Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты рентабельности
1.1. Понятие, сущность и методы расчета рентабельности
1.2. Факторы, влияющие на рентабельность
1.3. Эффективность работы предприятия
2. Анализ рентабельности предприятия МУП «Комбинат бытового обслуживания»
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Каждое предприятие сталкивается с рядом проблем, требующих решения: получение установленного размера прибыли, покрытие издержек, снижение себестоимости продукции, повышение экономического и социального уровня предприятия. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
Чтобы сохранить ведущие позиции как на внутреннем, так и на внешних рынках, эффективно функционировать, быть конкурентоспособным, предприятию необходимо не только сохранить высокие темпы роста объемных показателей, но и повышать качество продукции при минимальных затратах на ее производство, выпускать высокорентабельную продукцию.
Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей предприятия МУП «Комбинат бытового обслуживания» произвести расчет показателей рентабельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить рентабельность как экономическую категорию;
2. определить основные показатели рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия.
1. Теоретические аспекты рентабельности
1.1. Понятие, сущность и методы расчета рентабельности
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности.
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин «рентабельность» ведет свое происхождение от слова рента, что в буквальном смысле означает «доход». Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.[1]
Рентабельность - это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия.[2]
Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль - сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.[3]
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.[4]
Выделяют показатели рентабельности, используемые для оценки эффективности применяемых в производственной, коммерческой и иной деятельности авансированных ресурсов и затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества.
Рентабельность затрат Rзатратхарактеризует сумму прибыли от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и реализацию продукции:
Rзатрат= Ппр / Сполн (1)
где Ппр – прибыль от продаж.
Чем выше значение числителя и ниже знаменателя, тем прибыльнее деятельности организации. Организация должна придерживаться финансовой стратегии минимизации затрат на производство и реализацию продукции.
Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования является рентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, т. е. насколько правильно субъект хозяйствования определил товарный ассортимент и товарную стратегию.
Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах.
Рентабельность продаж Rпродажотражает соотношение прибыли от продаж и выручки. Она определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции на один рубль выручки:
Rпродаж= Ппр / ВР (2)
Одним из условий процветания фирм является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на реализуемые товары. Однако данный процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, роль дефлятора цены в формировании доходности понижается. Это переключает сферу усилий руководства на контроль за внутренними факторами роста прибыли, снижением материалоемкости, трудоемкости, повышением фондоотдачи основных фондов и изменение объема, качества и структуры продукции, на уровень организации и управления, на структуру капитала и его источников, на прибыль по видам деятельности и ее использования.
Показатели рентабельности продаж можно рассчитывать как по всей продукции, так и по отдельным видам.
Рентабельность совокупных активов Rактивовхарактеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации и носит название общей рентабельности. Она отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы:
Rактивов= Пбрутто / Аср, (3)
где Пбрутто – брутто-прибыль (прибыль до налогообложения).
Рентабельность собственного капитала RСКхарактеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала.
Данный показатель определяется по формуле:
RСК= Пч / СКср, (4)
где Пч – чистая прибыль,
СКср – среднегодовая величина собственного капитала.
Собственный капитал должен быть скорректирован и берется из аналитического баланса. При расчете данного показателя следует использовать чистую прибыль, так как именно она остается в распоряжении организации.
Рентабельность инвестированного капитала RИКхарактеризует эффективность использования организацией капитала, находящегося в ее распоряжении.
Инвестиции определяются по балансу как сумма акционерного капитала и долгосрочных обязательств, инвестированных в предприятие:
RИК= Пбрутто / ИКср, (5)
где ИКср – среднегодовая величина инвестированного капитала.
Рентабельность инвестиций отражает связь прибыли до налогообложения с инвестированным капиталом и характеризует доходность долгосрочно вложенных средств.
Рентабельность внеоборотного капитала RОСотражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Она определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные активы:
RОС= Пбрутто / ОСср, (6)
где ОСср – среднегодовая стоимость основных внеоборотных активов.
Рентабельность текущих активов (RТА) характеризует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам:
RТА= Пбрутто / ТАср. (7)
С помощью этого коэффициента можно определить, сколько рублей прибыли приходится на 1 руб. текущих активов. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
1.2. Факторы, влияющие на рентабельность
В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.
Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:
– изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
– изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
– изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).
Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:
– повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;
– использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
– повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.
Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.
1.3. Эффективность работы предприятия
В буквальном смысле слова «эффективный» означает «дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный».
Слово «эффективность» имеет следующее значение – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.
Эффективность производства – это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.
Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности производства.
Необходимость и возможность повышения эффективности производства обусловливается как совокупностью постоянно действующих факторов, так и рядом особенностей современного этапа экономического развития России.
Проблема эффективности в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации с периода возникновения материального производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства. В условиях формирования рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема эффективности становится определяющей.
Важное значение в системе управления производством занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия.
2. Анализ рентабельности предприятия МУП «Комбинат бытового обслуживания»
Эффективность работы предприятия определяется через коэффициенты рентабельности. Они представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Показатели рентабельности позволяют оценить качество управления компанией, соотнося прибыль с величиной активов в целом, оборотных активов, собственного капитала и объемом продаж. Предприятию необходимо стремиться к повышению суммы прибыли на каждый рубль вложенных средств, то есть к росту рентабельности.
Анализ рентабельности (прибыльности) предприятия был произведен на примере МУП «Комбинат бытового обслуживания».
Основными видами деятельности МУП «Комбинат бытового обслуживания» являются:
- изготовление и реализация товаров широкого потребления (постельного белья, одеяла, халаты, полотенца, шторы);
- пошив и ремонт всех видов одежды;
- ремонт бытовой техники;
- реализация населению излишков сырья, материалов, получаемых по прямым поставкам;
- розничная и оптовая торговля;
- сдача помещений в аренду.
В своей практической деятельности организация производит расчет нескольких видов рентабельности:
- рентабельности продаж;
- рентабельности затрат;
- рентабельности активов;
- рентабельности основного капитала;
- рентабельности собственного капитала.
Анализ рентабельности основывается на данных бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках. Он проводится на базе годовых данных о выручке, себестоимости, прочих расходах и доходах предприятия. Сопоставление данных за разные промежутки времени является некорректным.
Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках МУП «Комбинат бытового обслуживания» за 2006-2009 годы представлены в приложениях.
Динамика показателей рентабельности МУП «Комбинат бытового обслуживания» представлена в приложении 9.
Расчетные значения рентабельности продаж и рентабельности затрат показали, что их величины в 2007 и 2009 годах имеют отрицательные значения в силу убыточности хозяйственной деятельности в этом периоде. В 2007 и 2008 годах значения показателей свидетельствуют о низкой эффективности производственной деятельности. В 2006 году произошел рост этих показателей, а в 2008 и 2009 году – снижение. Наибольшее значение данных показателей наблюдается в 2007 году – рентабельность затрат составила 0,853%, а рентабельность продаж составила 0,846%. Снижение рентабельности продаж свидетельствует также о снижении конкурентоспособности продукции. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В частности, следует уделить внимание поиску резервов увеличения суммы прибыли на предприятии.
Снижение издержек производства способствует повышению уровня рентабельности выпускаемой и реализуемой продукции, так как результат по прибыли исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Снижение издержек производства продукции достигается за счет внедрения эффективного и недорогостоящего оборудования и современных технологий, установления систематического контроля за возникающими прямыми и косвенными расходами.
Предприятию необходимо поставить перед собой цель повысить рентабельность выпускаемой продукции, поэтому оно должно тщательно проанализировать все производимые расходы и постараться уменьшить их, не снижая при этом качества продукции.
В связи с тем что доля материальных затрат у производителей продукции высокая, то необходимо проанализировать все производимые расходы.
Можно провести факторный анализ рентабельности продаж, используя следующую модель:
Rпродаж= (ВР – Спроиз – Рупр - Рком) / ВР ∙ 100%,
где Спроиз – производственная себестоимость продукции;
Рупр – управленческие расходы;
Рком – коммерческие расходы.
Расчет влияния факторов на рентабельность продаж за 2007 год представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Расчет влияния факторов на рентабельность продаж
Уровень результативного показателя
Условия расчета показателя рентабельности, тыс.руб.
Величина показателя, %
Изменение показателя, +,- %
ВР
Спроиз
Рупр
R2006
8356
5342
3120
-1,27
-
Rусл1
8750
5342
3120
3,29
+4,56
Rусл2
8750
5245
3120
4,39
+1,1
R2007
8750
5246
3430
0,85
-3,54
Общее изменение
-
-
-
-
+2,12
Анализ влияния факторов на рентабельность продаж в 2007-2009 годах представлен в таблице 1 приложения 10.
Как видно из приложения, наибольшее положительное влияние на рентабельность продаж оказал рост выручки от реализации продукции в 2007 и 2008 годах – это привело к росту рентабельности на 4,56% и 16,26% соответственно. А снижение производственной себестоимости в 2009 году привело к росту рентабельности продаж на 3,376%.
Снижение рентабельности продаж в течение двух последних лет говорит о неэффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность совокупных активов увеличивалась в течение всего анализируемого периода. В 2007 году она возросла на 45,17%, в 2008 году – на 3,47%, в 2009 году – на 14,08%. На один рубль, вложенный в активы, предприятие получило прибыли в 2006 году – 0,06 рублей, в 2007 году – 0,09 рублей, в 2008 году – 0,093 рублей, в 2009 году – 0,11 рублей. Это является положительной тенденцией в развитии предприятия. Оно стало более эффективно использовать все свои активы. Это также может свидетельствовать о повышении спроса на продукцию предприятия.
Для факторного анализа рентабельности активов можно использовать формулу:
Rактивов= Пбрутто / Аср = (Пбрутто / ТАср) ∙ (ТАср / ВР) ∙ (ВР / Аср) =
= RТА∙ КзагрТА ∙ КобА,
где RТА– рентабельность текущих активов;
КзагрТА – коэффициент загрузки текущих активов;
КобТА – коэффициент оборачиваемости совокупных активов.
Расчет влияния факторов на рентабельность совокупных активов за 2006 год представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет влияния факторов на рентабельность активов
Уровень результативного показателя
Условия расчета показателя рентабельности
Величина показателя, %
Изменение показателя, +,- %
RТА, %
КзагрТА
КобА
R2006
17,42
0,199
1,79
6,21
-
Rусл1
21,402
0,199
1,79
7,62
+1,41
Rусл2
21,402
0,218
1,79
8,35
+0,73
R2007
21,402
0,218
1,93
9,01
+0,66
Общее изменение
-
-
-
-
+2,8
Анализ влияния факторов на рентабельность совокупных активов в 2007-2009 годах представлен в таблице 2 приложения 10.
Их приложения видно, что в течение всего анализируемого периода наблюдается рост рентабельности активов. Это свидетельствует о росте эффективности и прибыльности использования всех активов организации, а также о растущем спросе на продукцию. Положительное влияние на этот рост в течение трех лет оказывал коэффициент оборачиваемости совокупных активов. За счет этого фактора рентабельность совокупных активов организации возросла на 0,66%, 1,46% и 0,47% соответственно в 2007, 2008 и 2009 годах. Остальные факторы оказывали как положительное, так и отрицательное влияние. Наибольшее положительное влияние на рост рентабельности совокупных активов оказал показатель рентабельности текущих активов в 2007 и 2009 годах, что привело к росту рентабельности совокупных активов на 1,41% и 1,77% соответственно.
Рентабельность собственного капитала изменялась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В 2007 году она увеличилась на 712,36%, в 2008 году снизилась на 33,52%, а в 2009 году снова возросла на 24,71%. Рентабельность собственного капитала организации находится на низком уровне. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что подтверждает неудовлетворительность использования капитала и недостаточность привлечения заемного капитала.
Для факторного анализа рентабельности собственного капитала используется формула:
RСК= Пч / СКср = (Пч / Ппродаж) ∙ (Ппродаж / ВР) ∙ (ВР / Аср) ∙ (Аср / СКср) =
= dПч∙ Rпродаж∙ КобА / Кавт,
где dПч– доля чистой прибыли в прибыли от продаж;
Кавт – коэффициент автономии.
Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала за 2008 год представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала
Уровень результативного показателя
Условия расчета показателя рентабельности
Величина показателя,
%
Изменение показателя, +,- %
dПч
Rпродаж,%
КобА
Кавт
R2006
2,095
0,846
1,93
0,517
6,61
-
Rусл1
15,286
0,846
1,93
0,517
48,27
+41,66
Rусл2
15,286
0,067
1,93
0,517
3,82
-44,45
Rусл3
15,286
0,067
2,29
0,517
4,54
+0,72
R2007
15,286
0,067
2,29
0,533
4,4
-0,14
Общее изменение
-
-
-
-
-
-2,21
Как видно из таблицы, наибольшее положительное влияние на рентабельность собственного капитала оказал показатель доли чистой прибыли в прибыли от продаж в 2008 году – это привело к росту рентабельности собственного капитала на 41,66%.
Также на рентабельность собственного капитала незначительное положительное влияние оказал коэффициент оборачиваемости совокупных активов.
Анализ влияния факторов на рентабельность собственного капитала в 2007-2009 годах представлен в таблице 3 приложения 10.
Рост рентабельности инвестированного капитала говорит повышении эффективности использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. В 2007 году рентабельность инвестированного капитала повысилась на 55,15%, в 2008 году – на 7,94%, в 2009 году – на 14,98%. Это произошло в большей степени за счет снижения величины долгосрочных кредитов.
Рентабельность внеоборотных активов также увеличивалась в течение всего периода. В 2007 году она возросла на 61,41%, в 2008 году – на 13,44%, в 2009 году – на 10,08%. В 2006 году на 1 рубль внеоборотных активов приходилось 0,09 рубля прибыли, в 2007 году – 0,15 рубля, в 2008 году – 0,17 рубля, в 2009 году – 0,19 рубля.
Рентабельность текущих активов изменялась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В 2007 году она увеличилась на 22,86%, в 2008 году снизилась на 7,68%, а в 2009 году снова возросла на 18,97%. В 2006 году на 1 рубль текущих активов приходилось 0,17 рубля прибыли, в 2007 году – 0,21 рубля, в 2008 году – 0,19 рубля, в 2009 году – 0,23 рубля.
Эффективность использования оборотных средств заключается не только в ускорении оборачиваемости их, но и в снижении себестоимости продукции за счет экономии натурально-вещественных элементов оборотных производственных фондов и издержек обращения, увеличения их отдачи.
Оборотные средства выступают наиболее подвижной частью активов компании и от их эффективного использования во многом зависит общая рентабельность активов компании в целом. Чем больше доля оборотных средств в активах, тем более ощутимо влияние этого фактора. Повышение уровня финансовой эффективности использования оборотных средств выступает важным резервом роста финансовой устойчивости компании.
Заключение
Главная цель производственного предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Однако, цель предпринимательской деятельности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность - относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Список литературы
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. - 2005 – 336 с.
2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2008 – 455 с.
3. Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Экономика предприятия. – СПб.: Питер. – 2007 – 224 с.
4. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск : УлГТУ. – 2008 – 241 с.
5. Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. - Ростов н/Д: Феникс. - 2006 - 400 с.
[1] Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск : УлГТУ. – 2008 – с. 222
[2] Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Экономика предприятия. – СПб.: Питер. – 2007 – с. 186
[3] Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. - Ростов н/Д: Феникс. - 2006 – с. 268 - 269
[4] Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2008 – с. 176