Найти в Дзене

Горные вершины Карпинска: история наименований

Горы – это удивительные геологические образования, возникшие на нашей планете сотни миллионов лет назад, задолго до появления человека. Они хранят в себе информацию о событиях прошлого. Древние люди почитали горы, давали им собственные имена. Какие-то из этих названий сохранились, какие-то видоизменились, а иные вершины остались безымянными. С развитием человеческих знаний и появлением различных наук горы стали объектом пристального внимания исследователей. Первопроходцы Северного Урала не обошли стороной и территорию современного Карпинска. Они измерили высоту вершин, изучили состав горных пород, составили петрографические карты, сделали зарисовки горных вершин, описали горную растительность. Первую зарисовку видимых из Богословского завода (теперь Карпинск) горных вершин вы найдёте в статье О том, кто водрузил крест на самой высокой вершине Верхотурского уезда, читайте в статье В настоящее время на территории округа сосредоточено больше десятка горных вершин высотой свыше 1000 метров

Горы – это удивительные геологические образования, возникшие на нашей планете сотни миллионов лет назад, задолго до появления человека. Они хранят в себе информацию о событиях прошлого. Древние люди почитали горы, давали им собственные имена. Какие-то из этих названий сохранились, какие-то видоизменились, а иные вершины остались безымянными.

С развитием человеческих знаний и появлением различных наук горы стали объектом пристального внимания исследователей. Первопроходцы Северного Урала не обошли стороной и территорию современного Карпинска. Они измерили высоту вершин, изучили состав горных пород, составили петрографические карты, сделали зарисовки горных вершин, описали горную растительность. Первую зарисовку видимых из Богословского завода (теперь Карпинск) горных вершин вы найдёте в статье

О том, кто водрузил крест на самой высокой вершине Верхотурского уезда, читайте в статье

В настоящее время на территории округа сосредоточено больше десятка горных вершин высотой свыше 1000 метров над уровнем моря, что делает этот район уникальным среди других в Свердловской области. В ясную погоду вершины гор хорошо видны с высоких точек города, так как находятся от него на расстоянии 50-60 км. Немногие знают, что до 1959 года высокогорная территория недолго принадлежала Нижнетуринскому району, а ещё раньше – Кытлымскому району с административным центром в селении Павда. Во времена Российской империи по линии гор проходила административная граница Соликамского и Верхотурского уездов Пермской губернии. При этом одна часть горных вершин располагалась в Соликамском уезде, а другая – в Верхотурском, на землях Николае-Павдинской дачи, которые казна сдавала в аренду промышленникам.

Горы на административной границе Соликамского и Верхотурского уездов, 1895 год
Горы на административной границе Соликамского и Верхотурского уездов, 1895 год

В первой половине 19-го века значительную работу по изучению горных пород на территории Богословского округа провёл Михаил Карпинский (1809–1868), выпускник Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса и дядя известного геолога Александра Петровича Карпинского, в честь которого назван уральский город. В возрасте 20 лет Михаил Карпинский был направлен для управления золотыми приисками в Богословский округ. Об открытии месторождения россыпного золота в Богословском округе читайте в статье

Горный инженер Михаил Карпинский, 1829 год
Горный инженер Михаил Карпинский, 1829 год

В период с 1830 по 1837 годы Михаил Карпинский занимался поиском золотых месторождений и одновременно исследовал горные породы. По результатам своих исследований он составил карты, которые позже были опубликованы в «Горном журнале». На этих картах Карпинский обозначил горы, реки, озёра и населённые пункты обширного округа. Так в 1836 году впервые на карте появляется расположенная в 6 км на север от Богословского завода гора Липовая (276 м), сохранившая своё название до наших дней. Интересно, что гору Конжаковский Камень М. Карпинский обозначил напротив горы Косьвинский Камень, что соответствует вершине современного Тылайского Камня (1470 м). Остальные вершины он подписал как Конжаковские Камни.

Со временем названия гор и других географических объектов были закреплены в географическом словаре Пермской губернии (1873), составленном почётным членом Уральского общества любителей естествознания Наркизом Константиновичем Чупиным (1824–1882). О пребывании Н. К. Чупина в Богословском заводе читайте в статье

В 1895 году действительный член императорского Русского географического общества Иван Яковлевич Кривощёков (1854–1916) составил карту Соликамского уезда, на которой в направлении с юга на север обозначил следующие горы (Камни), названные по рекам, берущим с них начало: Косьвинский, Катышерский, Тылайский, Конжаковский, Евский и Очий Камень. В своём словаре Верхотурского уезда Пермской губернии, изданном в 1910 году, он описал гору Кыртым и реки Большой и Малый Кыртым. Однако на советских картах по неустановленной причине они стали обозначаться как Буртым (1148 м) и река Буртымка.

С обнаружением в горах медной и железной руды начали появляться первые рудники, а находки россыпного золота и платины в горных реках способствовали появлению первых приисков. В начале 20-го века князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев (1857–1916) пригласил в свои владения швейцарского геолога Луи Дюпарка (1866–1932) для выявления новых платиновых россыпей.

Своё первое исследование профессор геологии Женевского университета Луи Дюпарк провёл в 1900 году в районе Косьвинского Камня. По его результатам он пришёл к выводу, что платина встречается в отложениях рек, размывающих дуниты. С этого времени Дюпарк посвятил все свои летние каникулы геологическим и горным исследованиям на Урале, в ходе которых были открыты новые месторождения и собрана богатая коллекция разнообразных образцов платины. Итогом многолетних исследований учёного стала монография о платине и платиноносных месторождениях Урала и мира, изданная в 1920 году в Женеве. Особый интерес для читателей представляют опубликованные в работе фотографии и рисунки, выполненные непосредственно на месте исследований.

В 1901 году командой Луи Дюпарка было открыто Тылай-Конжаковское платиновое месторождение, платиноносными реками которого были Иов, Полудневая и Большая Конжаковская. Разработка этого месторождения на реке Иов началась в 1907 году.

Двойное название платинового месторождение можно объяснить тем, что жители двух соседних уездов, Соликамского и Верхотурского, называли гору по-разному. В Ростесской даче князя Абамелек-Лазарева Конжаковский Камень носил название Тылайского, а в соседней Николае-Павдинской даче, наоборот. Это интересное наблюдение сделал И. Я. Кривощёков и описал его в своём словаре. Луи Дюпарк объединил горные вершины в один хребет и назвал его Тылайско-Конжаковско-Серебрянский (теперь Конжаковско-Серебрянский массив). Также он указал названия и высоты для вершин этого хребта: гора Южная Гаревая (1440 м), гора Северная Гаревая (1496 м), гора Пальничная (1460 м), гора Тылай (1601 м), гора Полудневая (1321 м), гора Лосс (возможно Лось, 1276 м), Конжаковский Камень (1427 м) и Серебрянский Камень (1310 м). Современников наверняка удивит тот факт, что высочайшая вершина Свердловской области занимает в списке Дюпарка только пятую строчку (см. таблицу ниже).

Сравнив рисунки из книги Л. Дюпарка с современными картами, можно определить актуальные названия этих вершин. На восточном отроге горного хребта начинается река Гаревая, которая течёт со склонов Южной Гаревой (I) и Северной Гаревой (II), соответствующих современным вершинам Острая Косьва и Тылайский Камень. Река Большая Катышерская (теперь Северный Катышёр) стекает со склона Пальничной горы (III), что соответствует безымянной вершине с отметкой 1403 м. Река Пальничная (теперь Крутобереговая) течёт со склона Тылая (IV), что соответствует Конжаковскому Камню. Река Малая Конжаковка (теперь Конжаковка) стекает со склона Конжаковского Камня (V), что соответствует вершине Южный Иов. Река Большая Конжаковка (теперь Серебрянка) течёт со склона Лосс (VI), что соответствует вершине Трапеция. Река Серебрянская (теперь Серебрянка 2-я) течёт со склона Серебрянского Камня (VII), что соответствует современному названию вершины. Реки Полудневая и Иов текут со склонов Полудневой горы (VIII), что соответствует вершине Северный Иов. Из вышеизложенного следует, что только вершина Серебрянский Камень из списка Л. Дюпарка сохранила своё прежнее название.

Когда Луи Дюпарк с сотрудниками проводил топографо-геологическое исследование Николае-Павдинской дачи, он посетил горный хребет, который в своей работе он обозначил как Колпак-Семичеловечный-Казанский (теперь Сухогорский хребет). Этот хребет состоит из вершин различной формы: конусообразная гора Колпак, затем Семичеловечный Камень, названный так из-за семи чётко очерченных вершин, далее меньший по размерам Токайский Камень с выраженными горизонтальными террасами и доминирующим над ними пиком, и, наконец, Казанский Камень – самый большой массив высотой 1215 м, имеющий форму подковы и заканчивающийся на севере длинным пологим хребтом, спускающимся к берегу реки Лобвы. Учёный не стал подробно изучать этот хребет, совершив лишь короткую экскурсию на вершины Колпака и Семичеловечного, на которые он поднялся с разделявшего их перевала.

На современных картах сохранили своё название и местоположение только две горы – Колпак (956 м) и Казанский Камень (1200 м). Примечательно, что на карте М. Карпинского 1835 года Казанский Камень был обозначен как Сухой Камень и описан в словаре Кривощёкова 1910 года. В то же время на территории соседнего Соликамского уезда, к северо-западу от села Ростесского находилась одноимённая гора, также обозначенная на карте уезда и описанная Кривощёковым в указателе. Эти две вершины находились на расстоянии 45 км друг от друга. Сухой Камень (763 м), расположенный в Соликамском уезде, сохранил своё первоначальное название, в то время как Сухой Камень в Верхотурском уезде был переименован в 20-м веке по неустановленной причине в Сухогорский Камень, вероятно переняв название от близлежащего Сухогорского рудника

Во второй половине 20-го века гора приобрела не только новое наименование Казанский Камень, но и своего двойника. На северо-западной границе Карпинска с Пермским краем, в правобережье реки Сурья, расположен Казанский Камень (1034 м). Известный уральский лингвист А. К. Матвеев (1926–2010) описывал его так: «Казанский Камень, гора в самой вершине реки Вагран, примыкающая с юго-запада к хребту Поясовый Камень. В некоторых источниках именуется Сосьвинским Камнем. Это название перенесено с находящегося в истоках Сосьвы (Южной) Сосьвинского Камня и невысокого Сосьвинского хребта, идущего параллельно Поясовому Камню с восточной стороны. Ороним Казанский Камень связан по происхождению с названием бывшего прииска Казанского». Наличие двух одноимённых объектов, расположенных на расстоянии 71 км друг от друга, часто приводит к путанице и создаёт определённые затруднения для туристов. Не случайно с 1990-го года на картах ГУГК гора Казанский Камень подписана с уточнением в круглых скобках как Сухогорский Камень.

История оставшихся вершин Сухогорского хребта также интересна. Гора Семичеловечный Камень была разделена на отдельные вершины, получившие названия Первый (931 м), Второй (1040 м) и Третий Бугры (1060 м), а гора Токайский Камень стала известна как Семичеловечья гора (1035 м).

Таким образом, в прошлом изменение наименований гор было распространённой практикой, и в будущем подобные трансформации могут продолжиться, что указывает на развитие общества и его ценностей. Важно бережно хранить в нашей памяти исторические названия, так как они представляют собой важное культурное наследие региона.

Источники: 1. Duparc L., Tikonowitch M. Le platine et les gîtes platinifères de l'Oural et du monde. Genève: Sonor, 1920

2. Матвеев А. К. Вершины Каменного Пояса: Названия гор Урала. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990

Портреты людей улучшены и раскрашены при помощи нейросетей