Господь иначе, чем мы, взирает на людские грехи, оттого высокие подвижники и даже святые, которые кажутся нам безгрешными, оплакивали свои грехи. Чем ближе к Солнцу (Богу), тем яснее пятна, оттого грехи относительны; и никто не смеет сказать: «тот разбойник хуже меня», говоря и даже думая так, мы глубоко грешим.
Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин.3:4).
Иоанн объединяет грех и беззаконие, так как они есть одно. Грех есть беззаконие, восстание против законов Божьих. Закон от Бога, грех от дьявола. Закон Божий – это Евангелие, в то время как беззаконие – это грех. Один закон беззакония – это борьба против закона Божьего, чтобы не существовал закон Божий. Грех есть беззаконие, а добродетель – закон.
Если смотреть на поверхность греха и на первые шаги грешника, то в грехе представляется не рабство, а вольность и независимость. Ибо, в чем состоит грех? В том, чтобы не слушать велений самого Бога, идти против законов своего Творца, быть самому для себя началом и концом действий, кумиром и чистилищем.
Закон, истина, нужды духа, Слово Бога – все становится ни во что. К ним ожестел человек, или он успел уже установиться в упорстве и непокорливости, готов сказать: отойди, – или отступил от Бога... Не имея же страха Его, кидается на грех.
Произвол, в последнее время довольно редкое слово в обществе, как раз означает своеволие, самосуд и беззаконие, что в свою очередь в социуме может приводить к анархии и беспорядку. А беззаконник, нарушитель общественного порядка.
- К слову, не уча детей правилам и законам поведения в обществе, родители плодят беззаконников и анархистов. Так без осторожного и трепетного отношения к ближним вырастают эгоисты.
Когда к Христу подошел один «законник» из фарисеев, и искушая, спросил его, какая заповедь является большей, Христос ответил:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37– 40).
Все заповеди и все добродетели свой первоисточник имеют в любви – к Богу и к ближнему.
Грех, который есть беззаконие, происходит на самом деле от того, что в человеке охладела любовь. Именно оскудение любви порождает грех и заставляет человека преступать Закон, причинять несчастья себе и своим близким.
Проявление своеволия первыми людьми в отношении Божественного запрета на вкушение плодов с дерева познания добра и зла привело к нарушению ими этой запретительной заповеди, что, в свою очередь, повлекло за собой тягчайшие последствия, отразившиеся как на них самих, так и на их потомках, и на окружавшем их мире.
Грехопадение приводит к страшному результату: разлаживаются отношения с Богом, с ближними, с окружающим миром и с самим собой.. Грех, совершенный родителем сказывается и в детях.
"Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим". – преп. Ефрем Сирин
Действительно, наша душа не хочет грешить, ведь она создана Богом, сотворена по образу Божию и не хочет греха. Но после грехопадения все эти дарования, данные нам Богом, разъединились и наша душа смешалась со страстями.
Но уже и тот, кто возжелал или изрек согласие на дело внутренно, в нравственном смысле совершил грех пред Богом. Однако ж решившийся грешнее его, по большему напряжению сил на грех. На сем основании различаются грехи внутренние и внешние.
Различие грехов тяжких от нетяжких полагается совсем не с тем, чтобы быть дерзновеннее и смелее в иных грехах. Грех всякий есть тяжкий грех, ибо оскорбляет Бога. Потому вообще от всякого и должно блюстись.
Грехи невольные – грехи, совершённые без явного намерения или против воли. О том, что в глазах Бога и Церкви это всё равно грех, свидетельствует, во-первых, состояние совести человека, упрекающей его и свидетельствующей о грехе, а во-вторых, каноны Церкви, подвергающие епитимии такого «невольного грешника».
Грех, совершённые под воздействием обстоятельств зависит от того, была ли у человека возможность выбора. Часто под обстоятельствами пытаются лукаво спрятать мнение других людей (человекоугодие), нежелание жертвовать чем-то, страх потери комфорта, нерассудительность.
Невольным же грехом называется и тот, который хотя производим и мы сами, но производим не с полным сознанием нашего разума и не вследствие прямой наклонности к нему нашей воли.
Пристрастия или греховные склонности в нравственной жизни имеют великое значение. В них крепость зла, как в добрых расположениях – крепость добра.
Страсть в отношении к деятельности человека есть истинное духовное рабство: ибо человек ею, как ведомый, ведется на зло, даже сознавая свою беду, даже не хотя уже его. Как невольника связанного влечет пленивший куда хочет, так делает и страсть с грешником. Природа человеческая здесь терпит полное унижение от греха.
Кто заметил, что она имеет худое на него влияние и сознал вместе, что по сему самому он обязан прекратить ее, а между тем не прекращает, тот, очевидно, хотя легко, но оскорбляет совесть, нарушает ее покой и чистоту. Очевидно, что такого рода грех уже выступил из несмертного и очень приблизился к смертному, а учащение действительно превратит его в такой. Ибо больше всего и замирает жизнь духа от развлечений.
К умирающему грешнику нераскаявшемуся приходят демоны и, исторгши душу его, ввергают в место мрака до Второго Пришествия. Здесь пока терзается дух один, а когда, по Втором Пришествии, соединится с телом, с телом и страдать будет бесконечные веки, и мучений тех изобразить нельзя.
Смертный грех – это грех нераскаянный.
Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием..
Тяжкий грех является смертию для души потому, что он отнимает у души Бога, которым только она и может жить.
Но даже самый великий, совершенный человек несовершенен пред Богом.
С Пришествием в мир Христа и созданием Церкви человек получил доступ к необходимым ему средствам борьбы с грехом, со злом. Если он хочет жить в единстве с Богом и Его святыми, и стремится жить праведной жизнью, Бог ему в этом способствует, а если упорно противится праведной жизни, Бог попускает, ведь праведность основывается не на насильственном, а на свободном и желанном стремлении к добру.