Найти в Дзене
muscult.ru

Джазовая среда с Юлией Шегай. ДЖАЗ-МАНУШ

ДЖАЗ-МАНУШ ( с анг. jazz-manouche) (известен также как цыганский джаз (gipsy-jazz) и цыганский свинг (gipsy-swing)
ДЖАЗ-МАНУШ ( с анг. jazz-manouche) (известен также как цыганский джаз (gipsy-jazz) и цыганский свинг (gipsy-swing)

Европейское направление в джазе, которое изначально соединяет в себе традиционный подход к музыке цыган группы «мануш» и свинг.

Основной солирующий инструмент стиля – гитара (акустическая, в подавляющем большинстве случаев); помимо гитары, сольным инструментом в джазе-мануш является скрипка; также используются аккордеон и духовые солирующие инструменты (кларнет, саксофон и пр.). Чаще всего в коллективах, работающих в этом стиле, отсутствуют ударные инструменты; перкуссия, как таковая, реализуется за счет особой техники игры на аккомпанирующей гитаре (гитарах). Исполнение соло, в частности гитарных, отличается высокой скоростью и особыми мелодическими и гармоническими подходами к импровизации, среди которых одними из основных элементов являются цыганская гамма (венгерский минор = дважды гармонический минор) в комбинации с вспомогательными тонами (passing tones), мелодическим минором, скоростными квартовыми обыгрываниями аккордов, хроматизмами и пр. Ритмически подчеркивается слабая доля, сам ритмический рисунок свингуется.

Во всех местах, где жили цыгане – в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Северной Индии – везде они были известны, в первую очередь, как музыканты. (К слову, «цыгане» - это название семей и кланов, живших в Европе. Изначальное же и общее имя народа - Рома). И, конечно же, особенности национальной музыки всегда оказывали влияние на их собственные мелодии; так, начавшись с Раджастана (Северная Индия - откуда цыгане, собственно и начались), цыганская музыка впитала в себя интонации греков, персов, арабов, турок, славян, румын, германцев, французов, итальянцев и даже кельтов и пр. Инструменты, на которых играли музыканты, чаще всего, были те, на которых играли в той или иной стране.

-2

Секреты исполнительского мастерства передавались из уст в уста, от отца к сыну (к слову, даже в наше время, несмотря на колоссальную доступность большинства знаний, многие музыкальные приемы цыганской музыки недоступны людям со стороны и являются фамильными секретами семей). Учитывая же то, что фундаментом новых музыкальных стилей, приобретаемых в той или иной местности, всегда была индийская музыка, как таковая, оттенки и формы цыганской музыки могли быть какими угодно, благо такой сплав делает музыку совершенно неожиданной и, неизменно, интереснейшей со всех точек зрения.

Музыканты, чаще всего, играли в тех местах, где собирался простой люд: рынки, ярмарки, городские площади. Одной из самых востребованных, была, естественно, танцевальная музыка, и успешен был тот, кто «заставлял» народ плясать. Это требует от музыки искренности, темпа, простоты и красоты одновременно. Цыгане, имевшие возможность обогащать музыку комбинациями самых разнообразных стилей, естественно, всегда были одними из самых востребованных.

-3

Кланы, жившие в Париже и его предместьях в конце XIX начале ХХ веков, крайне активно включили в свой репертуар стиль, называемый Bal-musette. (Bal-musette – стиль французского популярного танца, который появился в 1880 году в Париже и исполнялся в барах пятого, одиннадцатого и двенадцатого кварталов на открытых уличных площадках. В этих заведениях танцевали буре (bourre) под аккомпанемент Musette: так одновременно назывались волынка, бесклапанный гобой и особый строй аккордеона, дающий эффект «тремоло», все эти инструменты звучали в ансамблях, исполняющих Bal-musette. Впоследствии Musette вошел в состав многих направлений французской музыки, в том числе и танцевальных).

Цыганские музыканты того времени всерьез взяли на вооружение этот стиль (теперь же одной из основ (как стиля, так и репертуара) нынешнего джипси-джаза является именно вальс-Musette, пришедший из той эпохи). Впоследствии, к Musette присоединились вальс, мазурка, танго фокстрот и пр.

Параллельно из Нового Света доносились звуки джаза, чья первая бурная волна пришлась именно на начало ХХ века.

Таким образом, в Париже 20-х — 30-х годов ХХ века было достаточно предпосылок для рождения совершенно нового музыкального стиля.

Первыми же музыкантами, которые реализовали это и донесли до широкой публики, были братья Ферре и Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt). Стиль развивался, приобретал новые черты, завоевывал все большее и большее количество поклонников. Справедливости ради нужно отметить, что в конце 40-х годов, с приходом, в частности, бибопа и последующим бурным развитием стилей джаза в целом, интерес к джипси-джазу был несколько утрачен, что, однако, не помешало стилю не только выжить, но и трансформироваться в одно из интереснейших направлений современного джаза, которое сочетает в себе как традиционные, так и экспериментальные черты; стиль признан и любим во всем мире.

Django Reinhardt / Джанго Рейнхардт. «Джанго был гением, намного опередившим свое время. Многие другие гитаристы попросту боялись сравнений с ним.» Стефан Граппелли
Django Reinhardt / Джанго Рейнхардт. «Джанго был гением, намного опередившим свое время. Многие другие гитаристы попросту боялись сравнений с ним.» Стефан Граппелли

Джанго Рейнхардт

Началось все в бельгийской провинции Барбант, когда 23 января 1910 года в семье кочевых цыган семьи Рейнахрдт появился на свет Жан-Батист Рейнхардт (Jean Baptiste Reinhardt). Маленький Джанго удивительно быстро учился музыке и к девяти годам профессионально играл на скрипке и гитаре-банджо (шестиструнное банджо с гитарным строем) – первых своих музыкальных инструментах. Говорят, что однажды Джанго выиграл спор, в точности сыграв семнадцать (!) наигранных ему незнакомых мелодий. Музыка и стала основным средством дохода для Джанго , семья которого осела в пригороде Парижа. Слухи о маленьком виртуозе расходились быстро, и вскоре он стал настоящей знаменитостью. Джанго играл в данс-холлах (танцклубах) и популярность его росла все больше и больше. В 1928 году на банджо он сделал первые свои известные записи.

Однажды, поздно вернувшись после выступления, Джанго уронил свечку и в доме начался пожар. Джанго серьезно пострадал: он получил ожоги первой и второй степени больше половины тела, у него отнялась правая нога, и были изуродованы средний палец и мизинец на левой руке. В течение года Джанго не мог выступать, и много времени проводил в постели. Чтобы занять его, младший брат и аккомпаниатор Жозе Рейнхардт, принес гитару. Джанго стал разрабатывать левую руку, играя указательным и безымянным пальцем и, в конце концов, не только восстановил свой уровень, но и разработал совершенно новую технику игры, которая, с одной стороны базировалась на методике шестиструнного банджо, с другой (вследствие увечья) активно задействовала не самые традиционные для начала ХХ века гармонические методы (в частности, есть все основания полагать, что Рейнхардт был одним из первых, кто стал сознательно и успешно применять методику квартовых аккордов в импровизации на гитаре). Совместив эту технику, традиционную цыганскую музыку и входивший в моду заокеанский свинг, Джанго стал первооткрывателем нового и неизведанного стиля.

Что ещё почитать?

🔸Как не затеряться среди других исполнителей?
🔸
Джазовая среда с наставником Музыкальной академии Юлией Шегай. Джазовый стандарт IT'S ALL RIGHT WITH ME
🔸
Ксения Коробкова – о том, чем отличаются русскоязычные песни разных периодов

О главных событиях в Музыкальной академии Ларисы Долиной можно прочитать в дайджестах на официальном сайте: https://muscult.ru/digest
Календарь предстоящих событий вы найдёте по ссылке: https://muscult.ru/calendar

Подписывайтесь на социальные сети Музыкальной академии. Там вы найдёте:

  • информацию о предстоящих мероприятиях и мастер-классах,
  • обучающие видео,
  • выступления,
  • советы от педагогов и многое другое!
ВКонтакте: https://vk.com/muscultru
Telegram: https://t.me/muscultru
Телеграм-чат: https://t.me/+zbGT7rKGa4g3YjQy

Джаз
2461 интересуется