Найти в Дзене

ПРИМОРЬЕ. ПРАВЫЙ РУЛЬ. ЯПОНИЯ-ТРЕЙД

В преддверии 20-летия «Японии-Трейд» руководитель компании Алексей Нечипоренко @nechiporenkoa вспоминает, как в начале 90-х в Приморье стал появляться правый руль и с чего началось его увлечение этими машинами. Уже с начальных классов на школьных каникулах меня отправляли к бабушке и дедушке в небольшой, соседний с Владивостоком, город Партизанск. Было начало 90-х, дедушка ездил на красной «шестерке», а его сосед по гаражу на волге. Когда-то дед стоял в очереди, чтобы получить жигули и она стала первой «шестёркой» в городе, а соседу выдали волгу «по блату», он – шахтер. Шахт в Партизанске было много, поэтому именно шахтеры, которые неплохо получали, в начале 90-х начали смотреть в сторону правого руля. Мужики со знакомыми морячками, которые ходили в Японию, начали делать первые заказы. Звучало это так: «привези мне иномарку», или: «привези тойоту», «хоть что, до 1000$». А те, кто разбирался получше или с бюджетом побольше, просили японку «класса волги». Надо отметить, что понятие «разб

В преддверии 20-летия «Японии-Трейд» руководитель компании Алексей Нечипоренко @nechiporenkoa вспоминает, как в начале 90-х в Приморье стал появляться правый руль и с чего началось его увлечение этими машинами.

Уже с начальных классов на школьных каникулах меня отправляли к бабушке и дедушке в небольшой, соседний с Владивостоком, город Партизанск. Было начало 90-х, дедушка ездил на красной «шестерке», а его сосед по гаражу на волге. Когда-то дед стоял в очереди, чтобы получить жигули и она стала первой «шестёркой» в городе, а соседу выдали волгу «по блату», он – шахтер. Шахт в Партизанске было много, поэтому именно шахтеры, которые неплохо получали, в начале 90-х начали смотреть в сторону правого руля.

Город Партизанск в Приморском крае
Город Партизанск в Приморском крае

Мужики со знакомыми морячками, которые ходили в Японию, начали делать первые заказы. Звучало это так: «привези мне иномарку», или: «привези тойоту», «хоть что, до 1000$». А те, кто разбирался получше или с бюджетом побольше, просили японку «класса волги».

Надо отметить, что понятие «разбирался получше» было условным, так как вокруг ездили «жигули» и «москвичи» и знания японского автопрома по большой части, отсутствовали. Про интернет никто ещё даже не слышал, а в библиотеках про правый руль книжек не существовало.

В любом случае, эпоха «волг» и «жигулей» на Дальнем Востоке явно заканчивалась и вот во дворе моего родного Партизанска стали появляться ОНИ! Сверхтехнологичные гости из будущего!

Я навсегда запомнил появление Марка «черностоя» у бабушки под домом. Я жадно заглядывал в салон этой машины через закрытые окна. Там была РОСКОШЬ! Это было лучше, чем «евроремонты» в гостях у обеспеченных друзей. Там были ДИВАНЫ с белоснежными чехлами, огромное количество кнопок, как в самолёте у пилотов и электронная приборная панель. Снаружи я тоже изучал каждую деталь – логотип Марка на решётке, шильдики «Тойота» на крышке багажника, робко трогал антенку и габаритные лампочки на крыльях.

TOYOTA MARK II в 70-м кузове, в народе «Черностой». Свою кличку получил благодаря характерным задним стойкам черного цвета
TOYOTA MARK II в 70-м кузове, в народе «Черностой». Свою кличку получил благодаря характерным задним стойкам черного цвета
-4

КУПИЛИ В ЯПОНИИ ДЛЯ КЛИЕНТА ИЗ США

Со временем я стал замечать хозяина этого космолёта и однажды решился и попросил его посидеть за рулём, предварительно одевшись в чистое. Эти ощущения запомнились на всю жизнь и не существует сейчас такой машины, и никогда не произведут её в будущем, чтобы она подарила столько же эмоций, сколько я получил в тот день.

Во дворе стало появляться всё больше и больше правого руля, но некоторые продолжали ездить на «жигулях». Это те, кто либо ничего не хотел менять в своей жизни, либо боялся, что автомат поломается, а чинить некому и всё в таком роде. Большинство иномарок почему-то были белого цвета, и конечно же, Тойоты. Других производителей, видимо, просто боялись покупать вначале по незнанию.

Правый руль: начало. Владивосток, 90-е.
Правый руль: начало. Владивосток, 90-е.

Их можно поделить на несколько категорий. Самые распространённые и доступные, это японки «класса жигули»:

Висты/Камри, Короллы/Спринтеры, Короны/Карины

Toyota Vista 1992
Toyota Vista 1992

Более роскошные и дорогие класса «волги»:

Кресты/Чайзеры/Марки, Лаурели

Toyota Cresta X70
Toyota Cresta X70

И наконец, вип класс: Крауны, Цедрики/Глории и более редкая Мазда Lucе(«Люся»)

Nissan Cedric 1988
Nissan Cedric 1988

Особый «инопланетный» статус был у автобусов, потому что «автобус» в представлении советского человека мог быть или рейсковым(Пазик) или, УАЗо («таблетка»), или РАФом(не путать с японским кроссовером «RAV4»). Все 3 модели отродясь в личном пользовании ни у кого не были, а если бы и были, то удовольствия никакого не доставили. Первую Делику я увидел в 10 минутах езды от своего дома, когда возвращался с дачи вместе с дедушкой и бабушкой на жигулях. Потом не поленился, вернулся пешком, чтобы рассмотреть это дивное авто. Это был не просто автобус, это был «джип-автобус»! Тогда, в 90х, Делика впечатлила меня точно так же, как сейчас я бы встретил авто, перепрыгивающее через дома.

Mitsubishi Delica
Mitsubishi Delica

Чуть позже я поехал в Ливадию (популярный пляж в Приморье) в легкоатлетический лагерь и судьба еще раз свела меня с НЕЙ. Дело в том, что меня не успели забрать с лагеря вовремя и вожатые вызвались вернуть парнишку в город. Тут я впервые очутился в салоне этого «джипобуса», более того, провёл в нём целый день. По пути в город вожатые заезжали в деревню выпить пива с друзьями и курили сигареты с подозрительным запахом. После этого пошёл ливень, водитель Делики утопил педаль газа и устроил прохожим душ. Сейчас у них забрали бы права за пьянство, а пешеходы обратились в полицию, но в 90-х это так не работало.

Кстати, выпившим за рулём под колокольчики можно было ездить ещё долго, где-то до 00-х. Отпустить могли просто так, либо за пару сотен долларов. Кто не понял, почему «под колокольчики», этот звук раньше включался на японских авто при превышении скорости(обычно свыше 100-110кмч).

Забавно, что про Делики спустя 35 лет до сих пор ходят споры, «рамные» они или нет. Делики, про которые я рассказываю, действительно «рамные», середины 80-х, отличительная особенность – запаска спереди. А вот все остальные, которые пошли с 90х – уже не рамные. Звали их в народе «кирпич», а с 1994 года стали выпускать круглые Делики «булки». Интересно, что «кирпичи» были настолько популярны, что японцы все не могли решиться прекратить их производить и штамповали до конца 90х, одновременно с «булками».

Вот так выглядит Делика сейчас. Точнее то, что от нее осталось
Вот так выглядит Делика сейчас. Точнее то, что от нее осталось

Особо ошалели от Делик те, кто до сих пор ездил на «Нивах» и ГАЗ-69 «Козликах»: Проходимые, комфортные, на велюровых салонах, электростеклоподъёмниках, с кондиционером и гидроусилителем руля. Водителю не надо было тянуться через весь салон, чтобы открыть дверь пассажиру, ведь у большинства японок стоял ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАМОК.

Вместе с Деликами убивали наповал советских любителей бездорожья «Сузук Джимни», «Тойота Прадо» и «Ниссан Сафари». У Сафари был леворульный брат «Патрол». Забавно, что такой до сих пор ездит в Партизанске и отлично себя чувствует. Куплены они были явно не у дилеров Ниссана в России(таких не существовало тогда). В те времена работал «ленд-лиз», мы отправляли в японию лес, а нам в ответ отгружали леворульные «Тойоты Лэнд Крузер 80», «Ниссан Патролы» и грузовики Nissan Diesel, которые нет-нет, да и можно встретить в глубинках России до сих пор. Были и леворульные «короны» и «короллы».

-11

Отец, в отличии от дедушки, который до конца своих дней остался верен «жигулям», быстро освоил японский автопром. Правда, первый блин случился комом. Он заказал у знакомого моряка «дешёвую праворульную иномарку», больше никаких уточнений не давал. В итоге получил жёлтую литровую Daihatsu Sharade, в этой машине даже название соответствовало её печальной внешности и наружности – ША-РА-ДА. Если она и была лучше Москвича, то ненамного. Помню, мне было даже стыдно, когда меня, фаната японских автомобилей, привозили в школу на этом авто, в то время, как одноклассника брат подбрасывал на «Ниссан Лаурель». Ещё большим стыдом был БИБЛИОБУС с работы моей мамы.

Вот она красотка - Daihatsu Sharade.
Вот она красотка - Daihatsu Sharade.
Но тягаться с «Лавром» ей было явно не под силу
Но тягаться с «Лавром» ей было явно не под силу

Второй машиной в нашей семье была «Тойота Корса» 1987 года, получше Шарады, но не на много, все ещё с бедным салоном без каких-либо опций. После неё появилась Корона-универсал, с огромным багажником и гордым шильдиком «500 кг», но и этого было мало нашим автолюбителям, часто сюда грузили всю тонну. Неубиваемая японка, скрипя рессорами и надрываясь своим 1,5 литровым сердцем терпела, но везла своих наездников. Корона была первым нашим авто на автомате, но опасения все ещё присутствовали: «где покупать новый, если поломается», «как брать на буксир» и всё в таком роде, но комфорт был превыше страха, особенно учитывая, что Владивосток стоит на сопках. После велюровых диванов Ниссан Лауреля, на котором иногда довозили и меня заодно с одноклассником, в Короне сидеть было всё еще невыносимо. Это было 3-е авто в семье после «Шарады» и «Корсы» и опять на ВЁСЛАХ (это ручные стеклоподъёмники), но автомат, гидроусилитель и кнопка с надписью «AC»(кондиционер) уже выгодно отличали Корону от советских собратьев. Ну а я запасался терпением, ждал и, наконец, дождался!

Отцу привезли из Японии NISSAN CEDRIC 1989 года! Настоящий японский ВИП, с шикарным салоном, напичканным всеми возможными опциями! У машины не было дверных рамок и центральной стойки: то есть если открыть передние и задние стёкла дверей, полное ощущение «парящей крыши», от которого на дорогах другие сворачивали шею. С появлением этого космолёта папа заинтересовался японками и мы с ним часами обсуждали и познавали правый руль. Скоро я мог по свету фар или логотипу узнать любое авто! Не подумайте, что это так легко, это сейчас логотипы есть только у марок авто, а тогда почти у каждой модели Тойота он был свой.

Музейный экспонат сейчас, а когда-то средство передвижения моей семьи
Музейный экспонат сейчас, а когда-то средство передвижения моей семьи
И вот 90-ые пролетели и наступили 00ые, которые подарили нам много новых интересных авто, с которыми у меня немало связано! Но это уже другая история!

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ей с друзьями и оставьте комментарий! До встречи на страницах других материалов 🤝

-15

Мой документальный роман «Супра» и другая публицистика: https://jptrade.ru/blog/?type=3