Территория современного Касимова имеет древнюю историю заселения. Археологические находки свидетельствуют о том, что здесь существовали стоянки эпохи неолита, возраст которых достигает примерно 4 тысяч лет.
Первые письменные упоминания о поселении на этом месте относятся к XI веку и связаны с крещением местных жителей. В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленном священником Иваном Добролюбовым, упоминается камень с надписью, при Богоявленской церкви. Согласно этому источнику, Городец Мещерский (первоначальное название города) был крещён в честь святого князя Глеба Владимировича, княжившем в Муроме с 1010 по 1015 год.
Официальной датой основания города считается 1152 год, когда суздальский князь Юрий Долгорукий построил на высоком берегу Оки крепость для защиты границ Владимиро-Суздальского княжества от набегов кочевников.
Во время монголо-татарского нашествия, 1376 году город был полностью разрушен, но вскоре возродился на левом берегу р. Бабенки. До 1471 года он назывался Новый Низовой Город.
В 1456 году великий князь московский Василий II Тёмный пожаловал татарским царевичам Касиму, сыну Улу-Мухаммеда, и его брату Якубу во владение Низовой Город, в знак признания их верной службы. К концу XV века поселение стало именоваться Касимовым - в честь старшего из братьев.
Так, среди мещерских лесов возникло Касимовское ханство, которое на протяжении 139 лет оставалось важным центром татарской культуры и мусульманских традиций в русских землях.
С закатом эпохи Касимского ханства стало правление Фатимы-Султан, последней правительницы Касимова. В 1681 году, после её смерти, эти земли, лишившись независимости, отошли к дворцовому ведомству.
Пройдя сквозь годы, Касимовский край в 1778 году стал частью Рязанской губернии, а 1796-ом, древний Касимов превратился в один из её уездных городов, сохранив, однако, дух прежних времён в своих узких улочках и старинных зданиях.
Согласно легендам, мечеть основал в XV веке первый правитель ханства - царевич Касим, построивший её рядом со своим дворцом. На протяжении столетий она оставалась главной и наиболее значимой мечетью ханства, где проводилась церемония вступления на престол новых правителей.
Здание мечети было разрушено при Петре I, и только при Екатерине II было восстановлено, а вот минарет сохранился со времён царевича Касима. Он считается одним из старейших минаретов на территории России.
В советский период мечеть закрыли, а с 1930-х годов в её стенах разместился филиал Касимовского краеведческого музея.
В хорошую погоду можно подняться на минарет, отсюда открывается необыкновенный вид на город.
Рядом с мечетью расположен текие (мавзолей) хана Шах-Али, где погребены и некоторые члены его семьи.
Величественный силуэт Вознесенского собора царит над главной площадью города, словно хранитель вековой истории. Еще в середине XVIII столетия на этом святом месте скромно возвышалась деревянная часовня, позже уступив место каменному храму. Нынешнее здание, было возведено в 1854-1862 годах по проекту талантливого зодчего Н.И. Воронихина.
Собор удивляет необычным сочетанием традиционных русских элементов и изящных татарских орнаментов, что создает его неповторимый облик.
Касимов с давних времён славился как центр торговли, где царила оживлённая коммерческая деятельность. В первой половине XIX века купцы города инициировали строительство каменных Торговых рядов на Соборной площади. Архитектор И.С. Ганин создал проект этого комплекса, включавшего торговые лавки и складские помещения. После 1917 года в зданиях изредка размещался рынок, однако большую часть времени они пустовали или служили хранилищами. Сегодня постройки, хоть и обветшали, но постепенно восстанавливаются, сохраняя при этом свой исторический облик.
В Касимове более десятка музеев, от крошечных частных коллекций до просторных экспозиций. Но так много тайн сразу не раскрыть - поделюсь лишь теми, что довелось увидеть своими глазами.
Все слышали поговорку «в Тулу со своим самоваром не ездят», но мало кто знает, что в Касимове есть уникальный музей «Русский самовар».
Музей был основан в 2007 году благодаря частному собранию Михаила Силкова, известного коллекционера, владеющего также знаменитой коллекцией колоколов. В экспозиции представлено свыше 400 самоваров разнообразных форм, размеров и декоративных стилей, размещённых в двух просторных залах. Здесь есть особо интересные экземпляры: например, дорожный самовар, принадлежавший Александру Колчаку.
Первая деревянная Благовещенская церковь появилась здесь в начале XVII века на въезде в Касимов со стороны Оки, встречая путников, прибывавших по реке.
Современное каменное здание построили в 1740 году на пожертвования горожан и усилиями священника Федора. За долгую историю церковь много раз перестраивалась.
На улице Нариманова расположена «Новая» мечеть, построенная в 1906 году для касимовских мусульман на средства купца Н. И. Дуймакаева. В советский период её закрыли, разместив здесь клуб и пищекомбинат. В 1996 году здание вернули верующим, и сейчас в нём находятся молельный зал и Исламский культурный центр.
Мечеть является памятником архитектуры: краснокирпичное здание с белыми пилястрами, арочными окнами и изразцовым декором. Рядом возвышается минарет с ажурными балконами, а территорию окружает кованая ограда.
На улице Советской расположен трёхэтажный особняк, известный как Дом Смирновых. Здание было построено Аркадием Алянчиковым - влиятельным купцом, дважды избиравшимся городским головой, а в 1879-1882 годах возглавлявшим Рязанскую губернскую земскую управу. Позже его наследники продали дом мещанину Смирнову.
В 1812-1813 годах здесь располагался госпиталь для раненых участников Бородинского сражения. Сегодня особняк привлекает туристов как памятник архитектуры с богатым декором и выразительными деталями.
Касимовский краеведческий музей открылся в 1921 году в соответствии с декретом 1919 года об охране памятников искусства. Первые экспонаты поступили из усадеб Голицыных и Олениных - это были предметы мебели и картины. Позже коллекция пополнилась за счёт церковного имущества и даров горожан.
С 1998 года музей располагается в особняке купца Алянчикова на Соборной площади. Сегодня музей является старейшим в Рязанской области. Его фонды насчитывают около 40 тысяч экспонатов: предметы русского и татарского быта, живопись XVIII-XIX веков, коллекции скульптуры, мебели и фарфора, а также исторические материалы о регионе.
На крутом берегу Оки, там, где когда-то стоял древний Городец Мещерский, возвышается старейший православный храм Касимова - Богоявленская церковь с приделом Георгия Победоносца, покровителя ратных людей. Построенная в 1700 году на месте двух обветшавших церквей, она в народе зовётся Егорьевской.
Храм, сегодня поражает древнерусской строгостью. До нас сохранился массивный древний иконостас, старинные образы и древня икона Богоявления Господня.
Этот роскошный купеческий особняк с ионическим портиком и ротондой в 1828 году перешёл от А.Ф. Миловановой к купцам Барковым. Во второй половине XIX века дом приобрёл С.Л. Салазкины. После революции здесь размещались исполком, медицинские учреждения, а в последние годы - стоматологическая поликлиника и тому подобное.
В самом сердце города раскинулся Соборный парк, где сосредоточено несколько значимых исторических объектов. Среди них выделяются монумент в честь погибших за установление советской власти, братские могилы революционеров, а также мемориал, посвящённый участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1910 году житель Касимова Огородников построил кинотеатр «Марс», изначально задумывая его как доходный дом. На втором этаже разместился «электротеатр», а на первом - магазины. Здесь не только демонстрировали кино, но и ставили спектакли.
В 1627 году больная старица Устинья во сне видит Богородицу, повелевающую ей идти за чудотворным списком Казанской иконы. Послушная небесной воле, она совершает паломничество в Казань, а вернувшись с драгоценным образом, ставит его в храме Параскевы-Пятницы. Вместе с сыновьями принимается за строительство деревянной Казанской церкви - так рождается новая обитель.
После революции монастырь разорили, а главный храм превратили в пекарню. И лишь в 2012 году, под благословением владыки Дионисия, началось долгожданное возрождение святой обители.
Усадьба Наставиных - памятник архитектуры 1813 года, образец классицизма. Главный фасад выделен четырехколонным коринфским портиком с треугольным фронтоном, опирающимся на высокий белокаменный цоколь с ажурной оградой. Строгие плоскости стен оживлены тройными окнами по бокам.
В советский период здание использовалось под учреждения, интерьеры утрачены. Сохранился лишь внешний облик, использовавшийся в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито для Петербурга» по пьесе Гоголя «Ревизор»
При Екатерине Великой, в 1753 году, на смену старой деревянной Троицкой церкви поднялись каменные стены. Два десятилетия спустя к храму приросла скромная колокольня с приделом Смоленской иконы Божией Матери.
Церковь венчает строгий четверик, плавно переходящий в восьмерик через древние тромпы - будто сама архитектура тянется к небу. Над ним - узкий барабан с легкой, почти воздушной главой. Апсида, слегка вытянутая, словно застывшая в поклоне, завершает этот лаконичный силуэт.
Церковь является действующей, богослужения проходят с 2002г. с момента восстановления.
Никольская церковь (1703–1705 гг.) находится к северу от Соборной площади, здесь XIV-XVII вв. стояла Касимова крепость, позже XVII веке на этом месте был Никольский монастырь, а местность называлась Новым посадом. Церковь построил посадский человек Яков Яцков с благословения митрополита Стефана Яворского.
Церковь представляет собой небольшой одноглавый четверик с полукруглой апсидой. Первоначальная трапезная позже была расширена двумя приделами с апсидами, что типично для храмов XIX века. Фасады украшены скромными лопатками и карнизами, окна - полуколоннами и фронтончиками. Сохранился позолоченный иконостас XVIII века, а росписи обновлены в 1950-х.
В советский период храм оставался действующим, за исключением временного закрытия во время Великой Отечественной войны. Благодаря этому его интерьер хорошо сохранился.
Нынешний каменный храм Успения Пресвятой Богородицы появился на месте скромной деревянной церкви XVII века, уничтоженной пожаром. Архитектурный облик храма сочетает традиционные формы с элементами эклектики: строгий четверик с пятиглавым завершением контрастирует с нарядной трехъярусной колокольней, где прослеживаются барочные мотивы.
В советский период (с 1934 года) святыня использовалась как складское помещение, но сегодня возвращена верующим и постепенно восстанавливается.
Касимов это город, где переплелись эпохи, культуры и судьбы. В одной статье не рассказать все о городе, но это даёт Вам возможность открыть свой Касимов.