Найти в Дзене

Асмэра. Эритрея. Маленькая Италия в Африке. Часть 2

Утром встретились со своим «куратором». Служба такси в этой части города отсутствовала как класс, и Азиб-Джорси рьяно приступила к отлову маршрутки до автовокзала. Потрепанные жизнью японские микроавтобусы блёкло жёлтого цвета, без всяких опознавательных знаков о маршрутах следования, битком набитые пассажирами проносились мимо. Поместиться в них еще пятерым пассажирам да с багажом казалось решительно невозможно. Наконец, четвертая по счету "япошка" приняла нас в свое микро нутро. По пути к конечной остановке количество людей в салоне увеличивалось с геометрической прогрессией. Я сомневаюсь, что японские инженеры, рассчитывая грузоподъемность производимых малогабаритных автобусов, в самых смелых фантазиях могли предположить, что их транспортные средства физически способны к подобного рода безразмерным перевозкам. Иначе, в этом случае, кузов изначально отливался бы из резины, позволяя неограниченно увеличивать внутренне пространство. Эритрейцы сидели друг у друга на коленках. Те, кому

Утром встретились со своим «куратором». Служба такси в этой части города отсутствовала как класс, и Азиб-Джорси рьяно приступила к отлову маршрутки до автовокзала. Потрепанные жизнью японские микроавтобусы блёкло жёлтого цвета, без всяких опознавательных знаков о маршрутах следования, битком набитые пассажирами проносились мимо. Поместиться в них еще пятерым пассажирам да с багажом казалось решительно невозможно. Наконец, четвертая по счету "япошка" приняла нас в свое микро нутро. По пути к конечной остановке количество людей в салоне увеличивалось с геометрической прогрессией. Я сомневаюсь, что японские инженеры, рассчитывая грузоподъемность производимых малогабаритных автобусов, в самых смелых фантазиях могли предположить, что их транспортные средства физически способны к подобного рода безразмерным перевозкам. Иначе, в этом случае, кузов изначально отливался бы из резины, позволяя неограниченно увеличивать внутренне пространство. Эритрейцы сидели друг у друга на коленках. Те, кому не хватило сидений, стояли в узком проходе, смешно склонив голову вбок, чтобы не упираться макушкой в давно потертый и засаленный потолок. Короче говоря, впечатленные донельзя, мы пересчитали всех одномоментных пассажиров. На автовокзале из нашей маршрутки высыпало 28 человек. Водитель, 29-й по счету, с новой порцией африканцев отправился в обратный путь.

-2

Мы прибыли к отбытию автобуса в столицу почти минута в минуту. Азиб, мигом оценив ситуацию, на ухо заговорщески сообщила, что "сейчас все сделает" и озвучила цену в 200 местных "рублей" за человека. Тихонько и незаметно взяла деньги и растаяла в толпе. Вернувшись, довела нас до дверей "типа пазика" и повела деловой разговор с водителем. В процессе диалога в салоне начали происходить какие-то внутренние перемещения, в результате которых нашей компании отвели последний ряд сидений. Можно было отправляться в путь. В открытое окошко Азиб твердила, что в Асмэре по прибытию нас уже будет встречать таксист - её двоюродный брат внучатого племянника троюродной бабушки - и настоятельно требовала записать на всякий случай его номер телефона.

Дернувшись и издав утробный звук, автобус поехал.

-3

Перед глазами поначалу расстилалась безжизненная эритрейская пустыня. Пустошь светлого песчаного цвета чередовалась невысокими холмами и скудными кустарниками. Старые мосты переводили через суходолы и русла давно усохших рек. На обочинах дорог белели начисто обветренные кости цельных скелетов верблюдов, достойных краеведческого музея. Вдали вечным эхом войны искореженными грудами железа покоились горелые ржавые остовы искореженных подбитых танков советского призводства.

В начале века от Массавы до Эритреи курсировал поезд. До 1941 года железная дорога находилась под контролем итальянцев, но в результате боевых действий была повреждена и перешла под контроль британцев, а после 1942 года фактически оказалась заброшенной, так как ее содержанием и восстановлением англичане не занимались.

-4

Более того, англичане совершили ещё более неадекватный акт вандализма, частично разобрав, но тем самым и уничтожив, фактически настоящее инженерное чудо - единственную в своем роде канатную дорогу. Эритрейская канатная дорога была построена в 1937 году и протянулась более чем на 70 км - от Массавы до южной оконечности Асмэры. Это была самая длинная канатная дорога в мире, хотя и в наши дни она бы оставляла далеко позади всех ныне существующих современных конкурентов. Короче говоря, "канатка" перестала работать из-за того, что после своей победы на локальном театре военных действий бриты в качестве репараций демонтировали с канатной дороги дизельные двигатели, стальные тросы и другое оборудование. А одинокие железные опоры "канатки" простояли до 80-х годов, после и они были снесены на лом.

Словом, хорошо, хоть автодорогу британцы не разобрали и не разломали: по ней мы и поглощали километр за километром пути в Асмэру, а железнодорожное полотно, местами целое, а где-то лишь его остатки, повторяло серпантин дороги, зачастую пропадая ненадолго в прорубленных в скалах туннелях.

-5

От Массавы до Асмэры всего лишь сто с небольшим километров. Но, учитывая сложный рельеф местности, дорога заняла более 4 часов. Очень скоро пустынный ландшафт сменился настоящими горами. Вместе с возвышенностью появилась и зелень. С набором высоты менялся пейзаж, песчаный и коричневый цвет сменился сочным, ярко насыщенным зеленым.

-6

На промежуточной остановке в Самхаре от пустыни не осталось и следа. Влажный климат сделал из этой местности агрокультурный центр всей страны. На импровизированном рынке сновали запряженные осликами разномастные тележки, ушастые использовались также и в качестве индивидуальных средств передвижения. Бородатые старцы в национальных платьях с палками-тростями дополняли общий вид восточного базара.

-7

Неспешная торговля дровами, углём, кукурузой, лепешками, овощами и фруктами обволакивала со всех сторон. Один из продавцов, заметив к себе внимание белых чужестранцев, засмотрелся на нас, неуклюже запутался в ногах, споткнулся, и какие-то пирожки полетели с его высоко поднятого подноса в пыль. Быстро подняв товар, парнишка также скоро на него плюнул-дунул, обтер о майку, водрузил выпечку обратно и уже минут через пять продал его голодным и ничего не подозревающим голодным пассажирам подъехавшего автобуса. Дети с коробками жевательной резинки нападали в раскрытые окна со всех сторон, навязчиво повторяя:

- Мастикааааа….Мастикааааа….
-8

Столичный автовокзал нас встретил шумом, гамом и принудительно навязанным таксистом - родственником "она же Джорси" - "Азибычем". Он с маниакальным упорством был готов сразу увезти своих клиентов хоть на край света, хоть к черту на рога, но при этом, как партизан, не говорил, куда именно. Подобное назойливое гостеприимство и опёка начали утомлять. Разочаровав извозчика отказом от услуг, решили самостоятельно найти место постоя. Пользуясь навигатором, сначала добрались до интернет-кафе, а затем и до гостиницы. На знакомство со столицей изначально было отведено три дня, В. же предстояло возвращаться на Родину в ту же ночь.

-9

Итальянцы возводили Асмэру практически с нуля, в результате превратив объединенные 4 деревни в современный населенный пункт на африканской земле для миллиона жителей. Рассматривая довоенные, старые черно-белые фотографии улиц, заполненных автомобилями и толпами изысканно одетых прохожих, трудно представить, что любуешься городом, расположенным за пределами Европы или Америки. Асмэру даже называли "маленьким Римом" или "итальянским городом в Африке" из-за повсеместного присутствия романского духа, проявившегося не только в архитектуре, но и в широких проспектах, площадях и многочисленных кафе.

-10

Британцы, взяв правление в свои руки, не стали менять облик Асмэры и оставили городу его характерный итальянский стиль. Даже сейчас магазины по-прежнему носили итальянские названия, а большинство сохранившихся зданий начала XX века - итальянской постройки, среди которых наиболее известными и примечательными считаются кинотеатр "Имперо" в стиле "ар деко", пансионат "Африка" в стиле кубизма, автомобильный завод "Фиат Тальеро" в футуристическом стиле или Римский Католический Собор в неороманском стиле.

-11

Где-то встречалась информация, что данный Собор является самым крупным культовым сооружением подобного рода за пределами Италии. Как бы там ни было на самом деле, стройная неоготическая колокольня впечатляет своей высотой в 57 метров, а украшена она часами, выполненными по оригинальному образцу в Лондонском Вестминстерском дворце. Сам же Собор ничуть не испытывал недостатка в посетителях. После воскресной службы чернокожий проповедник проводил паству до входных дверей и прощался с прихожанами на итальянском языке. Не менее "загорелые" верующие также свободно отвечали падре на итальянском.

-12

Вообще, сложилось уверенное впечатление, что до наших дней дошел и итальянский образ жизни горожан: спокойный, размеренный и где-то даже ленивый. В любом месте эритрейской столицы можно легко найти пиццу и повсюду сотни точек, где подают капучино со сливками. Самыми распространенными заведениями остаются кафетерии со свежей кулинарной выпечкой, мороженицы и маленькие ресторанчики. При этом, заведения общепита пользуются реальным спросом среди местного населения, ведь туристов в Асмэре совсем немного. Гастрономические заведения чередуются брадобреями и фотоателье. Все, будто, по-классике: асмэриец начинает свой день у цирюльника, после него, свежевыбритый, делает памятное фото и коротает день за чашкой кофе, запивая воздушный круассан. Кофемашины, кстати, тоже остались с прошлого века - занимая половину барной стойки громадными железными монстрами, они радуют гостей вкусами и ароматами.

-13

Вместе с тем, итальянская харизма существенно потеряла свой блеск. Обшарпанные здания, местами осыпавшаяся штукатурка на стенах, поврежденные декоративные элементы зданий оставляют след общей неухоженности. Но, отдадим должное - городские улицы чистые и без мусора.

-14

Доступность интернета только в специализированных местах, однозначно, имеет свои очевидные плюсы. Вместо виртуальной жизни асмэрийцы живут настоящей, особенно наполняя улицы города после 7 вечера. Молодежь большими компаниями гуляет, встречается, живо общается. Визуально Асмэра ассоциировалась со старой Москвой из советских фильмов - никакой суеты и безумия на дорогах.

-15

Приятной неожиданностью стало обнаружение знаменательного монумента в центре города. В сквере, окруженный лавочками и стриженными кустами, с книгой в руке, гордо вскинув голову к небу, нас встретил Александр Сергеевич Пушкин. Памятник поэту был возведен в честь какой-то годовщины со дня его рождения. Логическая связь между современной Эритреей и Россией объяснялась родственными связями Пушкина. Дело в том, что предок «нашего всего» - Ганнибал - родился в деревне, находившейся в 30 км от современной Асмэры. Российское посольство не преминуло воспользоваться этой возможностью и увековечить памятником русский дух на земле африканской. В основание монумента даже вмонтирована капсула со специально привезенной для этой цели землей из Михайловского, малой Родины поэта. Экспертизу земли мы не проводили, просто поверили на слово пояснительной памятной табличке.

-16

После насыщенной и активной прогулки по городу до позднего вечера стало очевидно, что три дня на знакомство с эритрейской столицей - это невыносимо много. А, сверившись с обновленным прогнозом погоды, приняли решение утром посетить "нехоженные" городские районы и после обеда вернуться в Массаву, чтобы воспользоваться "погодным окном" и скорее уйти из Эритреи.

-17

Но эритрейские приключения на этом не закончились.