Найти в Дзене

Операция Уран. Загадка двух картин

Кто является подлинным автором плана Уран? Неожиданный ответ кроется в малоизвестных картинах конца 1940-х годов. Перед нами рисунок известного сталинградского художника Финогенова под рабочим названием "Разработка плана Уран". За серию рисунков о Сталинградской Битве художник после войны получил Сталинскую премию. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что Иосиф Виссарионович этот конкретный эскиз видел и его утвердил. Это важно для понимания того, что перед нами не просто рисунок, а по сути официальная версия исторического события - подготовки операции, где зафиксированы авторы плана. Думаю, внимательный читатель сразу увидит странность происходящего в этой комнате. Например, Рокоссовский изображён в маршальской форме, хотя это звание он получил только в 1944 году. А время разработки Урана, как вы помните, это октябрь, ноябрь 1942 года. Более того, хорошо известно, что Рокоссовский в это время неотлучно находился на Донском фронте и в Москву не выезжал. Самые внимательные чи

Кто является подлинным автором плана Уран? Неожиданный ответ кроется в малоизвестных картинах конца 1940-х годов.

Перед нами рисунок известного сталинградского художника Финогенова под рабочим названием "Разработка плана Уран". За серию рисунков о Сталинградской Битве художник после войны получил Сталинскую премию.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что Иосиф Виссарионович этот конкретный эскиз видел и его утвердил. Это важно для понимания того, что перед нами не просто рисунок, а по сути официальная версия исторического события - подготовки операции, где зафиксированы авторы плана.

Думаю, внимательный читатель сразу увидит странность происходящего в этой комнате. Например, Рокоссовский изображён в маршальской форме, хотя это звание он получил только в 1944 году. А время разработки Урана, как вы помните, это октябрь, ноябрь 1942 года. Более того, хорошо известно, что Рокоссовский в это время неотлучно находился на Донском фронте и в Москву не выезжал.

Самые внимательные читатели заметят, что новая форма с погонами появилась лишь в январе 1943 года, а по факту все "присутствующие" ее получили только в феврале, уже после окончания сражения.

Как же так получилось?

Дело в том, что какое то время "старая" форма с петлицами воспринималась с негативным контекстом, как форма отступлений и проигранных сражений. Даже успели снять целый художественный фильм про Сталинград, где солдаты воевали в погонах нового образца. Напомним, что рисунок был утверждён на самом высоком уровне, то есть никакого криминала в тот момент не увидели!

Самый же интересный момент заключается в другом. Кто именно находится в этой комнате, а самое главное - кого в этой комнате нет?

Ну во-первых что здесь делает Молотов? Или Щербаков? Эти люди разработкой воинских операций не занимались! Да, они были в курсе событий, но в такие "тактические моменты" не погружались, у них просто не было на это времени. Тот же Щербаков занимал одновременно четыре должности, а Ворошилов вообще был отстранен от важных направлений и занимался партизанским движением.

Проще говоря, их добавили, во-первых, для солидности, чтобы придать "монументальности" операции Уран и с другой стороны, чтобы скрыть отсутствие главного игрока - генерала Жукова.

Задним числом на хорошо известно, что именно Жуков являлся автором плана Уран и главным локомотивом его продвижения в Ставке. Василевский в этом тандеме шел лишь вторым номером.

Однако Жуков с 1946 года находился в опале, служил в ссылке сначала в Одессе, а потом в Свердловске. Поэтому его никак на этом рисунке быть не могло.

А теперь самое интересное.

-2

На основе этого рисунка Финогенов пишет полноценную художественную "картину маслом", где происходят кардинальные кадровые перестановки!

Во-первых, у всех волшебным образом исчезают погоны! Правда, у Ворошилова петлицы все равно "старорежимные", но это уже мелочи. А главное, что исчезает Рокоссовский! На его место ставят Климента Ефремовича, но Жуков так и не появляется!

И Еременко тоже не поставили на замену, хотя могли, а значит он также был "под подозрением". Такой же вопрос и по Ватутину. Ворошилов, так или иначе, оказался более политически благонадежным и узнаваемым.

А теперь вишенка на торте.

Вольно или невольно, но художник и на рисунке и на картине изобразил не тот Уран, который мы все знаем и который начался 19 ноября, а первоначальный вариант операции, как ее задумывали еще в сентябре!

Если вы внимательно посмотрите на карту и "линейку" ударов, то в целом хорошо видно, что удар идет не на Калач, а на Ростов! То есть, по сути, перед нами скорее операция "Большой Сатурн", нежели Уран.

Вот такой бессознательный исторический артефакт получился в результате вроде простого художественного творчества. А потом еще спрашивают, откуда берется Конспирология? Вот отсюда и берется.