Найти в Дзене

Метро-дворец: тайны и красота станции Таганская

«Дворец для народа» — такую фразу часто можно услышать по отношению к Московскому или Питерскому метрополитену. Действительно, метрополитен — один из немногих доступных «дворцов» для народа во времена, когда те, кто жил в настоящих дворцах и шикарных усадьбах, из них были выброшены, а новая элита только формировалась. Народ мог посмотреть на роскошь лишь в музеях и вздохнуть: «Вот это да! Вот жили люди! С жиру бесились, даже ночные горшки золотые!». Я очень люблю метро в целом и московский метрополитен в особенности. А ещё мне нравится, что о посещении любого метрополитена легко оставить сувенир — карточку проездного или одноразовый жетон. В Казани, например, они очень красивые. Спорить о том, какая станция метро самая «нарядная», красивая и прекрасная, бессмысленно. Тут на вкус и цвет все фломастеры разные в зависимости от ваших предпочтений. Но лично для меня ОДНОЙ ИЗ самых красивых станций является Таганская. Открыта эта станция 1 января 1950 года, то есть при Сталине, когда ещё бор

«Дворец для народа» — такую фразу часто можно услышать по отношению к Московскому или Питерскому метрополитену. Действительно, метрополитен — один из немногих доступных «дворцов» для народа во времена, когда те, кто жил в настоящих дворцах и шикарных усадьбах, из них были выброшены, а новая элита только формировалась. Народ мог посмотреть на роскошь лишь в музеях и вздохнуть: «Вот это да! Вот жили люди! С жиру бесились, даже ночные горшки золотые!».

Фото автора. Станция Таганская
Фото автора. Станция Таганская

Я очень люблю метро в целом и московский метрополитен в особенности. А ещё мне нравится, что о посещении любого метрополитена легко оставить сувенир — карточку проездного или одноразовый жетон. В Казани, например, они очень красивые.

Спорить о том, какая станция метро самая «нарядная», красивая и прекрасная, бессмысленно. Тут на вкус и цвет все фломастеры разные в зависимости от ваших предпочтений. Но лично для меня ОДНОЙ ИЗ самых красивых станций является Таганская.

Фото автора. Станция Таганская
Фото автора. Станция Таганская

Открыта эта станция 1 января 1950 года, то есть при Сталине, когда ещё борьба с архитектурными излишествами не началась, поэтому станция и правда вышла настоящим дворцом.

Таганская площадь
Таганская площадь

Название станция получила из-за площади, на которую выходит её вестибюль. Если вам интересно, то Таганская площадь получила своё название из-за находящихся когда-то рядом Таганских ворот Земляного города, а ворота так назывались из-за того, что тут когда-то находилась Таганская слобода. Но что же такое таган? Таганами называли специальные треноги для котлов, а здесь как раз в XVII веке и была их слобода. Таган изображён и на гербе района.

-4

После открытия в составе участка станций в московском метрополитене стало целых 35(!). Интересно, что Таганская станция сразу же стала местом экспериментов, так на станции стали испытывать новые малогабаритные поломоечные машины.

Буклет к открытию вестибюля станции «Таганская»
Буклет к открытию вестибюля станции «Таганская»

В наши дни с Таганской (Кольцевой) легко можно сделать пересадку на Таганскую (Таганско-Краснопресненской линии), а вот москвичам с 1950 года пришлось ждать целых 16 лет, дело в том, что переход открыли в 1966 году. А переход на станцию Марксистская (Калининская линия) появился в 1979 году, в год постройки этой станции.

А теперь перейдём к главному: почему же я считаю Таганскую одной из самых красивых станций московского метрополитена? Всё дело в её архитектуре.

Фото автора
Фото автора

И если наземный вестибюль внешне ничем не выделяется среди других станций, а возможно, и даже проигрывает им, ведь это всего лишь трехэтажное, прямоугольное в плане с мощным порталом перед фасадом здание, то внутреннее убранство просто поражает.

«Таганская» — это станция, которая была построена на большой глубине и имеет три свода. Когда она открылась в 1950 году, она стала самой глубокой станцией в московском метро, её глубина составляла 53 метра. Авторами проекта станции стали архитекторы К. С. Рыжков и А. А. Медведев.

Колонны станции плавно переходят в арки центрального и боковых залов. Пространства между колоннами высокие, с замысловатыми крестовыми сводами. Над арочными проходами своды с обеих сторон украшены стрельчатыми кессонами.

Фото автора
Фото автора

Также все своды декорированы узкими выпуклыми лепными поясами, которые образуют крупные ромбы, расположенные поперёк сводов.

На пилонах, обращённых к залу и платформам, на всю высоту расположены неглубокие стрельчатые углубления, украшенные майоликовыми панно военной тематики. Авторами этих произведений являются скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бржезицкая и З. С. Соколова.

В центре этих композиций находятся круглые медальоны с изображениями бойцов Красной Армии и знаками различия различных родов войск. Под медальонами на белом майоликовом фоне написано: «Слава героям — [род войск]!».

Тут важно отметить, что станция послевоенная, только представьте себе разрушенную страну, ещё не оправившуюся до конца после разрушений Великой Отечественной войны, это точно нужно учитывать и трезво понимать — постройка такой станции настоящий подвиг всех сопричастных к строительству людей. Многим из них приходилось начинать свою работу задолго до открытия в совсем голодные годы. Если вам интересно, можете поискать в Интернете, чем занимались различные художники и скульпторы в блокадном Ленинграде, находясь при Академии художеств. Кратко скажу, что некоторые из них доделывали заказы для московского метро и умирали от голода. Сложная и печальная страница нашей истории, и забывать её нельзя ни в коем случае.

В вестибюлях станций установлены уникальные люстры, созданные А. И. Дамским, он же проектировал светильники для станции метро «Октябрьская» и вообще является одним из основоположников, разработавших типовые советские светильники. Они расположены по центральной оси сводов, в точках пересечения ромбических углублений.

Фото автора
Фото автора
В южной части станции, где сейчас находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию, раньше была установлена скульптура, изображающая И. В. Сталина в окружении рабочих и детей на Красной площади. Авторами этой скульптуры были Е. П. Блинова и П. А. Баландин.
Под скульптурой располагались четыре мраморные таблички с изображениями городов-героев: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Эти города Сталин назвал героями в своём приказе от 1 мая 1945 года.
Скульптуру заменили на панно с изображением В. И. Ленина и гербами союзных республик. Однако и это панно убрали, когда начали строить переход.
-10

Хотя почему раньше... История меняется прямо на наших глазах. В мае 2025 года московскому метрополитену исполнилось 90 лет, и скульптура со Сталиным была восстановлена. Собственно, поэтому и возникла мысль написать эту статью.

Сразу же стоит сказать, что к скульптуре многие отнеслись неоднозначно:

  • одни считают ужасом то, что в последние годы активно популяризируется товарищ И. В. Сталин;
  • другие говорят, что работа по восстановлению — «халтура», видно, что материал дешёвый и современный, не соответствующий монументальности станции. Выглядит как игрушечный пластик;
  • третьи одобряют восстановление исторической справедливости.

Если брать моё мнение, то восстановленная скульптура однозначно лучше того, что находилось до этого на данном месте — биотуалета.

-12

Отдельного внимания заслуживает и вестибюль, расположенный между двумя залами. Его потолок имеет форму купола. По стенам через равные промежутки расположены пилястры, которые как бы поддерживают широкий гладкий фриз.

Поверхность купола разделена на квадратные углубления, которые становятся меньше по мере приближения к вершине. Это визуально увеличивает высоту купола.

В самой верхней части купола расположено панно «Салют Победы», созданное А. К. Ширяевой. На нём изображено ночное небо Москвы во время победных салютов и развевающееся советское знамя.

-13

Символично, ведь во время строительства станции над ней находилась церковь Святителя Николая. Её стали разрушать и даже успели снести верхнюю часть, но её спасло присвоение ей статуса памятника архитектуры, потому церковь осталась, а практически под ней советские строители возвели вот такой купол.

Недалеко от станции находится правительственный бункер, который сегодня стал музеем Холодной войны. Проектирование подземного убежища в центре Москвы началось в 1945 году, когда США разрабатывали атомную бомбу. Несомненно, станция и бункер были связаны.

Бункер на Таганке
Бункер на Таганке

Ещё одной интересной историей, связанной со станцией, является поимка здесь нацистского пособника по прозвищу Алекса Лютого. Настоящая детективная ужасная история, произошедшая в реальности. Алекс Лютый во время оккупации Украины вступил в ряды Нацистской Германии и был пособником около 2000 преступлений. Пишу очень мягко, ибо политика Дзена подобные вещи банит, но сами понимаете, хорошего человека «Лютым» не назовут, такое прозвище больше подходит зверю, коим этот человек и являлся.

В 1944 году после освобождения оккупированных территорий Лютый (настоящее ФИО — Александр Иванович Юхновский) вступает в ряды Красной Армии и участвует в штурме Берлина. Меняет фамилию, а после войны вливается в мирную жизнь Советского Союза и спокойно себе живет. Да не просто живёт, а является хорошим публицистом, писателем и переводчиком, имеет государственные награды.

Разоблачение военного преступника произошло случайно. На станции Таганская он в 1975 году (!) встретился с Ибрагимом Хатямовичем Аганиным, разведчиком, работавшим во время войны под прикрытием. Как я уже сказал, эти люди встретились совершенно случайно, и разведчик узнал преступника, позже Лютого схватили и отправили в Лефортово. В 1977 году высшая мера наказания, которая была присуждена преступнику, была приведена в исполнение.

Фото автора
Фото автора

Как вы видите, военные и послевоенные ужасы преследовали станцию на протяжении всей её истории, не только стены своими панно хранят истории о подвиге нашего народа, но и истории за их пределами.

Спасибо, что читали!

Ваши комментарии и подписка — большой мотиватор, если хотите поддержать мой маленький канал, то жмите ПОДПИСАТЬСЯ.