За последние пару лет российский автопром озвучил целую волну амбициозных анонсов. Производители пообещали всё: от семиместных кроссоверов до молодежных электромобилей и возрождения легендарных брендов. Однако реальность оказалась менее быстрой и более туманной: громкие проекты задерживаются, сроки сдвигаются, а потребители — ждут. Разбираемся, какие новинки мы должны были уже увидеть и почему их всё ещё нет на рынке.
«Москвич 8»: семейный гигант с китайскими корнями
Семиместный кроссовер «Москвич 8» должен был стать флагманом возрождённой марки, но, несмотря на активное обсуждение и шпионские фото с дорог, модель до сих пор не поступила в продажу. Изначально старт был намечен на конец 2024 года, но теперь дилеры надеются на май 2025-го.
Автомобиль представляет собой адаптированную версию китайского JAC X8 Plus с 1,5-литровым мотором (174 л.с.) и передним приводом. В комплектациях обещаны панорамная крыша, круиз-контроль и даже роботизированная коробка передач. Однако конкуренция серьёзна: Chery Tiggo 8 Pro Max и Geely Okavango уже давно завоевали рынок.
Volga: три машины, один вопрос — когда?
Возрождение легендарной «Волги» вызвало резонанс весной 2024 года, когда на выставке ЦИПР представили сразу три модели: седан C40, кроссовер K30 и внедорожник K40. Все три авто визуально и технически отсылают к продукции Changan и используют 188-сильный бензиновый мотор с «автоматом» на семь ступеней.
Планы по запуску производства на бывшем заводе Volkswagen в Нижнем Новгороде так и остались на бумаге. Сроки запуска сдвинуты на неопределённое время, а сама компания хранит молчание.
УАЗ «Патриот»: рестайлинг на горизонте
Ульяновский автозавод готовит к выходу обновлённую версию внедорожника «Патриот». Сначала её ждали в 2024 году, теперь сроки сместились на конец 2025-го. Основные изменения: дизельный мотор объёмом 2,0 литра (предположительно от «Соллерс») и, возможно, долгожданный «автомат».
Внешние перемены коснутся оптики, а внутри ожидается новая передняя панель и мультируль. Похоже, УАЗ делает ставку на практичность и знакомую конструкцию, но в современном обрамлении.
Атом: концепт в движении, но не в продаже
Хэтчбэк «Атом» стал одним из самых ярких и нестандартных проектов 2023 года. С распашными дверями без центральной стойки, джойстикоподобным рулем и электромотором на 205 л.с., он привлёк внимание сразу. Производители обещают до 500 км хода и разгон до сотни за 8 секунд.
Предсерийный образец уже показан, производство обещают начать летом 2025 года на заводе «Москвич». Однако точных сроков по-прежнему нет, а высокая степень инноваций вызывает вопросы: насколько быстро и качественно получится реализовать задуманное?
Lada B+ Cross: надежды — на 2026 год
Ожидаемый первый кроссовер от Lada, известный под рабочим названием B+ Cross, — проект дальнего горизонта. Прототип покажут в июне 2025 года на Петербургском международном экономическом форуме, а полноценное производство начнётся лишь в 2026-м.
Автомобиль построят на базе Lada Vesta с возможным 1,8-литровым мотором Evo (122 л.с.) и вариатором. Привод — только передний. Пока звучит скромно, но от АвтоВАЗа ждут главного — массовой, доступной машины.
«Крым»: родстер мечты, который всё не стартует
История студенческого проекта «Крым» началась ещё в 2013 году. С тех пор было создано три прототипа, и только последний претендует на серийное воплощение. Планируется использовать четырёхцилиндровый двигатель, позже — гибрид и электрическая версии. В паре с мотором — «автомат» от КАТЕ, производителя трансмиссий для Aurus.
Производство планировали запустить в Подмосковье, но с конца 2024 года информации о судьбе проекта не поступало. Родстер всё ещё существует скорее как идея, чем как продукт.
Что общего у всех этих проектов?
- Амбиции — высокие, но реализация хромает: сроки срываются, производство задерживается, коммуникация с покупателем минимальна.
- Зависимость от китайских технологий — большинство платформ, моторов и электроники поставляются партнёрами из КНР.
- Риски запуска — в условиях ограниченного рынка и экономической нестабильности компании действуют осторожно, зачастую не раскрывая даже примерных дат.
Вывод: ждать стоит, но с оглядкой
Российский автопром явно оживился и пытается занять освободившиеся ниши, но реализация проектов идёт медленно. Тот, кто готов подождать, скорее всего, получит интересные модели. А вот тем, кто ищет автомобиль здесь и сейчас, лучше присмотреться к уже доступным китайским аналогам. Как говорится, обещанного три года ждут — но хочется, чтобы меньше.