Как связана успеваемость ребёнка в старших классах школы и его же первые шаги с опорой? Оказывается, напрямую! О развитии нервной системы и о том, чем малышу в его далёком будущем поможет детская площадка, рассказывает Мария Сергеевна Дегтяренко, медицинский психолог, нейропсихолог (детский развивающий центр «Волчок», г. Москва).
Что такое человек
Что такое человек? Кроме того, что люди умные и красивые и вообще венец эволюции?
Человек — это высокоорганизованное животное, которое на протяжении тысяч лет жило в определенной среде, и жило определенным образом. Человек много ходил, делал много тонких движений рукой и пальцами, бросал камни, пытался предсказать траекторию полета птицы, чтобы попасть в нее стрелой и отбиться от страшных голодных хищников. Все эти условия жизни сформировали наше тело и наш мозг. И определили, как именно, под какими воздействиями тело и мозг будут развиваться.
За последние сто лет жизнь человека поменялась принципиально. Очень хорошо, что нам не нужно отбиваться от хищников и стрелять в птицу для того, чтобы добыть еду, очень хорошо, что наша жизнь безопасна и комфортна. Но потребности нашего тела (а мозг — это тоже тело), не поменялись.
Для здорового гармоничного развития человеческому ребёнку до 7 лет (условный возраст готовности к школе) необходимо очень много бегать, прыгать, падать, бросать камни в цель, лазать на деревья и собирать малину. Еще необходимо ссориться, мириться, дружить, враждовать, драться, пытаться превзойти в чём-либо других детей и учиться у них тому, что они умеют хорошо.
Социально-культурная среда, особенно в крупных городах, не дает ребёнку достаточных возможностей для физического и психического развития. Наши дети сейчас глубоко депривированы: города ставят их в ситуацию нехватки стимулов и возможностей движения.
Вернемся к мозгу. Думаю, понятно, что развитие мозга неотделимо от развития тела. Именно об этом говорит всем известная пословица «В здоровом теле здоровый дух».
От первых шагов до математики
Новорождённый ребенок появляется на свет глубоко незрелым. С точки зрения любого другого млекопитающего, мы рожаем тяжело недоношенных детей. Нашим детям необходимо много времени на развитие уже после появления на свет.
Это развитие происходит не случайным образом, есть изученные и доказанные закономерности развития центральной нервной системы (ЦНС). Именно развитие ЦНС, мозга и проводящих путей является определяющим фактором развития ребенка.
А что такое «развитие» с точки зрения физиологии? Сначала по известным закономерностям развивается головной мозг. Дозревают и как бы «включаются» определённые зоны: теперь ребёнок может, например, ходить. Зоны мозга, отвечающие за соматогнозис (способность чувствовать свое тело, получать от рук и ног обратную связь) и за праксис (двигательную функцию) достаточно созрели, чтобы ребёнок мог скоординировать руки, ноги, туловище, голову, не потерять равновесие и сделать первый шаг. А дальше — самое важное. Нужна тренировка. И вот на этапе тренировки современные дети сталкиваются с огромной нехваткой возможностей.
То, что мозг дозрел, не означает, что его работа уже идеальна. Нет, теперь он функционирует на уровне минимальной достаточности. Ровно настолько, чтобы получалось хотя бы как-нибудь. Если эту новую функцию не тренировать, она так и останется на этом минимальном уровне.
Важный момент: развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, эмоции) подчиняется закону иерархичности. Они не формируются на пустом месте, не прорастают как трава из щели между извилинами. Они выстаиваются как пирамида на фундаменте уже сформированных, более простых, более ранних функций. Самая наглядная закономерность — это моторное развитие.
Крупная моторика (способность контролировать движения рук, ног, туловища) — основа для мелкой моторики (тонкие движения кистью, пальцами), а мелкая моторика, в свою очередь, формирует основу для развития графо-моторных навыков (письмо).
Поэтому моторно неловкий ребенок, не натренировавший базовую функцию крупной моторики, будет показывать и сложности освоения письма, и плохой почерк.
По такому же иерархическому принципу, кстати, с учетом физического развития и созревания тела и мозга выстроена школьная программа.
Например, что такое математика с точки зрения мозга?
- Это абстракция. Цифра 2 может подразумевать два яблока, две кошки или два поезда. И мы эти два яблока никогда не увидим. Такого рода абстракции для усвоения требуют уже сформированного понятийного мышления, когда ребёнок может и умеет выделять некие общие характеристики у разных предметов (стол, стул, диван — мебель) и уже не нуждается для этого в конкретных предметах. Ведь само слово «стул» — это тоже понятие, просто более низкого уровня.
- Это пространственное мышление. Почему 5 больше 2? Потому что лежит правее на числовой прямой. А правее — это с какой стороны? А больше — это как? Это всё понятия пространственных взаимоотношений между предметами и объектами, которые тоже должны быть хорошо усвоены.
- Это достаточный уровень речевого развития, необходимый для того, чтобы ребёнок мог понять сложную логико-грамматическую структуру задачи.
- Это достаточный уровень зрелости нейродинамических характеристик, что подразумевает способность и умение (это разные вещи!) сконцентрироваться на задании и не отвлекаться, пока его выполняешь.
И опять иерархическая структура, но уже школьного обучения. Если базовые законы и правила математики усвоены недостаточно хорошо, то выстроенные на них физика и химия оказываются непонятны и недоступны. Провал!
В чем состоит работа нейропсихолога
Нейропсихолог — это специалист с глубокими знаниями физиологии, анатомии, неврологии, патопсихологии и психиатрии человека (но не врач, а психолог, способный заподозрить медицинские проблемы и направить к специалисту!), и с такими же глубокими знаниями общей психологии, возрастной психологии, психологии развития и аномального развития.
Нейропсихолог одновременно умеет диагностировать сложности ребёнка и соотносить эти сложности с анатомическими и физиологическими особенностями его центральной нервной системы. А после диагностики, используя специальные упражнения, тренирует мозг ребёнка, помогая ему справляться с трудностями.
Тренировки, пожалуй, тут самое подходящее слово. Занятия с нейропсихологом, особенно в дошкольном (с 3 лет) и начальном школьном возрасте, зачастую выглядят забавно или странно. На занятиях специалист просит ребёнка тянуться руками и ногами, дышать, ходить, хлопать в ладоши, перебирать пальцы и следить за движущимся предметом, да еще и язык при этом высовывать! Для чего это? Ведь ребенок всё это может, а его сложности — в письме или в поведении!
Задача нейропсихолога — помочь ребёнку скомпенсировать дефициты развития и работы мозга. А мозг мы не можем взбодрить массажем или хорошенько проветрить на свежем воздухе. Работать с мозгом мы можем только через тело ребёнка, через его руки, ноги, глаза, язык, живот, спину и пальцы. Поэтому упражнения нейропсихологической коррекции и кажутся такими забавными.
Мы перебираем пальцы сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами для того, чтобы ребёнок хорошо запомнил их названия, научился их чувствовать и ловко ими владеть — и это помогает при сложностях с письмом! Мы тренируемся следить за движущимся предметом — и это помогает невнимательным, отвлекающимся детям. Мы делаем дыхательные упражнения, растяжки, тонические упражнения и они помогают утомляемым, астеничным детям становиться более выносливыми и энергичными.
Нейропсихологическая коррекция может быть эффективна не только в раннем детстве. Для подростков и даже взрослых людей занятия с нейропсихологом тоже оказываются полезными и результативными. По мере взросления принципы оказания помощи несколько меняются, учитывая бОльшую зрелость мозга и сложность сформировавшихся структур.
Вернемся к началу нашего рассказа. Мы выяснили, что центральная нервная система, наш мозг, в детстве развивается не случайно, а по вполне определенным законам и, что важно, иерархически. Новые, более сложные навыки, не возникают из пустоты, а формируются с опорой на предшествующие им более ранние и более простые навыки.
При проведении нейропсихологической коррекции мы сначала находим, на каком этапе развития мозга сформировался первый дефицит, с какого именно момента все последующие навыки не смогли развиваться гармонично. Затем «ныряем» на эту глубину вместе с ребёнком и за руку проводим его по всем этапам формирования ЦНС, начиная с выявленной дефицитарности. Мы словно заново отстраиваем сначала базовый, фундаментный, а затем и все более сложные, надстроенные над ним и на нем уровни, приводя, в результате, мозг ребенка к более зрелому состоянию
Нейропсихологическая коррекция — процесс небыстрый. Как бы мы ни старались и как бы ни старался ребёнок, для формирования новых навыков или усовершенствования уже имеющихся необходимо время. Мы можем форсировать процесс, повысив интенсивность и частоту занятий, но есть предел возможностей ребенка, перескочить через который мы не сможем никак. Это и физиологический предел, обусловленный зрелостью или незрелостью тех или иных структур мозга, и психологический — ребёнку необходим отдых от учёбы.
Если у ребёнка выявлен дефицит в одной или нескольких сферах развития высших психических функций, заниматься необходимо. Нерешенная проблема обычно плохо сказывается и на учебном процессе, и на том социальном контексте, который учёбу окружает, и на психологическом состоянии ребёнка. Не сразу, не вдруг, но в результате сказывается. И с этими психологическими осложнениями потом тоже приходится работать. Иначе сложности, например, с математикой будут побеждены, а снижение самооценки, тревожность и неуверенность никуда не исчезнут.
Нейропсихологи не волшебники. Они не помогают «от всего», они работают чаще всего не быстро. Но во многих случаях их работа позволяет помочь преодолеть проблемы ребёнка с поведением, успеваемостью, общением.