В каждом споре о кино рано или поздно прозвучит фраза: "Раньше снимали душевнее" или "раньше было лучше". Советские фильмы смотрят до сих пор. Их цитируют, пересматривают и даже создают мемы по некоторым отрывкам. А современные картины зачастую забываются уже через пару лет, если не раньше. Почему?
Сегодня мы подробно разберёмся, в чём именно советское кино побеждает современное российское. И поверьте: причины совсем не такие очевидные, как кажется. А в конце вы узнаете о маленькой детали, способной вернуть величие сегодняшним фильмам.
Атмосфера и душевность
Почему герои советских фильмов кажутся родными, словно знакомы всю жизнь? Всё просто: зрители видели в них себя, своих соседей, друзей, родных. Картины наполнены теплотой и искренностью, созданной без искусственных приёмов, — живым диалогом, знакомой жизнью и понятными проблемами.
Создатели фильмов не боялись говорить на языке простых людей. Никакого пафоса, только искренние чувства и неподдельные эмоции.
Качество сценариев
Сценаристы советского времени не просто писали текст - они проживали каждую историю. Даже простые фразы звучали пронзительно, потому что были честны. «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» — помните? Простые слова, но сколько смысла и эмоций! И кстати, ведь это была чистая импровизация Юрия Яковлева.
Сценарии проходили тщательную проверку, и режиссерам со сценаристами порой приходилось долго и усиленно спорить с худсоветом, чтобы вставиить ту или иную сцену. К примеру, многие сцены из "Бриллиантовой руки" и вовсе хотели пустить "под нож", но Леонид Гайдай их отстоял, пойдя на маленькую хитрость, сказав, что в фильме будет присутствовать ядерный взрыв. В итоге худсовет разврешил оставить всё как есть, но велел убрать тот самый ядерный взрыв.
Сегодня же сценарии часто теряют эту живость в попытке быть модными и коммерчески успешными. В итоге мы получаем красивые, но пустые диалоги. Они никем не контролируются, и в итоге порой (но далеко не всегда) мы получаем лютую "дичь" от бывших КВНщиков, да и не только от них.
Многие авторы современных картин (в частности комедий) пытаются зацепить зрителя использованием матерных слов, которые порой неуместны. Еще хуже, когда в качестве юмора используется туалетная тематика. Взять хотя бы фильм (прошу прощения за слово "фильм") "Непосредственно Каха", который снимали блогеры с одноименного ютуб-канала.
Актёрская игра
Довольно часто в пользу советского кино приводят аргумент, связанный с актерской игрой. Советские актёры были прежде всего личностями. Их игры хватало не только на экран, но и на жизнь за кадром. Зритель чувствовал: вот он, живой человек, а не персонаж и придуманная маска. Смоктуновский, Евстигнеев, Миронов, Леонов — они были искренни до последнего кадра.
Сегодня многим актёрам не хватает простоты и искренности. Зритель верит глазам и сердцу, а не красивой картинке. Многие актеры так и остаются актерами одной роли, потому что не могут выдать какой-то другой образ. Но опять же, есть множество хороших разноплановых российских актеров, которые прекрасно ведут себя в кадре, в каком бы фильме они ни снимались.
Гораздо хуже, что зачастую в фильм берут людей, которые не связаны с актерской профессией. И ладно бы, если их вставляли тольо для камео (эпизодическое появление в роли себя или персонажа из другой ленты), но ведь им зачастую дают главные роли.
Да, я имею в виду музыкантов, блогеров, КВНщиков, жен режиссеров и артистов и т.д. Многие из них не могут сыграть даже самих себя. Чего уж говорить о том, чтобы сыграть совершенно другого персонажа. Так, например, на актерскую игру певицы Нюши в фильме "Друзья друзей" просто невозможно было смотреть. А если в фильме появляется Киркоров, то он выдается такую посредственную театральщину, что сразу хочется выключить фильм.
Отсутствие «лишнего глянца»
Советский кинематограф умел говорить просто о сложном — без спецэффектов и рекламы. Да, он была, но она не бросалась в глаза. Всё внимание было направлено на человека, его чувства, эмоции и переживания. Герои были ближе, потому что были такими же, как мы: без глянца, фотошопа и идеальной картинки.
Современное кино слишком часто перегружено эффектами, которые заглушают искренность и реалистичность происходящего на экране. В итоге теряется доверие и та самая близость. А когда смотришь фильмы Тимура Бекмамбетова, то и вовсе возникает ощущение, что ты просто смотришь одну длинную рекламу, так как количество рекламных интеграций в его фильмах просто зашкаливает.
Отсутствие пошлости
Начиная с 90-х годов, авторы зачастую начали пичкать свои фильмы пошлостью, чего не было в советском кинематографе. Нет, конечно и в советском кино встречались некоторые элементы открытых частей тела, но они смотрелись там органично.
Взять хотя бы обнаженную пятую точку Евгения Леонова ,когда его персонаж убегал от тигра из ванной в фильме "Полосатый рейс". Здесь акцент был сделан не на самом обнаженном виде актера, а именно на том, что от страха он выбежал в чем мать родила.
Ценности и посыл
Удивительно, как всё просто и одновременно сложно было с советским кино… Включаешь «Ирония судьбы» — и уже где-то внутри становится тепло. Будто чай с малиновым вареньем после зимней прогулки. Там всё прямо: добро должно победить, человек — стремиться к лучшему, а истина всегда проста, как кирпичная хрущёвка на окраине.
Ведь советские фильмы не просто рассказывали истории — они почти наставляли, иногда даже, казалось, брали тебя за руку и вели по жизни. Взять ту же «Москву слезам не верит»: какой там посыл! Не надейся на чудо, всё — в твоих руках. Или «Любовь и голуби», где за семейным юмором спрятана простая истина — самые важные вещи всегда рядом, и нельзя их терять из-за минутной слабости.
Но что мы видим сегодня? Мозаика смыслов, в которой сложно разобрать общий рисунок. И не то чтобы современные фильмы совсем пусты — просто ориентиры как будто убежали за кадр, спрятались или решили пошутить над нами. Смотришь, захватываешься картинкой, но редко выходишь из зала с новой мыслью — такой, что засела бы надолго… Раньше картины учили, ставили вопросы, иногда даже спорили со зрителем. А сейчас? Ощущение, будто всё свелось к развлекательной функции.
Сегодня ценностные ориентиры стали менее выраженными, что лишает фильмы глубины и оставляет зрителя без размышлений после просмотра. Какие ценности есть у фильма "Самый лучший день"? "Бухай и изменяй - тебя всё равно простят". Так получается? А про фильм "Непосредственно Каха" я вообще молчу. В фильме показаны просто отвратительные персонажи, которые не получают по заслугам.
Ремейки
Ну и конечно же не забудем про ремейки. Обратите внимание на то, сколько за последние 20 лет вышло ремейков, продолжений и пародий на культовые советские фильмы: "Ирония Судьбы 2", "Служебный роман", "Кавказская пленница", "Джентльмены удачи" и т.д.
Авторы снимают ремейки на советское кино, потому что знают, что это действительно культовые картины, которые никогда не забудут, и что многие зрители непременно посмотрят по сути те же ленты, но уже в современных реалиях.
Но давайте начистоту: в подавляющем большинстве случаев ремейки получаются некачественными и не особо интересными. Их посмотрят, и про них забудут. А советские оригиналы будут помнить всегда.
И тут же возникает еще один вопрос. Кто-нибудь снимет через 20-30 лет ремейк на фильмы "ДМБ" (хотя, мне нравится этот фильм), "Каникулы строгого режима", "Бумер", "Жара" и т.д.? Я не знаю. Поживем - увидим.
"Синдром утенка" и контраргументы
Ну а сейчас в меня наверное "полетят гнилые помидоры", но не сказать об этом я не могу. Есть такое понятие как "Синдром утенка". Это понятие означает, что человек считает лучшим только то, что было в его время.
Советские люди, выросшие на советских фильмах, считают их лучшими, потому что это было в их время. Многие зрители сразу утверждают, что российские актеры играют гораздо хуже советских. Но на самом деле это не так. В современной России имеется немалое количество потрясающих актеров, которые также играют с душой.
Согласитесь, есть и удачные современные российские фильмы. "Легенда №17", "Движение вверх", "Аритмия", "День выборов", "О чем говорят мужчины", — действительно достойные ленты.
Да и в 90-е, несмотря на общую картину, тоже выходило немало качественных и интересных фильмов. Взять хотя бы такие ленты как "Самолет летит в Россию", "Не послать ли нам гонца", "Ты у меня одна", "Всё будет хорошо", "Вор" и др.
Эти ленты не хуже и не лучше советских. Просто они для другого времени, поэтому и сравнивать их особо нет смысла.
Неважно, когда снят фильм — важно, как он говорит с тобой лично. Советское кино знало эту истину. А какие фильмы вы считаете лучшими? Напишите пожалуйста в комментариях.
Ну а на сегодня у меня всё. Я надеюсь, что статья вам понравилась. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых статей про кино и не только.