В России стартовал сезон отпусков. Туристы бронируют билеты и гостиницы, планируют отпуска. Для того, чтобы снизить нагрузку на воздушные гавани авиакомпании дают возможность зарегистрироваться онлайн — процесс, по сути, повторяет процедуру, который сотрудник осуществляет на стойке регистрации, но экономит время
Некоторые авиакомпании за онлайн-регистрацию берут плату. Законно ли это, рассказал юрист Алексей Шленский.
— Некоторые авиакомпании берут плату за онлайн-регистрацию на рейс. Законно ли это?
— Не всегда. Всё зависит от условий перевозки и типа билета. По ФЗ «О защите прав потребителей» и Воздушному кодексу РФ авиакомпания обязана предоставить пассажиру место в салоне без дополнительной платы, если иное не указано в договоре. То есть базовое место без возможности выбора, где и с кем сидеть всегда должно быть бесплатным. А вот выбор места действительно может быть платным, но только если в договоре есть соответствующий пункт. Договор можно запросить в авиакомпании.
— Плату часто берут за места повышенной комфортности, например, у аварийного выхода (где больше места для ног) или в первых рядах. Но как быть, если все остальные места заняты, а за эти требуют плату?
— Это как раз случай-исключение. Незаконно требовать оплату, если свободных мест нет или альтернатив не предложено.
— Как быть в таком случае?
— Звонить в авиакомпанию и требовать бесплатное место. Если система не позволяет пройти регистрацию без оплаты — это нарушение. Требовать от сотрудника назвать основание для платы (статью правил перевозчика). Если место не выбрано — требовать автоматическое назначение.
— Если сотрудник отказывает?
— Писать претензию в Роспотребнадзор или иск в суд.
— На практике такие случаи бывали?
— Да, знаю случай, когда пассажир вернул деньги и получил компенсацию через суд, доказав, что авиакомпания скрывала возможность бесплатной регистрации у стойки в аэропорту.
— Правда ли, что на лоукостеры это правило не распространяется?
— Как я уже сказал, нужно читать договор и правила. Для некоторых лоукостеров (авиакомпании, которые предлагает крайне низкую плату за перелёт в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг, —прим.авт.) не предусмотрена процедура онлайн-регистрации на рейс, она преподносится как дополнительная платная услуга. В этом случае платят не за место, а именно за эту услугу. Пассажир может бесплатно зарегистрироваться на стойке в аэропорту.