В преддверии 20-летия «Японии-Трейд» руководитель компании Алексей Нечипоренко @nechiporenkoa вспоминает, как в начале 90-х в Приморье стал появляться правый руль и с чего началось его увлечение этими машинами.
Уже с начальных классов на школьных каникулах меня отправляли к бабушке и дедушке в небольшой, соседний с Владивостоком, город Партизанск. Было начало 90-х, дедушка ездил на красной «шестерке», а его сосед по гаражу на волге. Когда-то дед стоял в очереди, чтобы получить жигули и она стала первой «шестёркой» в городе, а соседу выдали волгу «по блату», он – шахтер. Шахт в Партизанске было много, поэтому именно шахтеры, которые неплохо получали, в начале 90-х начали смотреть в сторону правого руля.
Мужики со знакомыми морячками, которые ходили в Японию, начали делать первые заказы. Звучало это так: «привези мне иномарку», или: «привези тойоту», «хоть что, до 1000$». А те, кто разбирался получше или с бюджетом побольше, просили японку «класса волги».
Надо отметить, что понятие «разбирался получше» было условным, так как вокруг ездили «жигули» и «москвичи» и знания японского автопрома по большой части, отсутствовали. Про интернет никто ещё даже не слышал, а в библиотеках про правый руль книжек не существовало.
В любом случае, эпоха «волг» и «жигулей» на Дальнем Востоке явно заканчивалась и вот во дворе моего родного Партизанска стали появляться ОНИ! Сверхтехнологичные гости из будущего!
Я навсегда запомнил появление Марка «черностоя» у бабушки под домом. Я жадно заглядывал в салон этой машины через закрытые окна. Там была РОСКОШЬ! Это было лучше, чем «евроремонты» в гостях у обеспеченных друзей. Там были ДИВАНЫ с белоснежными чехлами, огромное количество кнопок, как в самолёте у пилотов и электронная приборная панель. Снаружи я тоже изучал каждую деталь – логотип Марка на решётке, шильдики «Тойота» на крышке багажника, робко трогал антенку и габаритные лампочки на крыльях.
КУПИЛИ В ЯПОНИИ ДЛЯ КЛИЕНТА ИЗ США
Со временем я стал замечать хозяина этого космолёта и однажды решился и попросил его посидеть за рулём, предварительно одевшись в чистое. Эти ощущения запомнились на всю жизнь и не существует сейчас такой машины, и никогда не произведут её в будущем, чтобы она подарила столько же эмоций, сколько я получил в тот день.
Во дворе стало появляться всё больше и больше правого руля, но некоторые продолжали ездить на «жигулях». Это те, кто либо ничего не хотел менять в своей жизни, либо боялся, что автомат поломается, а чинить некому и всё в таком роде. Большинство иномарок почему-то были белого цвета, и конечно же, Тойоты. Других производителей, видимо, просто боялись покупать вначале по незнанию.
Их можно поделить на несколько категорий. Самые распространённые и доступные, это японки «класса жигули»:
Висты/Камри, Короллы/Спринтеры, Короны/Карины
Более роскошные и дорогие класса «волги»:
Кресты/Чайзеры/Марки, Лаурели
И наконец, вип класс: Крауны, Цедрики/Глории и более редкая Мазда Lucе(«Люся»)
Особый «инопланетный» статус был у автобусов, потому что «автобус» в представлении советского человека мог быть или рейсковым(Пазик) или, УАЗо («таблетка»), или РАФом(не путать с японским кроссовером «RAV4»). Все 3 модели отродясь в личном пользовании ни у кого не были, а если бы и были, то удовольствия никакого не доставили. Первую Делику я увидел в 10 минутах езды от своего дома, когда возвращался с дачи вместе с дедушкой и бабушкой на жигулях. Потом не поленился, вернулся пешком, чтобы рассмотреть это дивное авто. Это был не просто автобус, это был «джип-автобус»! Тогда, в 90х, Делика впечатлила меня точно так же, как сейчас я бы встретил авто, перепрыгивающее через дома.
Чуть позже я поехал в Ливадию (популярный пляж в Приморье) в легкоатлетический лагерь и судьба еще раз свела меня с НЕЙ. Дело в том, что меня не успели забрать с лагеря вовремя и вожатые вызвались вернуть парнишку в город. Тут я впервые очутился в салоне этого «джипобуса», более того, провёл в нём целый день. По пути в город вожатые заезжали в деревню выпить пива с друзьями и курили сигареты с подозрительным запахом. После этого пошёл ливень, водитель Делики утопил педаль газа и устроил прохожим душ. Сейчас у них забрали бы права за пьянство, а пешеходы обратились в полицию, но в 90-х это так не работало.
Кстати, выпившим за рулём под колокольчики можно было ездить ещё долго, где-то до 00-х. Отпустить могли просто так, либо за пару сотен долларов. Кто не понял, почему «под колокольчики», этот звук раньше включался на японских авто при превышении скорости(обычно свыше 100-110кмч).
Забавно, что про Делики спустя 35 лет до сих пор ходят споры, «рамные» они или нет. Делики, про которые я рассказываю, действительно «рамные», середины 80-х, отличительная особенность – запаска спереди. А вот все остальные, которые пошли с 90х – уже не рамные. Звали их в народе «кирпич», а с 1994 года стали выпускать круглые Делики «булки». Интересно, что «кирпичи» были настолько популярны, что японцы все не могли решиться прекратить их производить и штамповали до конца 90х, одновременно с «булками».
Особо ошалели от Делик те, кто до сих пор ездил на «Нивах» и ГАЗ-69 «Козликах»: Проходимые, комфортные, на велюровых салонах, электростеклоподъёмниках, с кондиционером и гидроусилителем руля. Водителю не надо было тянуться через весь салон, чтобы открыть дверь пассажиру, ведь у большинства японок стоял ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАМОК.
Вместе с Деликами убивали наповал советских любителей бездорожья «Сузук Джимни», «Тойота Прадо» и «Ниссан Сафари». У Сафари был леворульный брат «Патрол». Забавно, что такой до сих пор ездит в Партизанске и отлично себя чувствует. Куплены они были явно не у дилеров Ниссана в России(таких не существовало тогда). В те времена работал «ленд-лиз», мы отправляли в японию лес, а нам в ответ отгружали леворульные «Тойоты Лэнд Крузер 80», «Ниссан Патролы» и грузовики Nissan Diesel, которые нет-нет, да и можно встретить в глубинках России до сих пор. Были и леворульные «короны» и «короллы».
Отец, в отличии от дедушки, который до конца своих дней остался верен «жигулям», быстро освоил японский автопром. Правда, первый блин случился комом. Он заказал у знакомого моряка «дешёвую праворульную иномарку», больше никаких уточнений не давал. В итоге получил жёлтую литровую Daihatsu Sharade, в этой машине даже название соответствовало её печальной внешности и наружности – ША-РА-ДА. Если она и была лучше Москвича, то ненамного. Помню, мне было даже стыдно, когда меня, фаната японских автомобилей, привозили в школу на этом авто, в то время, как одноклассника брат подбрасывал на «Ниссан Лаурель». Ещё большим стыдом был БИБЛИОБУС с работы моей мамы.
Второй машиной в нашей семье была «Тойота Корса» 1987 года, получше Шарады, но не на много, все ещё с бедным салоном без каких-либо опций. После неё появилась Корона-универсал, с огромным багажником и гордым шильдиком «500 кг», но и этого было мало нашим автолюбителям, часто сюда грузили всю тонну. Неубиваемая японка, скрипя рессорами и надрываясь своим 1,5 литровым сердцем терпела, но везла своих наездников. Корона была первым нашим авто на автомате, но опасения все ещё присутствовали: «где покупать новый, если поломается», «как брать на буксир» и всё в таком роде, но комфорт был превыше страха, особенно учитывая, что Владивосток стоит на сопках. После велюровых диванов Ниссан Лауреля, на котором иногда довозили и меня заодно с одноклассником, в Короне сидеть было всё еще невыносимо. Это было 3-е авто в семье после «Шарады» и «Корсы» и опять на ВЁСЛАХ (это ручные стеклоподъёмники), но автомат, гидроусилитель и кнопка с надписью «AC»(кондиционер) уже выгодно отличали Корону от советских собратьев. Ну а я запасался терпением, ждал и, наконец, дождался!
Отцу привезли из Японии NISSAN CEDRIC 1989 года! Настоящий японский ВИП, с шикарным салоном, напичканным всеми возможными опциями! У машины не было дверных рамок и центральной стойки: то есть если открыть передние и задние стёкла дверей, полное ощущение «парящей крыши», от которого на дорогах другие сворачивали шею. С появлением этого космолёта папа заинтересовался японками и мы с ним часами обсуждали и познавали правый руль. Скоро я мог по свету фар или логотипу узнать любое авто! Не подумайте, что это так легко, это сейчас логотипы есть только у марок авто, а тогда почти у каждой модели Тойота он был свой.
И вот 90-ые пролетели и наступили 00ые, которые подарили нам много новых интересных авто, с которыми у меня немало связано! Но это уже другая история!
Если вам понравилась эта статья, поделитесь ей с друзьями и оставьте комментарий! До встречи на страницах других материалов 🤝
Мой документальный роман «Супра» и другая публицистика: https://jptrade.ru/blog/?type=3