Найти в Дзене
Сергей Лазарев

Изыскательские байки. АСТ и АЭС. Воронежская АСТ - байка первая.

Вступление, общее для всех баек про АЭС.

Аббревиатуры, или кто работает в НИИ.

Тема – просто неисчерпаема, поскольку все вы наверняка знаете, что такое «Замкомпоморде», а если уж попроще, типа «КПСС» - точно известно всем.

Вот не везло мне (да и не только мне, а всему проектному институту) с атомной тематикой. Командировки на построенные и уже действующие АЭС заканчивались более-менее благополучно, а вот с новыми – не везло конкретно! Дело даже не в том, что при работе на изысканиях какой-нибудь ТЭЦ или ГРЭС можно было рассчитывать на вполне приличную премию по случаю запуска в эксплуатацию очередного блока или еще какого–нибудь агрегата, а в том, что приехав в следующий раз, можно было возгордиться – вот в запуске этой штуки я принимал конкретное участие, был первопроходимцем! Примерно, как в советской песне: - А без меня, а без меня, здесь ничего бы не стояло, когда бы не было меня!

А теперь – про аббревиатуры. Есть АЭС, а есть АСТ – атомные станции теплоснабжения. Принцип действия одинаков, но конечный продукт разный – АЭС вырабатывает только электричество, а АСТ – еще и отдает тепло для обогрева целых городов. В моей печальной практике из до сих пор не построенных АЭС были Витебская (в Белоруссии), две – на теперешней Уркаине – Харьковская и Донецкая, и Татарская – которую, может, еще и достроят – между Нижнекамском и Чистополем. Ну, и АСТ – Воронежская, Брянская и Архангельская, итого, как минимум, семи атомных станций СССР не досчитался из-за Чернобыля – и это только тех, в изысканиях для строительства которых я участвовал. И еще немного – в проектировании крупных объектов есть стадии: 1-я – ТЭО – технико–экономическое обоснование; 2-я – П – проектные работы, и 3-я, самая детальная – РД – рабочая документация.

Мой дядька, Леонид Павлович, царствие небесное, однажды выдал приговорку: - Кто работает в НИИ? – и тут же выдал ответ: - ВОРы, ЖОРы и С У К И!

На наши недоуменные взгляды, рассмеявшись неподражаемым серебристым смехом, он расшифровал: ВОРы – высоко оплачиваемые работники, ЖОРы – жены оплачиваемых работников, а С У К И – случайно уцелевшие квалифицированные инжинерА, в которую, судя по всему, мы моим товарищем Димой и затесались.

А теперь – Байка первая. Воронежская АСТ.

В честь дня рождения моей бороды, которой исполнилось 48! лет, такой-же лохматый анекдот в тему:

Утро. На крыльце дома причитает селянка - Ироды! Изверги! - Выходит соседка: - Кума! Что случилось? - Да вот опять, геологи прошли! Весь огород, подлюки, вытоптали! - Да нет, кума, следы-то вроде человечьи!

Цена пяти огурцов, или холодная месть бурильщиков.

Итак, по порядку.

Самой первой работой, в которой мне довелось участвовать, были изыскания Воронежской АСТ - атомной станцией теплоснабжения, работы начались весной или в начале лета 1979 года. Про собственно, работу писать подробно не буду - это для специалистов, а жизненные ситуации будут байками.

Воронежская АСТ. Фото 1990 года. Автор - Павел Нормуль.
Воронежская АСТ. Фото 1990 года. Автор - Павел Нормуль.

Началось все, как у записных романтиков - на площадке будущей АСТ в один день собрались шестеро первых ласточек нашей экспедиции: буровая бригада - бурмастер Леха, помбур-водитель Валера, геолог Люда - супруга бурмастера, водитель УАЗика Юрка, по прозвищу Таракан (за рыжие усы) и мы с Димой - топографы. Остальное имущество - вагончики, вторая буровая установка и т.д. - неторопясь перемещалось по просторам СССР на платформах железной дороги, и должны были в ближайшее время появиться на площадке. До той поры не стоило ждать и начальника экспедиции, который вместе с женой - геологом предпочитал самолет. Мы с Димой также прилетели на самолете, поскольку надо было срочно обеспечить разбивкой скважин первую буровую бригаду, которая добралась своим ходом. Поскольку в наличии был УАЗ, то с продуктами (и естественно, парой-тройкой бутылочек горячительного) проблем не было, а в качестве временного жилья установили 2 пятиместных палатки. Немного о площадке изысканий - она находилась на месте бывшей деревни Шилово, от которой после Великой Отечественной Войны осталась одна полуразрушенная колокольня (на фото вверху она различима в правом верхнем углу снимка). В послевоенные годы деревня восстановилась, жители построили дома и развели сады, но решением партии и правительства где-то в 70-х ее переселили (дома и жителей) в соседние деревни, поскольку зЕмли было решено передать под расширение военного завода, а позднее - под АСТ. А участки и сады переселенцев остались, чем бывшие хозяева беззастенчиво пользовались - на таких плодородных землях грех было не обработать 2-й (бывший ранее первым) участок. Вот и поставили мы свои палатки невдалеке от колокольни, рядом с хлипким, но довольно высоким забором, ограничивающим крайний участок. Стемнело. Поскольку была отличная погода, к вечеру наступила приятная прохлада и не было никаких летучих тварей, подобных северным комарам и мошке, то и настроекие было под стать ситуации. Пока на костре готовился ужин, Таракана послали за забор - сорвать пяток "дикорастущих" огурчиков на закуску под первый тост - за прибытие. Внезапно окрестности огласились ревом медведя, выгнанного из берлоги - в ту же секунду Таракан в прыжке, которому позавидовал бы сам Валерий Брумель, перемахнул забор, а за забором тормознулся источник рева - мужичок, вооруженный ВИЛАМИ! Вылезший их какой-то будки, похожей на списанный фургон от хлебовозки, он продолжил орать благим и просто матом, что он хозяин этого участка. Очухавшись от криков и выждав паузу, Леха - бурмастер спокойно спросил его: - Тебе чего, пять огурцов жалко? - В ответ опять полился поток нецензурной лексики с обещанием убить любого, посягнувшего на его огурцы. Вечер прибытия был безнадежно испорчен...

Наутро Леха попросил нас выполнить разбивку первой (опорной для последующих работ) пятидесятиметровой скважины (для определения общего разреза и уровня грунтовых вод) в ЦЕНТРЕ этого огорода, тем более, что ее положение в техзадании было указано приблизительно, что мы с Димой сделали с удовольствием. Хозяин с тревогой наблюдал, как в самой середине его немаленького (метров 50х50) огуречника мы забили кол, на котором было написано - скв.1. Гл. 50м. После чего на участок был загнан буровой станок УГБ-50 на базе ГАЗ-66 с прицепом.

Вот такой станок. Размеры в миллиметрах :)))
Вот такой станок. Размеры в миллиметрах :)))

В разгрузке бурового инструмента и установке станка на скважину самое активное участие принимал Таракан, переживший вчера психическую атаку и побивший, по нашему мнению, сразу два мировых рекорда в прыжках - и в высоту, и в длину, причем оба были установлены одномоментно! К сожалению, средств фотофиксации рекорда, как и присутствия международных наблюдателей не было, поэтому в Книгу рекордов Гиннеса он не попал...

Через пару дней бурение было закончено, четверть, а может и половина огуречника была безнадежно загублена. Пятая точка Таракана, которой реально угрожала опасность в виде : - Два удара - восемь дырок! - была отомщена...

Как раз в это время прибыл остальной состав экспедиции, и после установки жилых вагончиков в количестве 4-х штук и обустройства базы местные нелегалы, продолжавшие выращивать урожай на своих участках и нисколько не жалевшие первого пострадавшего на огуречной ниве соседа - их конкурента на Воронежском рынке, сами стали снабжать нас в разумных количествах свежими овощами, а позднее - и фруктами, обязательно предупреждая: - мой участок там-то, скважины, пожалуйста, на нем не разбивайте, а что надо - принесем!

Вот думаю - сейчас посыплются комменты - вас там собралась банда ворюг, бедного сельчанина ограбили и т.д. - да ничего подобного! У нас были ВСЕ документы на то, что эти земли переведены в государственные с целью строительства АСТ, и об этом "бедные" селяне не первый год прекрасно знали. И их шкурный интерес состоял в том, чтобы прихватить на халяву бесплатную землю - в условиях местного климата на выращивание овощей уходил минимум финансов и труда, а выхлоп с участка за СЕЗОН по ценам местного рынка, на который эти самые селяне (в том числе и местный участковый) на нашей транспортной "шишиге" ГАЗ-66 по выходным возили на продажу на тот же рынок (по договоренности с водилой и с разрешения начальника, по цене: 50 коп. с человека и 50 коп. за мешок овощей) составлял несколько т.р. - половинку "жигуля" вполне можно было приобрести. Кстати, для меня, привыкшего на Северах к тому, что на трассах грузовики подбирали всех голосующих, если место в кабине было и везли, докуда было по пути - хоть и сто километров, а за предложение денег за проезд можно было получить в морду, это было дико - от окраины Воронежа до поворота на площадку было километра три, однажды "голоснули" в кузов грузовика - так за двоих такса рубль! O tempora, o mores! И возвращаясь к теме, припоминаю - цена килограмма огурцов на местном рынке НИКОГДА не была ниже 50 коп. за килограмм...

А чтобы шквал не бушевал - напомню - это всего -лишь байки!