Серьезные подвижки по поводу первоклассных специалистов и их подготовки. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в ходе совещания с председателем правительства Михаилом Мишустиным заявил, что не менее половины бюджетных мест в российских ВУЗах теперь будут распределяться путем прямого государственного заказа. По поводу среднего специального образования обратил внимание, что в Москве стало очень много рекламы колледжей, выпускающих технарей. Сделаны красивые ролики, которые кого-то побудят пойти хотя бы разузнать: узнал, остался, обучился. Что касается ВУЗов: всё хорошо, но скептики говорят, что половина бюджетных мест под госзаказ, а вторая половина бюджетных мест под чьей заказ и почему за бюджетные деньги?
Сергей Михеев: Во-первых:много лет об этом говорило немало людей, включая меня, потому что эти вещи очевидные. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», к сожалению. Во-вторых: что крайне важно понять – это рабочие места (бюджетные, обучение, госзаказ бюджета). Только надо, чтобы эти люди по выходу из учебных заведений имели возможность устроиться на эту работу и чтобы они туда устраивались. Сейчас есть масса примеров, когда люди идут по целевым программам, а потом всё это бросают. Получили бесплатное образование, а потом: «Мне не нравится, это не мое». Иногда по объективным причинам, иногда по субъективным, а иногда человек не собирался ничего делать - просто воспользовался ситуацией. Здесь важно то, что если человеку создают такие условия, то вы: 1. обеспечьте ему достойные перспективы; 2. он должен понимать, что ему придется отработать.
Что касается второй половины бюджетных мест, у меня нет ответа на этот вопрос. Звучит здорово, только бюджетных мест становится всё меньше. «Половина бюджетных мест» - представляешь себе огромный «пирог», и отрезают от него половину, а, в реальности, если посмотреть динамику бюджетных мест в ВУЗах, то с каждым годом становится меньше и меньше.
Потому что рынок и ВУЗы должны зарабатывать, хотя носят название «государственные».
Сергей Михеев: Это к вопросу о стратегии. Хорошо: «рынок», «зарабатывайте», а на выходе что? Отталкиваться надо от результатов, а если их нет, все рассуждения повисают в воздухе. Если в итоге мы имеем огромное количество людей с дипломами, но нет самолетов, пароходов, поездов и машин, то вся эта история про имитацию бурной деятельности. Вот отчего надо отталкиваться.
Минздрав идет по этому пути. Сейчас активны обсуждения: тем, кто были приняты на бюджетные места по целевому набору, отучились на бюджетные деньги, но потом по каким-то причинам не стали устраиваться в государственные поликлиники (больницы), придется компенсировать чуть ли не в трехкратном размере стоимость своего обучения. На входе в ВУЗ абитуриент будет знать, что схитрить уже не получится.
Сергей Михеев: Это правильно, потому что человек должен понимать, что он выбирает, но маленькие зарплаты – это плохо. В этом мире человек должен жить, работать, заводить семью, растить детей, а на всё это нужны средства. Я думаю, что это двоякая тема. С одной стороны, людей надо жестко приучить выполнять данные ими обещания, их обязательства; а с другой стороны, вы тогда не ставьте людей в невыносимые условия. Да, он(она) подписал, но когда после этого предлагаете зарплату в 15-20 тыс.рублей, как на неё жить? Я не говорю только про большие города - нигде на эти деньги не проживешь. Здесь ответственность и обязательства с обеих сторон.
С другой стороны, советский опыт, к которому постепенно возвращается высшее образование, по сути, был тот же госзаказ.Врачи, учителя уезжали по распределению в глубинку на копеечные зарплаты, но горели глаза и была перспектива дальнейшего роста.
Сергей Михеев: И плюс - был минимальный, но соцпакет.
Жилье?
Сергей Михеев: Не было такого, чтобы человека распределили, он приезжает, а ему говорят: «Вот тебе елка, живи под ней или бери ипотечный кредит и покупай квартиру на свою зарплату в 20000 рублей».
Пишет слушатель из Красноярского края, который живет в поселке, где построили новый фельдшерско-акушерский пункт, а работать некому. Жилье медработникам не дают: они либо снимают, либо покупают. Другой слушатель пишет, что когда абитуриенты поступают по госзаказу, надо сразу указывать зарплату и предоставлять жилье. Зарплата у начинающего врача в СССР была 120 рублей плюс жилье.
Сергей Михеев: Тут расхождений у нас нет. Вопрос к принципам организации процесса, а они базируются на принципах рыночной экономики. С одной стороны, я не являюсь сторонником жестких советских методов организации, но, с другой стороны, не являюсь заскорузлым противником рыночных отношений. Смысл в том, что нужны новые подходы. Если меняется задача, то это не законы физики и не религиозные догмы! Не надо из социально-экономических процессов делать религиозные догмы и подавать ихкак законы физики. «По-другому нельзя, потому что экономическая теория гласит…» Она была выдумана под конкретную ситуацию! Экономическая теория описывает реальность какой-то ситуации, которая давно прошла. В экономике нет законов природы. Экономическая наука в значительной степени – это бесконечные спекуляции или обозначение тенденции, которая актуальна на тот или иной период времени для тех или иных условий. Меняются условия - надо менять и подходы. А догматизированное отношение или от лукавого, потому что кому-то так легче заколачивать деньги, или от глупости, или от того, что не поступала команда «сверху». Здесь нужно серьезное переосмысление всех этих подходов и значительное концептуальное изменение.
Даже если команда с самого «верха», всё равно порой инициатива уходит в песок.
Сергей Михеев: Согласен, очень часто бывает так.