Продолжаем гулять по одной из самых красивых писательских усадеб - Щелыково. Приглашаю вас в мемориальный дом-музей Александра Николаевича Островского, автора таких шедевров как «Бесприданница», «Лес», «Гроза» и «Снегурочка». Если пропустили прогулку по пейзажному парку, в конце статьи есть ссылка.
«Хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений», - так Островский писал о доме, доставшемся ему по наследству от отца Николая Фёдоровича, успешного московского адвоката, который приобрёл усадьбу Щелыково с торгов в 1847 году.
Дом-музей - мемориальный, в нём всё так, как было при жизни драматурга. Открыт с 9.00 до 17.45. Выходной – понедельник. Касса работает до 17.00, обед - с 13.00 до 14.00. Вход в дом Островского стоит 250 рублей, фотосъёмка ещё 50 рублей (цены на май 2025 г.).
У дома два симметричных крыльца, антресольный этаж и две террасы - открытая - с северной стороны и закрытая - с южной. Представьте, какими уютными здесь были чаепития, прям не хватает яркого летнего букета на столе и самовара с бусами из баранок.
В Нижний парк ведёт длинная крутая лестница, она соединяет дом с беседкой.
Дом не раз мелькал в кино
По мотивам пьес Александра Николаевича Островского снято более 80 фильмов, самые известные - «Женитьба Бальзаминова» и «Жестокий романс». Некоторые пьесы экранизировались по 2-3 раза, а «Бесприданница» и «Снегурочка» - шесть раз (!). И только три фильма снимались в его любимой усадьбе Щелыково - «Снегурочка» Павла Кадочникова (1968 г.), «Дикарка» Юрия Павлова (2000 г.) и «Русские деньги» Игоря Масленникова (2005 г.).
Столовая с буфетным окном и самоваром
Атмосфера дома воссоздана настолько искусно, что он кажется жилым: некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, буйство комнатных растений на подоконниках и обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года.
Первая комната, куда мы попадаем - Столовая. Перед нами - обеденный, раздвижной стол-сороконожка, резной дубовый буфет и керосиновая лампа-молния из молочного стекла. Все предметы подлинные, были тут при жизни Островского.
Кухня находилась во флигеле, готовый обед приносили через чёрный ход и подавали через буфетное окно.
На круглом столике рядом с буфетом - тульский самовар фабрики братьев Воронцовых, подаренный кинешемскими купцами отцу писателя за оказанные юридические услуги.
У меня страсть к старой мебели, резьбе и фурнитуре, так вот в этом плане дом Островского очень порадовал. Музей - демократичный, к каждому предмету можно подойти близко-близко, никаких ограждений. Единственное о чём нас попросили при входе - ничего не трогать руками. Ну, что мы - дикари?..
Гостиная и песни московских цыган
Островский очень любил принимать гостей, они порой жили в усадьбе неделями и даже месяцами в специально построенном Гостевом доме. Хозяева часто устраивали для друзей музыкальные и литературные вечера. За старым фортепиано немецкой фирмы Talanoff обычно музицировала Мария Васильевна, жена драматурга.
На пюпитре - нотное издание «Любимые песни московских цыган», справа от инструмента - кресло-качалка и корзина для рукоделия. Все перечисленные предметы подлинные и принадлежали хозяевам дома.
Кабинет - свидетель творческих раздумий
В Щелыкове Островским создано 19 пьес, включая «Бесприданницу» и «Сердце не камень». На массивном письменном столе, стоящем у окна - рукописи пьес «Дикарка и «Лес», книга с пьесой Шекспира «Антоний и Клеопатра», над переводом которой Александр Николаевич работал в последний день своей жизни. На полу у стола пепельница-песочница оригинальной конструкции в виде небольшого ящичка с открывающейся крышкой. Тут же стоит ломберный столик и шкатулка для карт, Островский был большим поклонником пасьянсов.
Почерк! Предмет гордости для образованного человека в дореволюционной России и... нечто ускользающее в нашей с вами современности, люди почти разучились красиво писать. Кстати, Островский владел пятью языками - английским, немецким, французским, итальянским и испанским, так что также красиво писал и на других языках.
Сотрудники журнала «Современник», которых мы все отлично знаем. Узнаёте? Кстати, «Современник» первым откликнулся на выход комедии «Свои люди - сочтёмся!». Лев Толстой написал: «Вся комедия - чудо. Островский не шутя гениальный драматический писатель». А позже в журнале было издано 9 пьес Островского.
Островский был увлечён столярным делом, его наставником был Иван Викторович Соболев, талантливый резчик по дереву, бывший крепостной, живший по соседству с Щелыково - в Николо-Бережках. По преданию, даже письменный стол из сосны «под красное дерево» - это их совместное творчество. Интересен также походный секретер, позволяющий работать на природе или в поездке, и ажурные рамки для фотографий родных и друзей, сделанные самим Островским.
Островский умер 2 июня (по старому стилю) 1886 года в своём кабинете, за рабочим столом - от приступа «грудной жабы» (стенокардии). Ему было всего 63 года.
Спальня Марии Васильевны
Интерьер этой комнаты соответствует времени, когда Мария Васильевна была уже вдовой. Она пережила супруга на 20 лет и умерла в 1906 году. Практически вся обстановка подлинная: комод, кровать, ночной столик, умывальным стол, зеркало в резной раме и столик с лоточком для шпилек и флаконом для одеколона. За стеклянной дверью - гардеробная.
Мария Васильевна Островская (в девичестве Бахметьева) окончила московскую театральную школу, некоторое время играла в Малом театре. У Островских было 6 детей: Михаил, Сергей, Николай, Мария, Александр и Любовь. Их портреты висят на стене в комнате матери.
Людская и кресло рыбака
Усадьбу обсуживали 22 человека. В штате были управляющий, повар, горничная, прачка, лакей, садовник, два лесника, кучер, конюх, скотники и разнорабочие. В людской им раздавались распоряжения, сюда же приходили крестьяне с овощами, грибами, рыбой, дичью и рукоделием на продажу. Это было что-то типа приёмной. Из подлинных вещей в людской - бельевой шкаф, стол с мраморной крышкой и необычное кресло у окна.
Островский был страстным рыболовом. Это парковое кресло служило и рыболовным. Оно было изготовлено Уаром Ефимовым - кузнецом из соседней деревни Подлужье. У драматурга было два любимых места для рыбалки - на реке Куекше у мельницы и на пруду с островом в Нижнем парке.
Узкая крутая лестница из людской ведёт в антресольный этаж. Там было 3 комнаты для девочек и 3 комнаты для мальчиков. Интерьер детских комнат не восстановлен, сохранились лишь изразцовые лежанки. Туда можно подняться только с отдельной экскурсией (нам её не предложили, спрашивайте в кассе).
Библиотека: фольклор, логика и ловля
Увы, роскошная библиотека Островских была утрачена в первые годы советской власти. Шкафы с книгами в экспозиции - это «библиотека по описи». Она хранит российские и иностранные издания XVIII-XIX веков, которые когда-то были у хозяев. Подбор книг поражает своим разнообразием - фольклор, логика, история, философия, сельское хозяйство и художественная литература. Почётное место занимают произведения Пушкина, Лермонтова, Шекспира и.... «Рыбы России. Жизнь и ловля (уженье)».
При жизни Островского библиотека располагалась в Гостевом доме, там же в мезонине была столярная мастерская. Над бюро в кабинете висит акварель петербуржского художника А. И. Садкевича, дающая представление, как выглядел тот дом. Его разобрали в 1900 году, а материал использовали для постройки Голубого дома («Терема Снегурочки») в другой части парка.
Щелыково для Островских было скорее душевной летней дачей, чем прибыльной усадьбой с хорошим доходом. Оно не приносило ни копейки прибыли, но всегда было полно гостей и развлечений. Особенно волшебно там было в дни именин хозяев, когда в парке зажигались цветные фонари, и он превращался в настоящий сказочный лес. Островский так писал про любимую усадьбу:
«Что за реки, что за горы, что за леса!… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии».
Я начала мечтать вернуться в Щелыково, даже не успев оттуда уехать.
Про 7 ключевых мест усадьбы Щелыково я рассказывала в предыдущей статье. Если совсем коротко: это Нижний и Верхний парк, включая две любимые беседки писателя и смотровую площадку на пруд с островом, Голубой дом («Терем Снегурочки»), бирюзовое озеро с «песчаными гейзерами» - место где растаяла Снегурочка, Храм святителя Николая Чудотворца в Бережках и семейный некрополь Островских. Ну и, конечно же, сам мемориальный дом, которому полностью посвящена эта статья. Там же подробно расписано, как добраться в усадьбу на общественном транспорте.
Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Были в усадьбе «Щелыково»? Дополняйте статью своими историями, впечатлениями и фотографиями.