Ораниенбаум – единственный пригород Ленинграда, не оккупированный в годы Великой Отечественной войны и не разрушенный в ходе боевых действий.
С сентября 1941 года по январь 1944 года этот дворцово-парковый ансамбль располагался на территории Ораниенбаумского плацдарма, отрезанного и от осажденного Ленинграда, и так называемой Большой земли. Именно отсюда началось наступление 2-й ударной армии, в ходе которого блокада была полностью снята. Не сумев овладеть Ораниенбаумом, немецкие войска подвергали город обстрелам и ударам с воздуха, однако постройки дворцово-паркового ансамбля сохранили свою историческую подлинность.
Эвакуация культурных ценностей
Для Китайского дворца и Павильона Катальной горки годы Великой Отечественной войны стали тяжелым испытанием. 24 июня 1941 года сотрудники приступили к консервации и эвакуации экспонатов. Бесценные мебель, фарфор, картины и вазы упаковывались в деревянные ящики и отправлялись в тыл. После установления блокады ценности переправлялись на баржах в Ленинград для последующего хранения в подвалах Исаакиевского собора и Государственном Эрмитаже. Так были вывезены знаменитые панно и резные рамы из Стеклярусного кабинета Китайского дворца.
Китайский дворец
В 1942 году при обстреле вражеской артиллерии была разрушена кровля в юго-восточной части Китайского дворца, вызвавшая протечку воды на стены. Потолок, отделка стен и полы оказались повреждены влагой, гнилью и жучком-точильщиком. Под действием времени и взрывов произошло «коробление» паркетов и был нарушен изоляционный слой стен и фундамента.
В Верхнем парке, западнее Китайского дворца, располагался штаб 48-й стрелковой дивизии.
Из воспоминаний участника событий того времени В. Горбачева, командира топовычислительного отделения 48-й дивизии, архитектора по профессии, которому довелось преступить порог Китайского дворца весной 1943 года:
«В зимнее время через щели ставней и разбитые стекла в залы дворца сквозняками навьюжило островки снега. Теперь они таяли на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми. По стенам текли струи воды. На крыше таял снег и через многочисленные пробоины в кровле от града зенитных осколков, падающих с неба при отражении воздушных налетов противника, проникал ручейками воды в интерьеры дворца».
Совместно с офицерами штаба 48-й стрелковой дивизии В. Горбачев составил письмо о плачевном состоянии Китайского дворца в Ленинград, в Дирекцию дворцов-музеев. Летом 1943 года в Ораниенбаум на передний край обороны из блокадного Ленинграда приехали три человека по специальным пропускам. Одним из них был Николай Белехов – архитектор. Именно он по прибытии на место сумел организовать работы по спасению Китайского дворца.
Павильон Катальной горки
Павильон Катальной горки, не имевший на тот момент статуса музея, использовался как наблюдательный пункт из-за его исключительно удачного расположения с обзором акватории Финского залива и Кронштадта, где были размещены боевые орудия и боеприпасы. Серьезные разрушения были и здесь: попадание снаряда значительно повредило марши наружной лестницы, были безвозвратно утрачены оконные и дверные заполнения, повреждена кровля. Акт осмотра, составленный 18 января 1943 года, зафиксировал:
«Здание снаружи частично пострадало от арт. обстрелов, а именно – два попадания бризантных снарядов. В первом случае сквозная пробоина в стене и во втором – глубокая выбоина. Кроме того, осколками повреждены верхний парапет и колонны. Кровля неисправна. Оконные проемы первого этажа частично заделаны кирпичом и сделаны бойницы. Оконные проемы второго и третьего этажей без стекол и частично нет даже рам. Помещения первого этажа заняты воинскими частями».
А что же после блокады?
Первые работы в Ораниенбауме начались еще в 1944 году, почти сразу после снятия блокады. В парке восстанавливали аллеи, заново разбивали цветники и партеры, засыпали ямы от взрывов снарядов и бомб. В июне 1945 года приступили к вскрытию захоронений скульптуры. В это же время в Ораниенбаумские дворцы-музеи поступали ценности, эвакуированные сотрудниками в годы войны – это часть живописного собрания, предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе панно и рамы Стеклярусного кабинета Китайского дворца.
Однако не все экспонаты возвратились на свои первоначальные места. В период эвакуации в Петергоф в 1941 году была утрачена жемчужина живописной коллекции Китайского дворца – плафон кисти Джованни Батиста Тьеполо «Отдых Марса» из центрального Большого зала.
Сразу после окончания войны администрация Ораниенбаумских дворцов начинает исследовательские и консервационно-реставрационные работы. Благодаря самоотверженной работе музейщиков и реставраторов удалось совершить, казалось бы, невозможное: в 1946 году для жителей Ленинграда был открыт первый отреставрированный после войны пригородный музей – Китайский дворец. Чуть позже, в 1950-е годы после проведения реставрационных работ стал доступен для посещения и Павильон Катальной горки.
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников музея-заповедника «Петергоф» – заведующего отделом «Собственная дача» Татьяну Сясину и хранителя музейных предметов I категории Елену Макашову.
#первый_источник