Не знаю как Вам, на мой взгляд дом красивый, ничего не скажешь. Похожий на дворец, он гордо, взирает с высоты Ваганьковского холма.
А вот спросите меня: чем же он такой наглый? А вот Вам и ответ: во-первых, это первое в Москве частное здание, из окон которого можно смотреть на Кремль сверху-вниз; а во-вторых, дом развернут к Кремлю тылом…задом…спиной…эээ, ну не фасадом в общем.
Да-да, въездные ворота в домовладение расположены не с Моховой, а со стороны Староваганьковского переулка. Не верите? Вот сходите и посмотрите.
А давайте я Вам расскажу, что знаю. В рассказе будет история, легенды и домыслы. Итак, начнем…
Историки считают, что именно здесь, на Ваганьковском холме, появились самые первые поселения, а уж потом, многим позже, на Боровицком холме Кремль поставили.
Здесь же с XVвека находилась загородная резиденция князей Московских – Государев двор.
История самого здания началась в 1786 году, когда его воздвигли после двухлетнего строительства. Невероятно, но фундамент заложили в 1784 году, а через два года завершили отделочные работы.
Заказчиком стройки был капитан-поручик лейб-гвардии Семеновского полка Петр Егорович Пашков.
Вы скажете: это ж откуда у простого «капитанишки», хоть и гвардейца, денжищи такие огромные? А вот непрост был Петр Егорович, далеко непрост. Мало того, что он был сыном денщика Петра I, да еще значительно приумножил состояние своего отца на сделках с недвижимостью и «винных откупах». Считается, что он был одним из первых «водочных королей».
До сих пор ученые мужи не пришли к единому мнению по поводу архитектора. Принято считать, что автором проекта был В. И. Баженов, один из самых знаменитых творцов той эпохи, хотя некоторые называют имя Матвея Казакова.
И вот тут рождается легенда. Считается, что Пашков убедил выдающегося мастера воздвигнуть ему «Кремль одного человека», как иногда называют дом на Ваганьковском холме. До этого Баженов работал над дворцом Екатерины II в Царицыно. Да вот незадача, дворец так не понравился императрице, что та приказала «срыть сии казармы до основания» и архитектор впал в лютую немилость.
И вот по легенде считается, что именно из-за ссоры с императрицей Баженов в итоге развернул получившийся особняк спиной к Кремлю.
Н самом деле все прозаичнее: с Моховой крайне неудобно было бы «карабкаться» каретам и саням. И поэтому здесь устроили великолепный сад с диковинными растениями и экзотическими животными. Сад украшали пруды и фонтаны.
Москвичи обожали собираться возле ограды дома Пашкова. Здесь можно было полюбоваться не только дворцом, но и великолепным садом.
«Прильнешь к железной решетке, глазеешь и любуешься», — вспоминал свое детство у дома Пашкова поэт Петр Вяземский.
Особняк сильно пострадал в великом пожаре 1812 г. Сгоревшие элементы восстановили лишь к 1818 году, внеся некоторые изменения.
Когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженный увиденным, они преклонили колено, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница».
Эта сцена запечатлена на картине Н.С. Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограде дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров.
В середине XIX века дом Пашкова у его потомков выкупило государство. В 1839‑м в нём разместили Дворянский институт, впоследствии ставший мужской гимназией. А в 1862‑м в его стенах открылись Московский публичный и Румянцевский музеи с библиотекой.
В июле 1925 года Центральный исполнительный комитет СССР принял постановление о ликвидации Румянцевского музея, на базе библиотеки которого была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.
В 1930‑х для того, чтобы расширить Моховую улицу, на ней снесли множество ветхих построек. А ещё вырубили старинный сад и снесли изящную ограду дома Пашкова.
В 1934 году на склоне холма по проекту архитектора В. И. Долганова была построена белоснежная лестница, а на главном фасаде здания, где раньше размещался герб Пашкова, разместили серп и молот. В 1980 году серп и молот с фасада всё-таки сняли...
В 1986 году - из-за строительства станции метро "Боровицкая" фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины, и здание оказалось в аварийном состоянии. Реконструкция здания продолжалась вплоть до 2007 года.
Легенды:
Некоторые считают, что именно в Ваганьковскоом холме, давным-давно были устроены тайные убежища, где хранилась от пожаров и набегов княжеская казна. А подземные ходы ведут к Храму Христа Спасителя, в Кремль и аж в Замосковоречье. Именно здесь расположен вход в Подземную Москву и отсюда ведет тайный ход к Библиотеке Ивана Грозного.
Ещё одна легенда о доме Пашкова носит "библиотечный" характер. Здесь якобы обитает призрак библиофила Николая Рубакина. Призрак добрый - если, оказавшись в библиотеке, попросить его о помощи в поиске какой-либо редкой книги, он может помочь её найти...
Давняя городская легенда гласит, что на вершине Пашкова Дома в Вальпургиеву ночь собирается всякая нечисть. Видимо следуя этой легенде, Михаил Булгаков устроил сцену с Воландом и Азазелло на крыше Пашкова в романе «Мастер и Маргарита»
«...На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.»
А вот Вам еще одна удивительная особенность этого великолепного здания. У главных въездных ворот функцию каретоотбойников (колесоотбойников) выполняют настоящие пушки.