Найти в Дзене
Всё Знай-ка

ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ В. П. АСТАФЬЕВА «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» ГЛ. «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»

Учитель пользовался всеобщим почтением. Лицо, малоприятное, причёска под «политика» – волосы зачёсаны назад. Глаза добрые, уши торчком. Было ему 25 лет. Вместе с женой, Евгенией Николаевной, он проживал в ветхой части дома. В соседней части располагалось служебное помещение, где без устали звенел телефон. В их семье рос маленький сын, отличавшийся особой плаксивостью, и успокоить его не мог никто. Уважение к учителю и его супруге было повсеместным и безмолвным. Ценили учителей за их учтивость, за приветливость, которую они проявляли ко всем, независимо от их достатка. В любое время можно было обратиться к Евгению Николаевичу с важными документами или вопросами, и он всегда оказывал помощь, не отказывая. Учитель искренне любил детей. На собственные средства он ездил в город и приобретал школьные принадлежности: тетради, карандаши, «краски вроде пуговиц, прикреплённые к картону» и переводные картинки. Чтобы порадовать деревенских ребят, он привозил сладкие петушки на палочках, а женщинам

Учитель пользовался всеобщим почтением. Лицо, малоприятное, причёска под «политика» – волосы зачёсаны назад. Глаза добрые, уши торчком. Было ему 25 лет. Вместе с женой, Евгенией Николаевной, он проживал в ветхой части дома. В соседней части располагалось служебное помещение, где без устали звенел телефон. В их семье рос маленький сын, отличавшийся особой плаксивостью, и успокоить его не мог никто. Уважение к учителю и его супруге было повсеместным и безмолвным. Ценили учителей за их учтивость, за приветливость, которую они проявляли ко всем, независимо от их достатка. В любое время можно было обратиться к Евгению Николаевичу с важными документами или вопросами, и он всегда оказывал помощь, не отказывая.

Учитель искренне любил детей. На собственные средства он ездил в город и приобретал школьные принадлежности: тетради, карандаши, «краски вроде пуговиц, прикреплённые к картону» и переводные картинки. Чтобы порадовать деревенских ребят, он привозил сладкие петушки на палочках, а женщинам – иголки, нитки и пуговицы.

В благодарность деревенские жители оставляли ему молоко и сметану. Когда он замечал, что продукты стоят без присмотра, женщины шутливо говорили, что забыли их, хотя на самом деле специально приносили угощение. Как-то раз и дрова свалили, но он думал, что ошиблись.

Однажды в Овсянскую школу приехал фотограф, чтобы сделать снимки детей. Вся деревня и сам Евгений Николаевич волновались, где его разместить. Учителей всегда встречали с радушием и улыбкой, считая их почетными гостями, как родных. Евгений Николаевич и Евгения Николаевна были так похожи друг на друга, что казались братом и сестрой. Он отличался интеллигентностью. После того, как он выпил два стакана чая, а бабушка, извиняясь за скромное угощение, уговаривала его выпить еще, он поблагодарил ее, выразил удовлетворение и пожелал ей крепкого здоровья. Злости он никогда не испытывал к кому-либо. После чаепития он поклонился дому и бабушке, а уходя, помахал рукой и произнес несколько ласковых и добрых слов. Когда ребята отправились с учителем на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора, они увидели змею. Все в испуге отбежали, но учитель не растерялся и начал отбиваться от нее палкой, пока она не затихла. Таким образом, он спас детей. Он делился с ними всеми своими знаниями.

Прошли годы, но дети помнили своего учителя - «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь», всегда отзывчивый, приветливый, умный, интеллигентный.