Найти в Дзене
Voice of Music

В древнем Китае существовала система семиступенного равномерного темперамента

В 1978 году при раскопках гробницы маркиза И (Цзэн Хоу И) в Лэйгудуне, уезд Суйсянь провинции Хубэй, археологи помимо потрясшего мир набора бронзовых колоколов обнаружили бамбуковые таблички с записями уникальной музыкальной системы. Эти тексты периода Сражающихся царств раскрыли забытую тайну — древние китайцы создали систему «семиравномерного темперамента», совершенно отличную от 12-тонового равномерного строя‌. Эта система точно делила октаву на семь равных частей, где каждый интервал составлял примерно 171.4 цента (современный полутон — 100 центов). Ханьские музыканты называли её «семь равных звуков», а в «Хуайнань-цзы·Трактате о небе» встречается упоминание: «Двенадцать люй вращаются как дворцы, семь звуков сменяются как чжи». Удивительно, что этот строй создавал звукоряд, отличный как от традиционной пентатоники, так и от западной диатоники, обладая уникальной акустической структурой. Учёный Шэнь Ко в «Записках у ручья Мэнси» описывал его эффект: «При исполнении шан и цзюэ словно

В 1978 году при раскопках гробницы маркиза И (Цзэн Хоу И) в Лэйгудуне, уезд Суйсянь провинции Хубэй, археологи помимо потрясшего мир набора бронзовых колоколов обнаружили бамбуковые таблички с записями уникальной музыкальной системы. Эти тексты периода Сражающихся царств раскрыли забытую тайну — древние китайцы создали систему «семиравномерного темперамента», совершенно отличную от 12-тонового равномерного строя‌.

Эта система точно делила октаву на семь равных частей, где каждый интервал составлял примерно 171.4 цента (современный полутон — 100 центов). Ханьские музыканты называли её «семь равных звуков», а в «Хуайнань-цзы·Трактате о небе» встречается упоминание: «Двенадцать люй вращаются как дворцы, семь звуков сменяются как чжи». Удивительно, что этот строй создавал звукоряд, отличный как от традиционной пентатоники, так и от западной диатоники, обладая уникальной акустической структурой. Учёный Шэнь Ко в «Записках у ручья Мэнси» описывал его эффект: «При исполнении шан и цзюэ словно сталкиваются, но рождают таинственную гармонию»‌.

В рукописи «Новое учение о темперации» минского теоретика Чжу Цзайюя сохранились ключи к восстановлению этой системы. Сравнив 24 минские партитуры, музыковеды выяснили, что семиравномерный строй идеален для быстрых глиссандо. В 2016 году сучжоуский мастер воссоздал цинь по этой системе с помощью 3D-печати — при исполнении «Гуанлинской распевы» переходы, звучавшие резко в 12-тоновом строе, обрели плавность. Акустический анализ показал, что обертоны семиравномерного строя создают особые интерференционные волны — физическую основу древнего феномена «звуков, обвивающих балки»‌.

Самое загадочное открытие связано с танскими партитурами из Дуньхуана. Мелодии, записанные «полузнаками баньцзыпу», звучали диссонансно в современном строе, но идеально совпали при переводе в семиравномерную систему. Особенно поразил фрагмент «Мелодии одежд из перьев» — интервалы точно воспроизводили микротоны западноазиатского били. Отметки на танской лютне из японского Сёсоина подтвердили: инструменты действительно настраивались по семичастному делению‌.

Эта система исчезла в конце Мин — начале Цин, возможно, из-за влияния западной музыки. Но в 2008 году исполнители фуцзяньского наньяня обнаружили, что древняя ритмическая система «циляопаи» математически связана с семиравномерным строем. Когда учёные преобразовали гунчепу в звуковысотность этого строя, тонкие нюансы устной традиции внезапно обрели научное объяснение. Как сказал музыкальный археолог Сян Ян: «Мы думали, что мудрость утрачена, но она жила на кончиках пальцев музыкантов»‌.