Афины.
Тот случай, когда ожидания совсем не оправдались. Исторически в голове у меня сложилось, что главные античные центры Средиземноморья это Рим и Афины. Если Рим с его Колизеем, Пантеоном, форумами и фонтанами твердо держится на первом месте по количеству и сохранности исторического и культурного наследия, то Афины, как мне казалось, должны быть где-то рядом. Но на деле всё оказалось совсем не так.
К Акрополю, конечно, вопросов нет. Это безусловно шедевр эллинистической эпохи. И то, что он, несмотря на все войны, землетрясения и туристов, до наших дней хоть как-то, но дожил, однозначно, впечатляет.
Главный объект здесь это Парфенон. Для храма, построенного в V веке до н.э., состояние более чем приемлемое. Особенно, если сравнивать с другими греческими храмами, от которых как правило осталось пара колонн и отдельно расставленные капители. Здесь колонны почти все на месте и вместе с сохранившимися перекрытиями это величественное здание выглядит довольно целостно.
Следом по важности и целостности идет Эрехтейон. Тоже V век до н.э., и тоже в неплохом состоянии. Самое интересное здесь это портик кариатид: шесть женских фигур, заменяющих колонны. Выглядят очень изящно и статно. Но, важный момент это, что все фигуры, что стоят на Акрополе - копии. Пять оригинальных кариатид спрятаны в музее Акрополя, за стеклом и под охраной, а шестая хранится в Британском музее. По мне так это все в корне неправильно и всем кариатидам место строго на территории Акрополя, на родной скале. Тем более, полагаю, что Британцы уж могли бы вернуть ранее украденное.
На самом деле, я часто не понимаю этой музейной политики: всё, что плохо приколочено, спрятать от глаз общественности и отнести в хранилище, а особенно, то что уже и так простояло 2000 лет и пережило сотни катаклизмов, заменить на гипс и выставлять на всеобщее обозрение. Особенно странно, когда речь идет не о вазе или табличке, а о крупногабаритных архитектурных элементах, которые в музеях выглядят как обломки чего-то большего.
Вопрос, конечно, дискуссионный. С одной стороны тут имеется смысл в сохранности объектов и возможно правильно, все экспонаты хранить в одном здании с нужным температурным режимом, но как показал печальный пример Национального музея в Рио-де-Жанейро, где всё сгорело в 2018 году, идея собрать все артефакты в одном месте не всегда такая уж блестящая.
Театр Диониса. Еще один интересный объект Акрополя. Он примыкает к склону и находится у подножия холма. Не сказать, чтобы в идеальном состоянии, но сцена угадывается, ряды для зрителей сохранились и если сильно постараться, то можно представить, как тут гремели античные трагедии и комедии.
Кроме этого, в комплексе Акрополя ещё десяток всяких руинированных объектов, таких как алтари, колонны, основания храмов и другие обломки некогда великой цивилизации. Всё это можно посмотреть за пару часов, если, конечно, каждую пилястру пристально не рассматривать.
Афинская Агора, расположенная неподалеку от Акрополя, также впечатлила, а особенно храм Гефеста. Это, пожалуй, самый хорошо сохранившийся храм в Греции. Все колонны и крыша на месте и даже фрагменты лепнины и барельефов сохранились. Удивительно видеть такой уровень сохранности спустя две с половиной тысячи лет. Тут остается только восхищаться работой античных инженеров.
Вот, собственно, и всё. Имеется еще несколько интересных античных комплексов, но они разбросаны точечно по городу. Что-то между кварталами, что-то за заборами. Вроде и интересно, но дух не захватывает.
В тоже время нас повеселила смена почетного караула на площади Синтагма. Это очень нелепое и комичное мероприятие, но традиции есть традиции.
Город сильно проигрывает от того, что его современная городская застройка это в основном серые, унылые, бетонные коробки 70-х. Зелени в городе немного и жаркий день можно целый час идти по городу без тени и взгляд все это время ни разу не зацепится ни за что интересное. В итоге, прогулки превращаются в мучение и только и думаешь, где бы спрятаться.
Нашим личным спасением стал Ботанический сад. Там пальмы, различные диковинные растения, тень, фонтаны и ощущение, что ты наконец-то в нормальном городе, а не в декорациях к постапокалиптическому фильму. Мы были там почти каждый день и подолгу проводили время, скрываясь от жары.
Порадовал еще холм Ликавитос (Λυκαβηττός). На вершине которого потрясающий вид на Акрополь и весь город. Лучше всего брать с собой что-нибудь съедобное, устроить пикник и смотреть на Афины сверху. С высоты бетон уже не так давит, и город выглядит даже симпатично.
Также в окрестностях Афин находится мыс Сунион (Sounio). Главная доминанта здесь это храм Посейдона. Опять же, руины. Но за счет того, что храм находиться на берегу моря, вместе с окружающими ландшафтами выглядит все фантастически. Отличное место, где можно искупаться и на время сбежать из Афин.
Метеоры.
Вторым поводом поехать в Грецию, были Метеоры. Из Афин до деревень Каламбаки и Кастраки, около которых и разместился скальный комплекс с монастырями, можно добраться поездом. Мы выбрали ночной переезд, чтобы сэкономить день и не тратить его на дорогу.
Мы приехали еще до рассвета. Однако, когда мы нашли наш отель, оказалось, что там очень дружественный персонал и нас не только заселили в семь утра, но еще и предложили завтрак, что было неплохим бонусом, после ночи в поезде.
Когда вы вышли на балкон номера, только начало расцветать и перед нами предстал фантастический вид на скалы. Мы здесь остановились на три дня и у нас было достаточно времени, чтобы исследовать монастыри и окружающие их природные красоты.
Обычно туристы сюда прибывают на автобусах и по очереди объезжают все монастыри. При особом желании можно посетить за один день все намоленные объекты, но мы решили размазать их посещение на три дня и не торопясь ходили среди скал, по пешеходным тропам, заглядывали в монастыри и любовались пейзажами на смотровых площадках, которых здесь оборудовано предостаточно.
Если заглянуть в глубь истории этого образования, то где-то 60 миллионов лет назад, здесь было море Тетис и данные песчаниковые скалы располагались на его дне. Тектонические плиты двигались, меняли свое расположение, горы росли, море отступало и в итоге морское дно стало сушей и внешне приобрело один из самых удивительных ландшафтов на планете.
Вероятно в X веке н. э., данную местность облюбовали православные монахи и чтобы их никто не донимал и не мешал молиться, они ничего лучше не придумали, как построить монастыри на вершинах скал. Сначала это были деревянные строения, а позже каменные. Таким образом, появился уникальный архитектурно-природный феномен - Метеоры.
Монастыри здесь не просто строения, они буквально вросли в скалы и стали их продолжением. В данном случае, сочетание природного и рукотворного, сделало существующий ландшафт настолько уникальным, что кроме как восхищаться, ничего больше и не остается.
До наших дней сохранилось шесть монастырей. Все они функционируют и каждый оборудован кассой, чтобы святость имела материальную поддержку.
Мы посетили только четыре.
Монастырь Святой Троицы (Agia Triada) - один из самых впечатляющих по своей локации. Он разместился на изолированной скале и добраться туда можно сначала по достаточно длинной и живописной тропе, а позже по крутым ступеням, высеченным в скале.
Прогулка не из лёгких, особенно в жару, но совершая подъем, можно восхититься трудолюбию монахов, ведь для создания такого объекта, на первый взгляд, кажется были применены нечеловеческие усилия. Сам монастырь скромный, камерный и чувствуется, что здесь по-прежнему живут монахи и здесь всё «по-настоящему». Минимальное убранство, грубоватые стены, но и потрясающие виды на долину.
Монастырь Варлаама (Varlaam) второй по величине после Великого Метеора. Назван в честь отшельника Варлаама, который, согласно легенде, первым взобрался на эту скалу и построил тут деревянную келью. Спустя 200 лет на её месте вырос полноценный монастырь.
Добраться туда можно по современной лестнице, но когда-то монахи поднимались на платформе с канатом и эта конструкция, до сих пор сохранилась и выставлена как музейный экспонат.
Варлаам впечатляет своим внутренним убранством. Есть небольшой музей, часовня и смотровая площадка. Место, где можно буквально почувствовать историю и труд, вложенный в создание этого величественного объекта на краю скалы.
Монастырь Святого Стефана (Agios Stefanos). Самый доступный из всех. Добраться можно практически без подъема, просто пройдя по мосту. Здесь обычно больше всего туристов, но в тоже время, монастырь сохраняет особую намоленную, атмосферу.
Это ухоженный и аккуратный, женский монастырь с цветами в кашпо, уютными внутренними помещениями, росписями, двором и потрясающими панорамами на равнину.
Монастырь Святого Николая Анапавсаса (Agios Nikolaos Anapafseos). Это самый маленький, но, возможно, именно этим и притягательный и очень атмосферный. Он расположен ближе всех к деревне Кастраки и за счет своего расположения, немного выделяется на фоне остальных.
Подъем короткий, монастырь будто вырезан в скале. Внутри здания очень тесные помещения, но расположенные на нескольких уровнях. Имеется выход на трассу м дивными видами.
Главная ценность это фрески XVI века кисти Феофана Критского. В целом это место скорее для вдумчивого, внимательного посещения. Маленький, но насыщенный.
Преображенский монастырь (Megalo Meteoro). Это главный, самый старый и самый крупный из всех монастырей Метеоры. Основан в XIV веке. Он возвышается на высокой скале, явно доминируя над всем окружающим пространством. Мы ограничились только внешними панорамами, что возможно зря.
Монастырь Русану или святой Варвары (Roussanou / Agia Varvara). Второй из не посещенных нами монастырей. Мы посмотрели на него, когда стояли на скалах и в итоге отдали предпочтение пешим прогулкам среди скал.
Находясь в монастырях Метеоры, если отбросить коммерческую составляющую, то можно действительно почувствовать особенность места. Я не говорю о витающей святости и о том, что тут даже неверующий - уверует. Скорее о том, что для меня, как человека, который ни в каких богов не верит, данные монастыри в первую очередь интересны, как исторические и культурные объекты. Здесь действительно очень спокойно, чувствуется умиротворение. Здесь ощущается искренность веры, которая подтверждается тысячелетней историей места, где природа и человеческое упорство объединились во что-то поистине удивительное.
Помимо посещений монастырей, здесь также предостаточно пеших маршрутов. Прогулки по ним позволяют увидеть скалы с самых разных ракурсов, а в связи с тем, что в течении дня погода может несколько раз измениться, окружающие ландшафты в разное время дня насыщаются самыми разными красками и оттенками.
Перед отъездом мы заглянули в пещеру Дракона, где устроили пикник в одной из ниш с видом на долину. В это время пошел дождь и мы, укрывшись от непогоды, размышляли об этом удивительном месте, где нам посчастливилось побывать.
Это действительно одно из самых живописных мест в мире, и особенно интересно представить, как люди, живущие рядом с Метеорами, воспринимают их, ежедневно видя такую красоту.
Спасибо за внимание