Найти в Дзене

Броня Т-34: разрушаем мифы о защищенности легендарного танка!

Его называли танком Победы, законодателем танкостроения второй мировой, лучшим танком второй мировой войны, непобедимым. Легендарный Т-34 спустя уже много лет после тех событий вызывает много споров и противоречий. Одни доказывают, что это лучший танк той войны, другие вторят о его посредственных характеристиках и неправдоподобных победах, называя лучшим американский М4 «Шерман» или немецкие Т-VI «Тигр» и Т-V «Пантера». Однако, только за годы войны в Советском Союзе было произведено более 52 тысяч Т-34! Для сравнения, Pz.Kpfw.IV, основной и самой массовой рабочей лошадке в фашистской Германии, в период с 37 по 45 наклепали лишь 8686. Всего же, за годы производства, советы построили 84 тысячи 34-ок, что сделало его вторым самым массовым танком в истории после Т-54/55. Так что же такого было в Т-34, за что эту машину любили и ненавидели? Зачем их массово переделывали немцы и зачем вооружали ими свои подразделения? Были ли танки тогда лучше, чем 34ка, и, если да, то почему вклад в общее
Оглавление

Его называли танком Победы, законодателем танкостроения второй мировой, лучшим танком второй мировой войны, непобедимым. Легендарный Т-34 спустя уже много лет после тех событий вызывает много споров и противоречий. Одни доказывают, что это лучший танк той войны, другие вторят о его посредственных характеристиках и неправдоподобных победах, называя лучшим американский М4 «Шерман» или немецкие Т-VI «Тигр» и Т-V «Пантера».

Однако, только за годы войны в Советском Союзе было произведено более 52 тысяч Т-34! Для сравнения, Pz.Kpfw.IV,

Pz.Kpfw.IV
Pz.Kpfw.IV

основной и самой массовой рабочей лошадке в фашистской Германии, в период с 37 по 45 наклепали лишь 8686. Всего же, за годы производства, советы построили 84 тысячи 34-ок, что сделало его вторым самым массовым танком в истории после Т-54/55. Так что же такого было в Т-34, за что эту машину любили и ненавидели? Зачем их массово переделывали немцы и зачем вооружали ими свои подразделения? Были ли танки тогда лучше, чем 34ка, и, если да, то почему вклад в общее дело победы над фашизмом именно советской машины признают самым большим? Обо всем этом я постараюсь рассказать в этой статье. Приятного чтения друзья!

Немного истории

Михаил Кошкин родился в крестьянской семье и рано осиротел. У главного создателя Т-34 тяжелая судьба, но всю сознательную жизнь его сопровождала тяга к тяжелой военной технике. Достигнув в своей карьере уровня директора Вятской кондитерской фабрики, Кошкин не оставлял мечту стать конструктором. С просьбой о содействии он обратился к Сергею Кирову, вятскому земляку, который на тот момент был в политической верхушке партии. Он и рекомендовал Кошкина в Ленинградский университет, затем в опытно-конструкторский отдел одного из военных заводов. Итог - дипломная работа – новая коробка передач для среднего танка Т-29. Разработка получает реализацию в производстве, а Кошкин - направление на танкостроительный завод в Харьков, где в скором времени, к 40 своим годам, возглавляет конструкторское бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода, и собирает вокруг себя команду энтузиастов для работы над новым танком.

Михаил Ильич Кошкин
Михаил Ильич Кошкин

Но работать над проектом всей жизни поначалу приходится только в свободное время: основной деятельностью Кошкина было повышение защищенности современных тогда танков серии БТ. Но летом 1938 Кошкин предлагает свой личный проект Главному военному совету. Танк раскритиковали, но все-таки допустили к дальнейшей разработке. К 19 декабря 1939 и эти работы завершились, но отсутствовал пробег, необходимый для допуска к финальным испытаниям и показу высшему руководству страны. Кошкин решил проблему крайне смело и оригинально: сел в Т-34 и поехал своим ходом из Харькова в Москву, а затем обратно. И было это холодной зимой! Учитывая уровень комфорта 34ки, которого не было от слова «совсем» даже в серийном воплощении, путь на незавершенном танке подорвал здоровье конструктора, но зато дал его детищу билет в большую жизнь! По итогам всех испытаний Комитет обороны при Совете Народных Комиссаров СССР постановил присвоить опытному образцу А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибром 76 мм и дополнительных пулеметов 7,62 мм.

Все это сделали, и, как оказалось, очень вовремя! 17 марта 1940 года танки были восторженно оценены Правительственной комиссией на полигоне под Москвой.

Впервые удалось в одной машине объединить мощь орудийного огня, прочность брони, скорость и маневренность. Уже к 22 июня 1941 успели наклепать 1225 машин. Сам Кошкин до этого момента уже не дожил: простуда и переутомление после зимнего «броска» через полстраны привели к пневмонии, вскоре конструктору удалили легкое. Но еще 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала Великой Отечественной, Михаил Ильич скончался. Посмертно он стал Героем Соц. Труда, но еще раньше конструктора успели объявить личным врагом Гитлера! Инструкция из немецкого военного командования по борьбе с Т-34 отчетливо говорит, за что: «Т-34 быстрее, маневреннее, имеет лучшую проходимость вне дорог, чем все наши основные танки. Его броня сильнее. А пробивная способность 76 мм орудия превосходит наши 50-мм танковые пушки…». Короче говоря, если коротко, Кошкин успел натурально «спасти» свое Отечество, подарив народу, вставшему на его защиту, одну из лучших машин своего времени! А теперь поговорим чуть детальнее, что из себя представлял Т-34, как мы это умеем делать!

Концепция

Изначально Т-34 создавался как быстроходный средний танк с противоснарядной броневой защитой, обеспечивающей защиту от 37-мм противотанковых пушек, с мощным вооружением для надежного поражения танков противника, и был предназначен прежде всего для развития наступлений в оперативной глубине обороны противника в составе крупных танковых формирований. С одной стороны, это была новая концепция универсального танка прорыва, сочетающего в себе сильную огневую мощь, хорошую защиту и высокую маневренность. С другой, офицеры и генералы далеко не сразу осознали их правильную тактику применения. Да и недостатков, которые поначалу все портили, у машины хватало… Но о них чуть позже.

Танк имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Над боевым отделением посередине танка на шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размешались вооружение, часть боекомплекта и приборы наблюдения.Т-34 привнес в танковую отрасль броню, размещенную под оптимальными углами наклона, что зачастую провоцировало рикошеты для снарядов небольшого калибра. В экипаже машины находились поначалу 4, а затем и 5 человек. Это мехвод, управляющий движением танка, механик-радист, который помогает выполнять обязанности первому, отвечает за радиосвязь и ведет огонь из пулемета – эти члены экипажа находились в корпусе в отделении управления. В невероятно тесном боевом отделении, под башней и частично в башне, размещались наводчик и заряжающий. В версии танка Т-34-85 в их компанию добавили столь недостающего командира, без которого танк был слеп и неэффективен на поле боле.

Расположение экипажа Т-34
Расположение экипажа Т-34

Однако, о всех недостатках, мы будем говорить по ходу нашего рассказа. Тем более, все они перечеркивались одним, самым главным достоинством 34-ки. А именно, что в свое время, еще в конце 1930-х, конструкторы заложили в Т-34 большой потенциал для модернизации. Именно это позволило установить впоследствии и новую более просторную башню с усиленной защитой, и мощную 85-мм пушку!

Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых конструкций, и небольшой общей высотой машины, превратили Т-34-85 в трудноуязвимую мишень на полях сражений. Несмотря на увеличение веса танка по сравнению с образцами начала 1940-х годов на 6 тонн, тот же Т-34-85 смог полностью сохранить высочайшую подвижность, дальность хода и проходимость!

Защита

Т-34 обладал на момент своего появления весьма передовой для своего времени системой защиты, основанной на двух ключевых принципах: противоснарядном бронировании и рациональных углах наклона брони.

Первый подразумевал, что танк будет выдерживать попадания снарядов противотанковых орудий того времени. Когда абсолютное большинство танков 1930-х годов имели только противопульное бронирование. Второй предполагал широкое применение наклонного расположения броневых листов.

Американский солдат и британский танк MK-IV, с собственным именем «Гриф» на лобовой броне, 1918 г.
Американский солдат и британский танк MK-IV, с собственным именем «Гриф» на лобовой броне, 1918 г.

Дело в том, что наклонная броня значительно повышает вероятность рикошета, но главное, это увеличивает эффективную толщину брони по отношению к горизонтально летящему снаряду. Таким образом, ему приходилось прошивать большую толщину стали, чем если бы лист был вертикальным. Это же позволяет конструкторам экономить массу, т.к. для обеспечения необходимого уровня защищенности, можно обойтись более тонкими листами стали.

Например, лобовой лист корпуса толщиной 45 мм, расположенный под углом 60° к вертикали, обеспечивал эффективную толщину около 90 мм против перпендикулярно летящего снаряда. Тем же образом, приведенная к горизонтали толщина нижней лобовой детали достигала уже не 45 мм самого листа, а целых 75 мм!

И все это достигалось благодаря тому, опять же, что в Т-34 все плиты имели тот или иной наклон. ВЛД, НЛД, бортовые, кормовые листы! Даже стенки башни также имея толщину 45 мм располагались под углом 30 град., а лобовая плита башни, она же маска орудия, преследуя те же цели была изогнута в форме половины цилиндра.

Вертикально располагались лишь 45-мм борта корпуса в нижней их части. Кстати, это , тем не менее, как толщина бортов современных Леопард 2! Верхняя часть, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм бронеплит, расположенных под углом 40°, что обеспечивало приведенную к горизонтали толщину более 52 мм!

Впрочем, подмечу, что сегодня от наклонных бортов боевых машин фактически отказались. Причина проста – это отбирает очень много полезного пространства, как, например, и скошенный багажник отжирает полезный объем внутри купе-кроссовера. Компенсировать это стараются кто динамической защитой, кто навесными дополнительными экранами, но тогда инженеры всего этого еще не знали. А потому решили, «в тесноте, да не в обиде»! Да и танкистов принято брать менее габаритных!

Кормовая часть корпуса, аналогично лобовой, собиралась из верхней и нижней 40 мм броневых плит, также сходившихся клином. Только уже под углами 47 и 45 град.

И пару слов о башне. Их у Т-34 было несколько вариантов. Отличались они по конструкции, размерам, вооружению и количеству членов экипажа.

Самый первый, получивший прозвище «гайка» и «пирожок» за характерную округлую форму с развитыми гранями. Второе имя, возможно, было связано с очень плотно размещенной внутри «мясной» начинки из двух членов экипажа. Она была сварной и состояла из нескольких катаных деталей. Как мы уже отметили, маска была сложной полуцилиндрической формы толщиной 45 мм. Она действительна была большой, это тебе не мизерные маски современных Т-72 или Т-80. В то же время, она куда защищённее современных аналогов, т.к. была не только конструктивной особенностью, прикрывающей амбразуру орудия, а еще выполняла защитную функцию. В новых танках эту зону специально доводят до минимальных размеров, чтобы сложнее было попасть. А еще, на всякий случай, зачастую прикрывают блоками ДЗ.

45-мм толщину имели также борт и корма этой башни. И все под наклоном до 30°, заметьте. Как я уже сказал, этот тип башни прославился микроскопическим внутренним объемом, где можно не столько выполнять обязанности танкиста, сколько переживать очередные приступы клаустрофобии... Но наши люди в этом еще и воевали…!

-10

Где-то с середины 1942 внедрена улучшенная литая башня. В связи с различиями катаной и литой брони, толщина стенок подросла до 52 мм, а в лобовой части - так до целых 60 мм! Однако, иногда встречались и сварные варианты этой формы, связанные с внедрением новой сварки на производстве. Как раз начиная с того же 42го. Но об этом чуть позже. Башня эта имела более обтекаемую, округлую форму с менее выраженными гранями. И в тоже время - увеличенный внутренний объем по сравнению с ранней версией, хоть все еще недостаточный. Также подмечу, что сверху все варианты колпаков, все же, прикрывались довольно тонкой 15-мм крышей. Тут, конечно, фпв- дроны сказали бы спасибо, но какие, скажите, дроны в 40-вые годы 20 века?)

Был еще один тип башни – большая, она же «новая». Она ставилась на модернизированную версию Т-34-85, являвшую собой апогей возможностей платформы «тридцатьчетверки». Эта башня имела значительно большие толщины брони по сравнению с прежними образцами, где вкруг было по примерно 45 мм!

Все виды Т-34. Часть 1: с 1935 до 1944
Все виды Т-34. Часть 1: с 1935 до 1944

Главная же особенность – она была трехместной, что позволило разместить 5го члена экипажа – командира, отсутствие которого было критическим недостатком! Также увеличенный объем позволил вместить и мощное 85-мм орудие! Защищенность также выросла. Башня эта сварная из катаных броневых листов, метод такой, как на том же Т-90М! И одна лобовая деталь имела толщину уже невероятные 90 мм! Учитывая угол наклона 55-60 градусов к вертикали, это обеспечивало эффективную толщину лобовой брони в 150-160 мм! И это у среднего танка! Для сравнения, тяжелый немецкий Тигр 1 имел 100-мм лобовую деталь башни, но наклон там был практически вертикальным: 8-10 градусов. Т.е. эффективная толщина у Тигра не превышала 120-130 мм. Немцы были верны абсолютным величинам, в то время как советы умело пользовались физическими хитростями с наклоном, позволяющими увеличивать ее относительно! Маска орудия, занимающая собой значительную часть лобовой проекции башни, также имела уже толщину уже не 40-45 мм, а от 75 до 90 в наиболее толстой части! Подняли защищенность и остальных проекций башни, чтоб не озвучивать лишний раз, я вывел все цифры отдельно на экране.

Защита башни ранних Т-34:

Башня (лоб): 45 (52) мм под наклоном до 30°

Борта, корма: до 45 мм, наклон ~ 30°.

Крыша: 15 мм

Маска орудия: 40-45 мм

Ранний Т-34
Ранний Т-34

Защита башни Т-34-85:

Лоб – 90 мм, наклон 55-60°, эффективная толщина 150-160 мм.

Маска орудия – 75-90 мм

Борта – 75 мм, наклон 40-45°, эффективная толщина 100-110 мм.

Корма - 52 мм, наклон ~ 30 °, эффективная толщина 60 мм.

Крыша – 20 мм.

Т-34-85
Т-34-85

В целом, прирост на лицо. Отмечу разве, что корму уже дополнительно не защищали, так как небезосновательно считалось, что огонь по ней будет вестись реже. А вот бронеплита крыши чуть подросла с 15 до 20 мм, чего тогда было достаточно от осколков артиллерийских снарядов и авиационных бомб малого калибра. Круглые обводы башни продолжали традицию способствования рикошету. Отсутствие же прямых вертикальных поверхностей уменьшало вероятность прямого пробития.

И такой подход действительно обеспечивал Т-34 максимальную круговую защиту. Чего, кстати, очень не хватает современным танкам с куда большим дифференцированием бронирования! Когда основной ее массив скоплен в основном во лбу. Последние лет 50 так экономили вес и проектировали машины, предполагая, что танк встречает противника, «смотря ему в глаза»! Фпв-дроны показали, что этот подход больше не работает. Так что теперь конструкторам еще предстоит вспомнить опыт Т-34! Для наглядности, еще раз оцените толщины корпуса Т-34 в разных проекциях!

Толщины брони корпуса Т-34:

  • Лоб: ВЛД - 45 мм / 60°, НЛД - 45 мм / ~53°
  • Борта: 40 мм (верхняя часть наклонена под углом 40°), 45 мм (нижняя часть вертикальная).
  • Корма: верх 40 (45) мм (наклон ~45-48°), низ 40 мм (наклон ~40-45° либо вертикально)
  • Крыша: 16-20 мм.
  • Днище в лобовой проекции: 16 (20) мм
  • Днище в районе МТО: 13 мм

К слову, в Т-34-85 корпус этот остался прежним. Т.к. повысить защиту лобовых листов было невозможно из-за особенностей конструкции: продольное размещение двигателя не давало сместить башню назад. Исключением было разве что усиление, начиная с 1943-го, передней части днища с 16 до 20 мм от мин, и еще появилась новая верхняя кормовая деталь – 45 мм вместо 40 мм. Остальные детали корпуса не претерпевали существенных доработок.

Само собой, в процессе производства и модернизации толщины брони могли незначительно меняться на разных заводах в разные периоды. Вообще же, для ее изготовления использовалась специальная сталь марки "МЗ-2", разработанная на Мариупольском металлургическом заводе. Эта броня хорошо держала обстрел 37- и 45-мм орудиями, но раскалывалась от воздействия пушек в 76 мм! Поэтому позднее появилась улучшенная версия этой стали с повышенной вязкостью под индексом "8С". Она уже обладала достаточной твердостью для обеспечения противоснарядной стойкости крупнокалиберных пушек вплоть до 80 мм. При этом удалось получить минимальную массу конструкции. Так, корпус опытных машин весил около 10,4 т, из которых 7,92 т приходилось на броню. Броня башни имела массу менее 1,7 т при общей массе свыше 3,15 т.

И все это не могло не отразится на поле боя. Немецкая пехота в ужасе наблюдала, как от брони советских танков отлетают их противотанковые снаряды, а все существующие пушки калибром вплоть до 50 мм не могли причинить 34-ке сколь-либо ощутимого вреда…. Космические толщины, будучи еще и под оптимальными углами, обеспечивали невиданные доселе цифры защищенности. Однако, стойкость бронекорпусов, как и мощь орудий, в тот период времени росли в геометрической прогрессии. И то, что было актуально в начале войны, к концу – являло уже сущий хлам. По темпам развития танковая отрасль тогда напомнила мне скачок, который мы видели не так давно в смартфонах, где-то в период с 2009 по 2016 годы. Вспомните ту гонку мегагерцов, мегапикселей, дюймов, миллиамперчасов и т.д

Слабые места

Впрочем, даже на момент выхода броня 34-ки имела слабые места.
Так, в лобовом листе ими были шаровое крепление пулемёта и люк механика водителя. При попадании практически любого снаряда и то и другое буквально проваливалось в боевое отделение. Вот, взгляните на место мехвода. Обратите внимание, шаровое крепление пулемёта крепится СТРУБЦИНОЙ. Не трудно представить, что с ней будет при попадании.

-14

Носовую часть корпуса только со временем стали делать из двух сварных листов, а поначалу это делали из одного листа сгибая его на прессе, а за местом сгиба размещали носовую балку. Эти экземпляры легко различить по покатому носу. Так вот при закалке такую балку крутило штопором! Немного помучившись решили ее не закалять вовсе, а ставить СЫРУЮ. Так появилось ещё одно слабое место в лобовом листе.

Наглядно демонстрирует его этот подбитый Т-34 на улицах Сталинграда - точное попадание в носовую балку сделанную из сырого железа. Даже формальная ее толщина в сто пятьдесят миллиметров не спасла.

-16

Такие случаи мгновенно подхватывались пропагандой, и вот Немецкие солдаты, наслушавшись, что русские делают танки из фанеры, пытаются двуручной пилой распилить захваченный трофей.

-17

Еще, как важный нюанс, добавлю, что наращиванию выпуска тридцатьчетверок в 1942 году способствовало внедрение сначала на заводе № 183, нынешний уралвагонзавод, а затем и на других предприятиях, где собирали 34ки, автоматической сварки под слоем флюса, разработанной академиком Евгением Оскаровичем Патоном. Дело в том, что Институт электросварки Академии наук УССР был эвакуирован также в Нижний Тагил, да плюс ко всему, еще и на территорию Уральского танкового завода.

Суть метода заключалась в том, что сварочная дуга горит между электродом и свариваемым металлом под слоем специального флюса. Флюс защищает сварочную ванну от воздействия атмосферы, обеспечивая равномерное плавление и формирование качественного сварного шва. Это позволило сделать процесс сварки максимально простым и быстрым! Кроме того, обеспечивалась экономия материалов, т.к. снижался расход электродов и флюса, а стойкость сварных швов была лучше, чем у самой брони! Происходило это, потому что обеспечивалось отсутствие пор и шлаковых включений. До введения этого метода ситуация была в точности да наоборот!

И нет, данная сварка не была разработкой, специально предназначенной для Т-34, но там она впервые нашла свое применение! Тем более, что сварных деталей на танке очень много! А вообще, Патон и его коллектив еще в предвоенные годы активно работали над совершенствованием технологий дуговой сварки. Но это сыграло огромную роль в обеспечении массового и качественного производства танков именно в годы войны, став одним из важнейших технологических преимуществ советской промышленности!

В качестве небольшого вывода, скажу так. 34-ка была очень хорошо защищенной машиной для своего времени! В этом отношении она уступала разве что тяжелым танкам отечественной разработки. И это «играло на руку» нашему танку, который все, кому не лень, критиковали поначалу его за ужасный уровень обзора. В целом, это правда, но и у современников редко картина была лучше… К тому же, словно нерасторопный Алеша Попович в кулачном бою, он мог даже вслепую огреть соперника так, что тот даже не понял бы, что произошло. Пока примите это за красочную аллегорию. Спасибо всем кто дочитал до скорого!

-18