Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"На войне как на войне" (СССР, 1968/1969) и "Коммунист" (СССР, 1958): мнения

На войне как на войне. СССР, 1968/1969. Режиссер Виктор Трегубович. Сценаристы: Виктор Курочкин, Виктор Трегубович (по одноименной повести Виктора Курочкина). Актеры: Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов, Фёдор Одиноков, Михаил Глузский, Валентин Зубков и др. 22,4 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах. Режиссер Виктор Трегубович (1935–1992) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли три: военная драма «На войне как на войне», масштабная историческая драма «Даурия» и мелодрама «Трижды о любви». … Великая Отечественная война. Младший лейтенант Малешкин, недавний выпускник военного училища, назначен командиром "самоходки" с экипажем опытных фронтовиков… Советская кинопресса отнеслась к фильму «На войне как на войне» тепло. Кинокритик Раиса Зусева писала в «Спутнике кинозрителя», что фильм «рассказывает о маленьком эпизоде огромной войны, но он помогает понять многое в характере русского человека, в его боль

На войне как на войне. СССР, 1968/1969. Режиссер Виктор Трегубович. Сценаристы: Виктор Курочкин, Виктор Трегубович (по одноименной повести Виктора Курочкина). Актеры: Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов, Фёдор Одиноков, Михаил Глузский, Валентин Зубков и др. 22,4 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Виктор Трегубович (1935–1992) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли три: военная драма «На войне как на войне», масштабная историческая драма «Даурия» и мелодрама «Трижды о любви».

… Великая Отечественная война. Младший лейтенант Малешкин, недавний выпускник военного училища, назначен командиром "самоходки" с экипажем опытных фронтовиков…

Советская кинопресса отнеслась к фильму «На войне как на войне» тепло.

Кинокритик Раиса Зусева писала в «Спутнике кинозрителя», что фильм «рассказывает о маленьком эпизоде огромной войны, но он помогает понять многое в характере русского человека, в его большом и славном ратном подвиге» (Зусева, 1969: 3).

А кинокритик Нина Игнатьева (1923-2019) подчеркивала, что фильм «На войне как на войне» «в ряду тех произведений, что притягивают к себе не необычностью событий, не исключительностью характеров, а правдой «рядовой» действительности. Стремлением показать ее как бы изнутри, в, быть может, неэффектном, но освещающем важные жизненные детали свете – из них в итоге складывается значительное целое» (Игнатьева, 1969: 66).

Зрители XXI готовы пересматривать эту картину и сегодня:

«Один из самых любимых фильмов. Замечательная игра, музыка. Фильм потрясает своей какой-то простотой и мудростью» (Наталья).

«Фильм, действительно, на все времена. Снято очень искренне, на глаза наворачиваются слёзы. А песня какая!» (Владимир).

«Пожалуй, один из самых жизненных фильмов о войне. Без показного пафоса, фальшивого героизма и партийного уклона, чем, увы, грешат наши многие военные фильмы того времени. Актеры сыграли, как будто прожили на экране. Сейчас такого нет» (Дмитрий).

Киновед Александр Федоров

-2

Коммунист. СССР, 1958. Режиссер Юлий Райзман. Сценарист Евгений Габрилович. Актеры: Евгений Урбанский, Софья Павлова, Борис Смирнов, Евгений Шутов, Сергей Яковлев, Валентин Зубков и др. 22,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юлий Райзман (1903–1994) за свою долгую карьеру поставил 19 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Кавалер Золотой звезды», «Урок жизни», «Коммунист», «А если это любовь?», «Твой современник», «Странная женщина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Поставленная на пике так называемого «возвращения к ленинском нормам жизни», драма «Коммунист» вышла в советский прокат 9 февраля 1958. В этом году число членов КПСС в СССР достигло восьми млн. человек (Численный состав КПСС (1917—1991 гг. https://www.sovtime.ru/kpss/chislennyij–sostav–kpss), что существенно разрушает легенду постсоветских времен о том, что этот фильм смотрели только коммунисты.

Но если учитывать, что в 1958 году в СССР было 18 млн. комсомольцев (Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/980.htm), то получается, что вместе с коммунистами общее число первоочередных потенциальных зрителей фильма Юлия Райзмана (1903–1994) составляло 26 млн..

Таким образом, даже с учетом организованных первичными ячейками КПСС и ВЛКСМ коллективных походов в кинотеатры на фильм «Коммунист», как минимум четыре млн. коммунистов и комсомольцев (26 млн. потенциальных зрителей минус 22,3 реальных зрителей) не стали смотреть эту флагманскую ленту советской кинематографии 1958 года. А если предположить (что весьма вероятно), что многие коммунисты / комсомольцы пришли в кинотеатры со своими беспартийными женами / подругами, то эта цифра «уклонистов» реально может быть гораздо больше.

Официальная точка зрения на фильм «Коммунист» 1950–х – 1960–х была выражена в «Краткой истории советского кино». Там утверждалось, что «это значительное явление в искусстве социалистического реализма… Образ положительного героя, рядового коммуниста В. Губанова составляет главную идейную и художественную ценность этой картины. … Такая трактовка образа Губанова привела к тому, что фильм «Коммунист» рассказал о рядовом великой партии коммунистов, о рядовом революции. Таким образом авторам «Коммуниста» удалось решить одну из самых сложных проблем искусства – проблему положительного героя. … Однако в фильме «Коммунист» революционная эпоха освещена несколько односторонне, показана только как время необычайных трудностей, жестокой борьбы, требующей жертв и лишений. Мы видим рваные одежды, тесные и темные интерьеры; весь фильм снят в серовато–коричневой гамме, ни разу в нем не проглянуло солнце; музыка тревожна и драматична. Да и сам Губанов показан как герой–одиночка, образы его единомышленников недостаточно выразительны, слабо индивидуализированы» (Грошев и др., 1969: 419, 421–422).

Кинокритик Людмила Погожева (1913–1989) писала, что «это было удивительное произведение! С ним вместе вошли в историю кино два отлично вылепленных образа — образ одного из млн., рядового партии коммуниста Василия Губанова в исполнении Евгения Урбанского и образ Федора Фокина в исполнении Е. Шутова. Своеобразие этого фильма заключалось в смелости, с которой его авторы сочетали в сюжете события так называемые «малые» с пафосом великим. Не скакал на коне, не размахивал шашкой коммунист Губанов, а был он на стройке электростанции заведующим складом. Ездил он не бить «беляков», а добывать гвозди… Не было у героя возвышенной, красивой, романтической любви к прекрасной дивчине, а любил он чужую жену, и была их любовь очень нелегкой. Но грань, отделяющая малое, бытовое от великого, неуловима, и переход одного в другое незаметен. … В «Коммунисте» органически слились уроки поэтики Довженко с новейшими поисками в решении сюжета. Органически слились проза и поэзия. Правда характеров, бытовые приметы времени и сцены–символы, сцены прямых философских обобщений» (Погожева, 1967).

Один из вариантов постсоветской трактовки «Коммуниста» представлен в книге кинокритика Дениса Горелова: «Венгерский мятеж… пугает и склоняет к ортодоксии. Нужен маяк, стержень, Данко с мандатом и чистой совестью, железняки комиссарской породы и островского закала. На киностудиях страны параллельно снимаются «Павел Корчагин» (1956), «Они были первыми» (1956), «Рассказы о Ленине» (1958), «Олеко Дундич» (1958), «Добровольцы» (1958). Подточенный колосс цементируют иконами предтечи и рядовых святых, желательно вымышленных или рано преставившихся. К 40–летию Октябрьской революции пятижды лауреат Сталинской премии, кинорежиссер, народный артист СССР Юлий Райзман ставит в идеологическую брешь свою золотую сваю — «Коммуниста». … Райзман возвращает себе Имя — при этом окрас не желает менять категорически. Монументальный «Коммунист» очевидно наследует довоенной лениниане: вникающий в каждую мелочь озорной и чуть клоунский Ильич, растерявшийся в Кремле проситель–большевик с Загорской ГАЭС… ночи с коптилкой и коммунистическим «Манифестом», борьба с людьми и бревнами, но главное — особый, курчаво–белозубый, челюстястый тип контуженного энтузиаста в шинели, точь–в–точь Николай Баталов в «Путевке в жизнь». По–ленински смяв картуз в кулаке, коммунист Губанов влезал со своей государственной нуждой на Совнарком, валил в одиночку лес для хлебного состава, рвал на груди гимнастерку перед упертым часовым и поднимал спящих на неурочную разгрузку кирпича — под костры и гармонь… В финале битый пулями Губанов переминается в мучной грязи бронзовым памятником самому себе: так — в разорванной донизу рубахе — лепили монументы замученным коммунарам» (Горелов, 2018).

Но надо сказать честно, успех «Коммуниста» у зрителей во многом зависел от темпераментной игры и мощной мужской харизмы исполнителя главной роли Евгения Урбанского (1932–1965):

«Фильм я смотрела еще, как только он вышел. Стоит ли говорить о влиянии Урбанского на женские и девичьи сердца. Я считаю, что сам Урбанский наиболее четко подходил для этой роли. Не может человек, так сыгравший в фильме притворяться. Да, я верю, что Евгений был и честным и целеустремленным и знал, что делал» (Ирина).

«Один из моих любимых фильмов… В наше время, время засилья на экранах пошлости, жестокости и разврата, такие фильмы как "Коммунист", "Чистое небо" являются глотком свежего воздуха. А когда я вижу на экране Е. Урбанского, каждый раз хочется воскликнуть: «Верю! Восхищаюсь! Люблю! Помню...» (Татьяна).

Киновед Александр Федоров