Сегодня глава Евросоюза Урсула фон дер Ляйен объявила о введении новых экономических санкций против России, среди которых оказались также и ограничения касающиеся танкеров перевозящих российскую нефть. «Мы внесли в список ещё 189 судов теневого флота, чтобы перекрыть экспорт энергоносителей из России», говорится в заявлении. Как это решение может повлиять на нашу экономику? Если коротко, то – никак.
Дело в том, что суда, так называемого, теневого флота не являются собственностью Российской Федерации и не ходят под российским флагом. Каждый из этих танкеров зафрахтован, то есть взят в аренду для перевозки определённого груза из порта А в порт Б. Каждое грузовое судно в мировом океане обслуживает несколько частных компаний. Одна компания судном владеет – судовладельческая. Другая эксплуатирует и управляет им – компания оператор. Третья ищет судну груз и обеспечивает всё необходимое для доставки и погрузки – чартерная компания. Четвёртая подбирает экипаж и обеспечивает всё что с ним связано – крюинговая. Конечно, все эти функции может совмещать и выполнять одно юридическое лицо – владелец судна, но как правило, они делегируются разным фирмам для удобства и реализации различных «серых» схем.
Большинство этих фирм зарегистрированы вне юрисдикции стран, которые ввели ограничения против России. В мире достаточно много мест для удобного и незаметного ведения бизнеса. Панама, Кипр, Гонконг, Маршалловы острова и прочие офшорные зоны, где можно хоть каждый день открывать новую фирму, предоставляющую вышеперечисленные услуги. Эта компания сегодня может владеть или управлять одним танкером, а завтра двадцатью, а потом закрыться и открыться под другим названием в другом месте. Система морского менеджмента специально устроена из широкой и запутанной сети компаний, отследить деятельность которых очень непросто, а прекратить эту деятельность практически невозможно.
Танкеры теневого флота меняют владельцев и операторов, названия и флаги, выключают или обманывают транспондеры автоматической идентификационной системы (маячки, указывающие местоположение судна) и теряются в бескрайних просторах мирового океана. А с таким грузом, как нефть, им даже не обязательно заходить в российские порты, потому что её можно перекачать в море с одного судна на другое. Ещё нефть удобна тем, что различные сорта этой жидкости можно смешать между собой, что затруднит идентификацию её происхождения при химическом анализе.
На мачте танкера теневого флота развивается так называемый «удобный флаг», то есть флаг небольшого или бедного государства, которое продаёт право на регистрацию судна в своей стране и практически закрывает глаза на его дальнейшую жизнь. Удобный флаг предполагает сниженные налоги, упрощённое законодательство, различные скидки и прочие послабления, которыми ООН когда-то решила помочь таким странам как Либерия, Панама, Ямайка и даже Монголия, например. Судно под монгольскими флагом это не шутка, а обычное явление в мировом океане.
Выявив компанию, обеспечивающую деятельность судов теневого флота, морская администрация США или ЕС может лишить её стандартной отраслевой страховки, без которой компания не получит компенсацию от возможной аварии или другого инцидента с судном. Также, без страховки судно не сможет проходить некоторыми проливами и заходить в некоторые порты, европейские и американские, как правило. Но, учитывая, что основными покупателями нашей серой нефти являются Индия, Турция и Китай, едва ли эта карательная мера как-то существенно навредит бизнесу. Единственное, что может действительно помочь в борьбе с теневым флотом – это физическое преследование и арест подозреваемого судна по ложному обвинению, как это произошло с танкером «Eagle S» в 2024 году в Финляндии. Однако, после ареста ответственность за сохранность судна и груза, а также значительные расходы на его содержание ложатся на страну его задержавшую.
Кроме того, что подобными неправомочными действиями, западные страны подрывают не российскую экономику а международную юридическую систему и доверие к себе.
По данным Международной Морской Организации (IMO) на август 2024 года в мире насчитывалось 12 309 нефтяных танкеров.
Моряк запаса, специально для проекта @wargonzoya