащен президентским люксом, переговорными комнатами и прочими удобствами.
Стоимость с учетом VIP-оборудования составляла около 220-250 млн долларов. В 2023 году его купил Таджикистан за 92 млн долларов. Примечательно, что президентский борт удалось продать только через пять лет, а Мексика потратила еще несколько миллионов только на стоянку и поддержание технического состояния лайнера.
Этот случай является примером дорогого президентского борта, от которого могут отказаться по политическим или экономическим причинам.
Топ-10 самых дешевых президентских самолетов
Определить «самые дешевые» президентские самолеты еще сложнее, так как многие небогатые страны используют стандартные бизнес-джеты с минимальными доработками, арендуют воздушные суда или их авиапарк. Часто это могут быть самолеты, приобретенные на вторичном рынке.
Боливия: Dassault Falcon 900EX FAB-001
Боливия использует Dassault Falcon 900EX в качестве президентского самолета. Это надежный дальнемагистральный бизнес-джет, обеспечивающий необходимый уровень комфорта и дальности для международных визитов. Хотя это не самый новый борт, он продолжает выполнять свои функции. В парке могут быть и более мелкие самолеты для внутренних нужд.
Стоимость подержанного Falcon 900EX в зависимости от года выпуска и состояния может составлять от 10 до 20 млн долларов.
Албания: Bombardier Challenger 600 (или аренда)
Ранее сообщалось об использовании Challenger, но часто Албания прибегает к аренде самолетов для официальных визитов. Бортом пользуются премьер-министр и президент.
Для небольших европейских стран содержание крупного президентского лайнера может быть нецелесообразным. Часто используются бизнес-джеты среднего класса или чартерные рейсы.
Подержанный Bombardier Challenger 600-й серии может стоить в диапазоне 5-15 млн долларов. Аренда обходится в тысячи долларов за летный час.
Черногория: Learjet 45
Правительство Черногории использует легкий бизнес-джет Learjet 45 для нужд высших должностных лиц. Это экономичный вариант для перелетов на небольшие и средние расстояния по Европе.
Стоимость подержанного Learjet 45 может составлять от 2 до 5 млн долларов.
Северная Македония: Learjet 60
Ранее правительство Северной Македонии летало на Learjet 60. Это бизнес-джет среднего класса. Как и многие небольшие страны, Северная Македония может также прибегать к аренде.
Подержанный Learjet 60 оценивается в 3-7 млн долларов.
Эстония: Bombardier CRJ700
Президент и премьер-министр Эстонии, как и других стран Балтии, часто пользуются услугами коммерческих авиакомпаний или арендуют бизнес-джеты для официальных поездок. Ранее мог использоваться CRJ700 национальной авиакомпании с VIP-компоновкой.
Цена подержанного Bombardier CRJ700 — около 10-20 млн долларов.
Малави: Dassault Falcon 900EX
До недавнего времени президент Малави летал на Falcon 900EX, но экономическая ситуация в стране могла повлиять на состав и состояние правительственного авиапарка.
Как и для Боливии, стоимость подержанного Falcon 900EX 10-20 млн долларов.
Гондурас: Embraer Legacy 600
Гондурас использует Embraer Legacy 600 для президентских перевозок. Это бизнес-джет на базе регионального самолета Embraer ERJ-135, предлагающий хороший комфорт и дальность.
Стоимость подержанного Embraer Legacy 600 может составлять 8-15 млн долларов.
Embraer Legacy 600 для региональных полетов. Фото: википедия
Парагвай: Cessna Citation Sovereign
Для нужд президента Парагвая используется бизнес-джет Cessna Citation Sovereign, подходящий для региональных и некоторых международных перелетов.
Стоимость подержанного Cessna Citation Sovereign может варьироваться от 7 до 12 млн долларов.
Молдова: Bombardier Learjet 60
Руководство Молдовы использует арендованные бизнес-джеты или самолеты класса Learjet для официальных делегаций.
Подержанный Learjet 60, как упоминалось, 3-7 млн долларов.
Некоторые африканские страны: различные бизнес-джеты
Многие африканские страны для нужд своих лидеров приобретают на вторичном рынке или получают в дар бизнес-джеты предыдущих поколений, такие как Gulfstream G-IV или Dassault Falcon 50. Эти самолеты, хотя и не новые, все еще способны выполнять представительские функции. В их парках могут быть и более старые или мелкие самолеты.
Стоимость таких бортов на вторичном рынке может быть в диапазоне 3-10 миллионов долларов, в зависимости от модели, возраста и состояния. Модели популярны во всем мире, где их использует руководство стран и члены королевских семей, в том числе как ведомственное воздушное судно или частный самолет.
Самолеты президента России Владимира Путина
Президент России Владимир Путин и высшие должностные лица страны обслуживаются Специальным летным отрядом «Россия». Флагманом авиапарка является Ил-96-300ПУ (М1) — сильно модифицированная версия пассажирского Ил-96. Таких самолетов в отряде несколько.
Ил-96-300ПУ (ПУ — «пункт управления») представляет собой летающий командный центр, позволяющий президенту управлять страной и вооруженными силами из любой точки мира. На борту имеется рабочий кабинет, залы для совещаний, комнаты отдыха, тренажерный зал, столовая и медицинский блок с современным оборудованием. Особое внимание уделено системам связи и шифрования, а также комплексу радиоэлектронной борьбы и защиты от атак. Интерьеры, по многочисленным сообщениям, выполнены с использованием дорогих материалов. Это не столько «летающий дворец», сколько «воздушная крепость».
Помимо Ил-96, в парк СЛО «Россия» входят и другие типы самолетов, такие как Airbus, Sukhoi Superjet, Ту-214 различных модификаций, оборудованные для перевозки VIP-персон.
Точная стоимость Ил-96-300ПУ засекречена. Оценки сильно варьируются. Стоимость базового Ил-96-300 составляет около 50 млн долларов, но президентская версия значительно дороже из-за уникального оборудования, систем безопасности и связи, а также дорогостоящей отделки.
Некоторые западные источники оценивали стоимость одного такого борта вплоть до 500 млн долларов. В 2013 году был один флагманский Ил-96-300-ПУ (М1) заказали за 5,2 млрд рублей, что составляло около 160 млн долларов по актуальному на тот момент курсу. С учетом инфляции, уникального оборудования и технологий, постоянных модернизаций, текущая оценочная стоимость может быть очень высокой.
На чем летает Ким Чен Ын
Лидер Северной Кореи летает на советском Ил-62М, выпущенном в 1978 году (поставлен 1979-го). Среди самолетов глав государств это один из старейших бортов. Ил-62М получил позывной «Чаммаэ-1» и считается бортом № 1. Иногда лидер КНДР использовал для перелетов и другие самолеты.
На нем Ким Чен Ын летал на встречу с председателем КНР Си Цзиньпином в мае 2018 года. Тогда же были опубликованы фотографии салона.
Трамп и президентский «Боинг»: «летающий дворец» из Катара против самолетов за 3,5 млрд долларов
В США разгорелся настоящий скандал. Как сообщает ABC News, Катар собирается подарить американскому лидеру Дональду Трампу роскошный «летающий дворец» Boeing 747-8. Демократы увидели в этом попытку получения взятки главой государства, что запрещено законами и требует одобрения Конгрессом. Если это произойдет, то подарок президенту станет самым дорогим в истории США от иностранного правительства.
Как сообщают американские СМИ, Трамп уже осматривал самолет в феврале. Борт находился в это время в Уэст-Палм-Бич (Флорида). Утверждается, что интерьер Boeing 747-8 выглядел чрезвычайно роскошно. Его стоимость оценивается в 400 млн долларов (без дополнительного оборудования).
Предполагается, что «летающий дворец» сначала передадут ВВС США, затем на него установят необходимое оборудование, после чего его можно будет использовать в качестве Air Force One. По истечению президентского срока, борт передадут в фонд библиотеки Трампа, поэтому он сможет им пользоваться и дальше.
«Я бы никогда не отказался от такого предложения. Я имею в виду, я мог бы быть глупым человеком и сказать: „Нет, нам не нужен бесплатный, очень дорогой самолет“. Но это был, я думаю, отличный жест», — прокомментировал позднее Трамп.
Он подчеркнул, что этот подарок — «очень публичная и очень прозрачная сделка» с Министерством обороны, а также заверил, что не будет пользоваться самолетом после ухода с президентского поста. Пресс-секретарь Кэролайн Ливитт сообщила, что Белый дом работает над «юридическими подробностями» такого «пожертвования» Пентагону.
Примечательно, что стоимость «летающего дворца» меркнет на фоне программы Boeing Air Force One (VC-25B). Речь идет о двух Boeing 747-8is, которые сконструированы и модернизированы специально для президента США. Контракт с фиксированной стоимостью 3,9 млрд долларов подписал Трамп во время первого президентского срока, но в Boeing заявили, что уже понесли дополнительные расходы.
«Общие потери программы, зарегистрированные на 2023 год: 2,4 млрд долларов США», — отмечает издание Simple Flying год назад, ссылаясь на отчеты Boeing.
По оценке экспертов, итоговая стоимость программы может превысить 7 млрд долларов — практически каждый квартал сумма непредвиденных расходов растет на десятки и сотни миллионов.
Первый самолет компания должна была передать еще в конце 2024 года, второй — в начале 2025-го, но разработчики столкнулись с рядом неудач и проблем. В Boeing обещали предоставить первый борт не раньше 2029-го. Трамп через главу DOGE Илона Маска попросил разобраться с ситуацией. Миллиардер не достиг серьезных успехов, хотя предполагаемая дата поставки сдвинулась на 2027 год.
Президент США же настаивал, что новый самолет ему нужен уже в этом году. Рассматривались варианты приобретения подержанного самолета с последующим переоборудованием, в том числе возможность покупки воздушного судна иностранного происхождения и переход на модели Airbus, что само по себе является сильным репутационным ударом для «Боинга».
Тем временем Трамп уже поручил компании L3Harris модернизировать «летающий дворец» в президентский борт, но сможет ли он преодолеть возражения демократов или продолжит летать на устаревших самолетах?
---