Найти в Дзене

Наше ретро: что было четверть века назад на выставке СТТ

Оглавление

Друзья, ежегодно я посещаю главную российскую выставку строительной техники и технологий – CTT Expo и рассказываю на своем Дзен-канале «Строительная техника и транспорт» о наиболее интересных новинках и тенденциях отрасли. Мой первый визит на выставку состоялся в далеком 2001 году. Тогда она называлась СТТ (Строительная техника и технологии), никакого Дзена еще не было в помине, да и интернет только зарождался.

Нынешняя выставка обещает быть грандиозной. Во-первых, она отмечает 25-летний юбилей, во-вторых, ее площадь в 40 раз превысит размеры самой первой выставки, которая состоялась в 2000 году. На начальном этапе СТТ проходила на территории Центрального аэродрома на Ходынском поле, а с 2005 года переместилась в современный выставочный комплекс «Крокус Экспо», где проводится по сей день.

Предлагаю вашему вниманию ретро-фотообзор, посмотрите, какой была выставка в те далекие годы, когда она проходила на Ходынке. Возможно, вы удивитесь, узнав какую технику показывали четверть века назад. Демонстрировавшиеся тогда новейшие модели машин уже стали достоянием истории, да и некоторые предприятия, увы, канули в Лету.

В конце статьи дана ссылка на ретро-фотообзор, посвященный выставкам СТТ периода 2005-2009 годов.

СТТ 2000

На снимках фрагменты первой выставки СТТ 2000 (к сожалению, фотографий лучшего качества не сохранилось). Из отечественной техники виден экскаватор LEX на базе липецкого трактора ЛТЗ-60АБ с доработанной кабиной и каменск-шахтинский автобетоносмеситель Tigarbo на 4-осном шасси МЗКТ-6923. Из иностранцев просматриваются: Bobcat, Hitachi, Case, Stavostroj, Novotny, Volvo, Hyundai и др.

СТТ 2001

В 2001 году было уже гораздо интереснее: выставка стала масштабнее, а мне впервые выпала возможность посетить это мероприятие.

Первым дело хочу обратить внимание на стенд камышинского завода «Газпром-Кран». На переднем плане экзотическая новинка ­– 70-тонный автокран КС-7976. Эта машина представляла собой симбиоз японской крановой установки Tadano и 4-осного вездеходного шасси МЗКТ-79081. В период с 2001 по 2004 год завод выпустил всего 7 таких кранов.

-2

Оборонное предприятие «Мотовилихинские заводы» представило конверсионную продукцию – кран КС-5579 грузоподъемностью 25 т на спецшасси МЗКТ-8006, освоенный в производстве в конце 90-х годов. Передовые оборонные технологии и использование высокопрочных сталей, все это позволило предприятию производить автокраны, по грузовысотным характеристикам превосходящие модели других заводов.

-3

Новинка 2001 года от завода «Автокран» – 50-тонный внедорожный кран КС-6973Б на шасси БАЗ-69098 с колесной формулой 8х8, с независимой торсионной подвеской всех колес и широкопрофильными шинами с регулируемым давлением.

-4

Другая новинка «Автокрана» не менее интересна – абсолютно новый проект, 11-метровый телескопический автогидроподъемник ПТ-11 на базе «Газели». Увы, план, казавшийся тогда перспективным, не был реализован в серийном производстве.

-5

По соседству расположились новые модели кранов Галичского и Клинцовского автокрановых заводов. На рубеже 1990-2000-х годов оба предприятия, находившихся на тот момент в упадке, вошли в состав холдинга «Кудесник», спасшего их от разорения. В фокусе моей камеры оказался 30-тонный «Галичанин» на шасси КАМАЗ-53229 и два 15-тонника «Клинцы» на шасси КАМАЗ-43118 и Урал-5557.

-6
-7

А это короткобазный сити-кран СТ.2 завода «Сокол» г/п 40 т, оснащенный 30-метровой стрелой. В ту пору самарское наладило сборку кранов из получаемых машинокомплектов от немецкой фирмы Compact Truck. На протяжении 2000-х годов «Сокол» выпускал СТ.2 в небольших количествах, причем, ему даже частично удалось осуществить локализацию.

-8

Был на выставке и старый добрый 18-метровый коленчатый подъемник серии МШТС-4, разработанной еще во времена СССР. Представлял его Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента». Второй подъемник этого производителя – 23-метровый МШТС-23. Обе установки смонтированы на шасси ЗИЛ-433362. Сейчас трудно представить, но тогда еще во всю работал московский автозавод ЗИЛ.

-9

На стенде завода «Тверской экскаватор» было представлено новое поколение экскаваторов – гусеничный серии ЕТ и колесный серии ЕК, а также совсем новое направление для предприятия – вилочный погрузчик.

-10

Завод КРАНЭКС показал экскаватор нового, передового на тот момент, семейства EK – модель ЕК 270. В числе ключевых особенностей новинки – применение гидроаппаратуры западных производителей.

-11

Завод «Брянский арсенал» также привез новинки – автогрейдеры нового семейства ГС ­– модели ГС-14.02 и ГС-10.01-02, выпуск которых был освоен на рубеже 1990-2000-х годов.

-12

Это новая модель экскаватора-планировщика EW-25-М1 на шасси МАЗ-63038, выпущенная белорусско-литовским предприятием "Святовит".

-13

Вы часто встречали автобетоносмесители на базе полуприцепа? Вот и я нечасто. Единственный раз такую экзотику мне довелось увидеть на СТТ 2001 на стенде каменск-шахтинского завода «КОМЗ-Экспорт». 12-кубовый миксер Tigarbo базировался на шасси полуприцепа «Инток».

-14

Вы можете себе представить советский КРАЗ-255Б на выставке в 2000-е годы? До встречи с этим экземпляром мне тоже казалось, что такое невозможно. Тем не менее, на выставке СТТ 2001 присутствовал конверсионный (демобилизованный из армии) КРАЗ-255Б с новой самосвальной установкой Мытищинского машиностроительного завода.

-15

Естественно, на СТТ 2001 было много иностранной техники ­– Komatsu, Hyundai, Hitachi, Dressta, Case и др. Правда, в те годы я больше внимания уделял отечественной.

-16

СТТ 2002

Выставку СТТ 2002 я вынужденно пропустил, так что показываю немногочисленные сохранившиеся архивные снимки (жаль, что на Дзене их нельзя показать крупнее). На панорамах представлена техника «Клинцы», «Галичанин», «Газпром-Кран», «Челябинец», «Сокол», «Машека», «Строммашина» (Кохма), «Дормаш» (Орел), ЧТЗ, КРАНЭКС, «Брянский арсенал», ЧСДМ, ТВЭКС, «Геомаш» (Щигры), «Стройдормаш» (Алапаевск), МЗКТ, Caterpillar, Hitachi, JCB, Komatsu, Hyundai, Dressta, Case, ABG, Putzmeister, Schwing, Palfinger, Atlas Copco, Merlo, Manitou, Kobelco, Locust и др.

-17
-18

СТТ 2003

Итак, что меня зацепило на СТТ 2003?

Первым делом – внедорожный самосвал МоАЗ-7505 с колесной формулой 4х4, выпускавшийся в небольших количествах Могилевским автомобильным заводом. Такая экзотика в эксплуатации встречается крайне редко.

-19

14-метровый автогидроподъемник АП-14ГФ Завидовского экспериментально-механического завода, смонтированный на базе цельнометаллического «Бычка» ЗИЛ-5301. Тоже экзотика. Кстати, таких машин было изготовлено всего несколько экземпляров.

-20

Кто постарше, возможно, помнят чехословацкие полноприводные грузовики Praga V3S в исполнении передвижной флюорографический кабинет. Такие машины небольшими партиями поставлялись в СССР. В 1990-2000-е годы завод Praga освоил выпуск новых моделей. Одна из таких новинок ­– Praga Alfa UN 4x4 была представлена на СТТ 2003 с надстройкой для зимнего содержания дорог.

-21

А вот дебютировавший на СТТ 2003 32-тонный автокран «Ивановец» КС-59711, смонтированный на шасси БЗКТ-8026 (6х6) с равноудаленными друг от друга осями, так и не стал серийным.

-22

Кто помнит, что завод «Бецема» выпускал когда-то не только цементовозы, но и автобетоносмесители? Эта история получила развитие в первой половине 2000-х. В ту пору миксеры этой марки выставлялись не только на выставках, но и попадались в эксплуатации.

-23

Это 30-тонный автокран КС-557Кр на шасси КРАЗ-65101, выпускавшийся одесским заводом «Краян». Объемы производства на этом предприятии в 2000-е годы составляли не более 10-30 ед. в год, тем не менее, производитель регулярно участвовал в выставке СТТ.

-24

Как вам 9-метровая вышка АГП-9.01 на УАЗике? Встречали такую? Я – только на выставках. Таких машин было сделано немного. Изготовитель – Ульяновский механический завод № 2 (ныне не существующий). На заднем плане – автокран «Ульяновец» с модерновой кабиной крановщика. Это тоже новинка.

-25

Автокран «Елазовец» КС-55719Е-1 на шасси полноприводного КАМАЗ-53228, да еще и с пятью выносными опорами – это вообще лютый экзот. В итоге, крановая тема на ЕЛАЗе почему-то заглохла.

-26

Тогдашняя новинка Галичского автокранового завода – 36-тонный кран КС-55721 со стрелой из высокопрочной стали на шасси 4-осного КАМАЗ-6540.

-27

В начале 2000-х годов стали получать распространение иностранные установки строительного назначения, смонтированные на отечественных шасси. Вот лишь один из примеров – автобетоносмеситель Stetter на шасси КАМАЗ-6520.

-28

Еще один пример – автобетононасос Putzmeister на шасси МАЗа.

-29

Датская строительная техника Hydrema, наверное, в Европе более известна, чем в России. Во всяком случае, у нас в эксплуатации я ее никогда не видел. Тем не менее, на протяжении ряда лет она выставлялась на выставке СТТ.

-30

СТТ 2004

В 2004 году выставка СТТ стала самой масштабной в эпоху ее работы на Ходынском поле. Далее, как я уже ранее отметил, она переехала в «Крокус Экспо». Для понимания ее размеров приведу пару панорамных снимков, а далее покажу некоторые машины подробнее. На панорамах видна техника Liebherr, «Галичанин», «Клинцы», Daewoo, Bell, «Брянский арсенал», ЧСДМ, ТВЭКС, КРАНЭКС, Амкодор, Atlas Copco, Bobcat, Atlas Copco, Hiab, «Машека», «Краснодарец», ЧТЗ, «Святовит», «Юргинец», «Ульяновец», ЧЕТРА, Terex, Putzmeister, «Газпром-Кран», «Сокол» и др.

Не будет преувеличением сказать, что одной из главных новинок СТТ 2004 был 100-тонный автокран «Ивановец» КС-8973. Он стал первым российским автокраном такой грузоподъемности. Машину создали совместным усилиями ивановского «Автокрана» и Брянского завода колесных тягачей при содействии специалистов из Германии. Немцы помогали проектировать стрелу крана, гидропривод управления крановыми операциями и гидропневмоподвеску мостов шасси. На новой машине нашли широкое применение узлы, агрегаты и материалы западных фирм: мосты и раздаточная коробка – Kessler, автоматическая КПП – ZF, кабина – Tatra, высокопрочная сталь – Weldox, двигатель крановой установки – Deutz, стрела – Vlassenroot и т.д. Основной отечественный компонент­ – двигатель шасси ЯМЗ-8424. Цена новинки на тот момент составляла 750 тыс. евро. «Автокран» оценивал ежегодную потребность российского рынка в новых кранах г/п 100 т в количестве 10-15 штук. Однако за почти 10 лет производства было выпущено менее десяти кранов.

-32

В 2000-е годы Юргинский машзавод был на подъеме, регулярно участвовал в выставке СТТ и показывал новинки. На СТТ 2004 завод, помимо прочего, привез короткобазный кран КС-5871 г/п 25 т. Это предприятие было единственным в РФ, выпускавшим краны данного типа.

-33

Еще один интересный автокран, единственный, кстати, выпускавшийся в то время в РФ 40-тонник, – СКАТ-40 от самарского завода «Сокол».

-34

Инновационная, как сейчас модно говорить, для своего времени машина – экскаватор-погрузчик ПК-301. Его выпуск освоил Муромский машиностроительный завод по проекту «ВНИИстройдормаш». В ту пору все отечественные экскаваторы-погрузчики имели в качестве базы сельхозтрактор, как правило, – МТЗ. У этой модели было собственное шасси с шарнирно-сочлененной рамой, гидромеханической КПП, обоими ведущими мостами. При конструировании максимально использованы узлы и детали, серийно выпускаемые отечественной промышленностью – двигатель Д-245, гидромеханическая передача, ведущие мосты и т.д. Жаль, что ПК-301 так и не удалось поставить на серийное производство, его годовой выпуск не превышал нескольких единиц.

-35

Компактный 8-тонный экскаватор ЕК-8, освоенный ТВЭКСом в 2003 году, комплектовался мотором Perkins и гидравликой Bosch Rexroth. Машина достаточно дорогая, но, как говорили на заводе, отвечающая требованиям времени. Увы, эта модель не нашла широкого спроса.

-36

ОАО «Мотовилихинские заводы» на волне конверсии, накрывшей в 90-х годах нашу оборонку, освоило производство спецтехники мирного назначения, в том числе экскаваторов-планировщиков. На фото: модель ЭО-43212 на полноприводном шасси КАМАЗ-53228.

-37

Неизменным участником выставок СТТ долгие годы была словацкая фирма CSM Tisovec, выпускающая и поставлявшая еще в эпоху СССР экскаваторы-планировщики UDS. На СТТ 2004 были представлены были представлены машины UDS 114 на шасси Tatra 815 и КАМАЗ-53228.

А это самый мощный челябинский бульдозер на базе дизель-электрического трактора ДЭТ-320. ЧТЗ выпускал такую технику в крайне малых объемах. Что интересно, несмотря на освоенную новую модель ДЭТ-320, в производстве еще долгие годы держался ветеран ДЭТ-250.

-39

Новая модель фронтального погрузчика Четра 60, выпущенная чебоксарским заводом «Промтрактор».

-40

Бульдозер Четра 11.01С, оснащенный гидростатической трансмиссией. На тот момент это была новинка. Однако в массы данное новшество не пошло, завод, как и прежде, продолжал выпускать тракторы с гидромеханической трансмиссией.

-41

Новая модель среднего автогрейдера А-122В орловского завода «Дормаш».

-42

Фронтальный погрузчик с индексом D 3365 – тоже изделие «Дормаш». Для предприятия это была непрофильная продукция, поскольку еще со времен СССР основной специализацией были автогрейдеры. По информации завода, машина была создана по ТЗ иностранного заказчика и комплектовалась импортными агрегатами.

-43

Завод ЧСДМ представил на выставке бульдозер на базе трактора собственной разработки – ТС-10 «Добрыня». Машина имела гидростатический привод с гидромоторами и гидронасосами Bosch Rexroth и двигатель ЯМЗ-236. Развернуть серийное производство этой машины не удалось.

-44

Традиционно ЧСДМ выпускал автогрейдеры тяжелого класса серии ДЗ-98. На рубеже 1990-2000-х годов завод освоил еще и средние автогрейдеры А-120. Эта модель была представлена на СТТ 2004. В серии машина продержалась сравнительно недолго.

-45

Признайтесь, кто из вас хоть что-то слышал о Дмитровском экскаваторном заводе? А такой до недавних пор был и выпускал траншейные экскаваторы, в том числе хорошо известные в армии БТМ и ТМК. В рамках диверсификации производства ДЭЗ в 2004 году представил тротуарный каток КД-151.

-46

Новая для того времени продукция рыбинского завода дорожных машин «Раскат» ­– уплотнитель ТБО РЭМ-25.

-47

В начале 2000-х ТВЭКС расширял гамму продукции не только за счет развития линейки экскаваторов, но также разработал коммунальную уборочную машину УКМ.

-48

На СТТ 2004 алапаевский завод «Стройдормаш» представил линейку новой техники, в том числе бурильно-шнековую машину МБШ-518 на шасси 2-осного «Урала».

-49

Это первый российский самоходный бетоносмеситель с самозагрузкой КСМ-4, разработанный заводом «КОМЗ-Экспорт». К сожалению, вывести на рынок эту инновационную на тот момент машину предприятие не смогло. По информации производителя, проблемы с реализацией комбайна были связаны с нашим менталитетом – очень трудно оторвать строителя с лопатой от традиционных методов работы.

-50

Ржевский краностроительный завод в те годы жил и здравствовал, и регулярно участвовал в выставках СТТ. В 2000-е только один РКЗ выпускал более сотни башенных кранов в год. А вместе со всеми остальными российскими производителями набегала очень солидная цифра – 400-500 кранов в год. Сейчас такого уже и близко нет (((

-51

Этот супер-ЗИЛ – не серийное заводское изделие, а кардинальная доработка стандартного ЗИЛа водителем Алексеем Полищенко из Тольятти. Для того чтобы отправиться в рейс мечты, он купил 3-осное шасси ЗИЛ-630902 и сделал из него магистральный тягач с внушительным жилым отсеком в стиле американских траков. Попутно он заменил штатный 6-цилиндровый мотор ЯМЗ-236 на более мощную «восьмерку» ЯМЗ-238. Для этого пришлось удлинить капот. Кстати, несколько лет назад мне попадалось объявление о продаже этого грузовика. Интересно, жив он сейчас?

-52

Минский завод колесных тягачей всякий раз удивлял посетителей выставок СТТ своими внушительными грузовиками. Как, например, этим полноприводным самосвалом МЗКТ-652511 капотной компоновки…

-53

или этим самосвалом 8х8 МЗКТ-6527…

-54

или этим 4-осным седельным тягачом МЗКТ-692374.

-55

Новинка МАЗ-МАН – 4-осный самосвал с подъемной осью.

-56

К середине 2000-х завод «Бецема» в основном переориентировался на производство самосвальных установок на шасси грузовиков европейской семерки.

-57

Как вам такая синергия – полноприводный мини-погрузчик-самосвал Bobcat? Вместо погрузочного ковша может устанавливаться различное сменное оборудование. Я больше никогда таких не встречал. Может вы видели? Напишите в комментариях.

-58

Мини-самосвалы, или по-ихнему – думперы, выпускаются различными иностранными фирмами. На СТТ 2004 был представлен Terex c сочлененной рамой и поворотным основанием самосвального кузова. Я подобное видел только на выставках. А вы встречали в жизни? Пишите в комментариях.

-59

Внушительного вида бульдозер Komatsu D355A. Впечатляет. Судя по всему, восстановленный б/у.

-60

Кто помнит марку Fiat Kobelco? В первой половине 2000-х такую технику еще представляли на выставках СТТ.

-61

Коронный номер, неизменно демонстрировавшийся на выставках СТТ, – жим на ковшах экскаваторов-погрузчиков JCB.

-62

Обещанная ссылка на ретро-фотообзор, посвященный выставкам СТТ периода 2005-2009 годов.:

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!