Не секрет, что повторность как идея и принцип развития существует во многих стилях музыки. Она проявляется на уровне метра, ритма, интонации, элементарных и крупных составляющих формы, и захватывает все этажи музыкальной ткани от мотивов до частей симфоний.
Повторностью пронизаны композиции музыкальных эпох, начиная с позднего Средневековья до настоящего времени.
🔹В минимализме она стала основным конструктивным принципом и специальным художественным средством, отличительной чертой стиля, порождая у слушателя приятное трансовое состояние или нарастающую скуку и практику терпеливости у вежливых меломанов.
♦️ В хуках инди-поп песен десятки раз повторенный мотив вбивается бесхитростным слушателям в уши и мозг, чтобы звучать там без внешнего источника часами или днями😅 Таковы безжалостные принципы современного продакшна:)
🔸Чаще в музыке уходят от метрической повторности и квадратности, чем от повторности интонационной, например, чужды этому многие народные песни и музыка на их материале, церковный знаменный распев, полифония строгого письма. Эти направления изначально, по большей части, чужды квадратности и регулярного метра.
Примеры: А. Бородин «Хор поселян» из оперы "Князь Игорь" IV действие
И. Окегем Missa Mi-mi «Kyrie», пример полифонической музыки строго письма, эпоха Возрождения:
Однако попытки уйти от повторности хотя бы на каком-либо из уровней есть и в изначально квадратной музыке, — это сочетание разных мотивов и периоды неповторного строения.
Моцарт KV247 F-dur V часть
🔹Додекафония начинает максимально избегать повторения нот одинаковой высоты. Серия (основной структурно-интонационный элемент этого стиля) строится на принципе неиспользования одинаковых звуков.
И, наконец, тотальный сериализм отрицает повторность на уровне интонаций, ритма, артикуляций, нюансов и звуковысотности.
О. Мессиан «4 ритмических этюда»
🟢 Современный автор в соответствии с задачами композиции, решает, в каких пропорциях использовать повторность. Это одно из самых естественных и распространённых в мире явлений, интуитивно понятных на физиологическом уровне. Проявляющаяся в отдельных или во всех составляющих музыкальной ткани, она, как и уход от неё, может определять принадлежность стилю, историческому периоду, быть принципом развития или средством художественной выразительности.
Что вы думаете по поводу явления повторности в музыке, какой она создаёт эффект?