Найти в Дзене

«Брат» (1997): история, рассказанная только музыкой

Музыка и саундтрек в кино играют огромную роль: задают настроение картины, выделяют характер персонажей и создают эмоциональный фон происходящего. Но порой музыка выходит далеко за эти рамки, становясь полноценным участником повествования. Именно это случилось в культовом фильме «Брат», где творчество группы Nautilus Pompilius стало неотъемлемой частью истории Данилы Багрова. Песни проживают с героем каждый значимый этап, раскрывая его внутренний мир, переживания и обстановку вокруг. Предлагаю послушать этот музыкальный нарратив, чтобы понять, как песни Nautilus Pompilius рассказывают историю персонажа Данилы. Первая и она же самая главная песня для персонажа — это «Крылья». Мы слышим её в открывающей сцене фильма. Собственно, и Данила её слышит впервые. Он буквально вываливается из ниоткуда, идя на звук этой песни. Именно «Крылья» станут путеводной звездой в его истории. С этой песни начнется его увлечение Nautilus Pompilius, и именно эта песня определит его как персонажа. Почему име
Оглавление

Музыка и саундтрек в кино играют огромную роль: задают настроение картины, выделяют характер персонажей и создают эмоциональный фон происходящего. Но порой музыка выходит далеко за эти рамки, становясь полноценным участником повествования.

Именно это случилось в культовом фильме «Брат», где творчество группы Nautilus Pompilius стало неотъемлемой частью истории Данилы Багрова. Песни проживают с героем каждый значимый этап, раскрывая его внутренний мир, переживания и обстановку вокруг.

Предлагаю послушать этот музыкальный нарратив, чтобы понять, как песни Nautilus Pompilius рассказывают историю персонажа Данилы.

Начало: «Крылья»

-2

Первая и она же самая главная песня для персонажа — это «Крылья». Мы слышим её в открывающей сцене фильма.

Собственно, и Данила её слышит впервые. Он буквально вываливается из ниоткуда, идя на звук этой песни. Именно «Крылья» станут путеводной звездой в его истории. С этой песни начнется его увлечение Nautilus Pompilius, и именно эта песня определит его как персонажа.

-3

Почему именно эта песня привлекла Данилу и о чем она? Трактовок у неё может быть много, но в рамках фильма, я считаю, что нам важны конкретные темы, содержащиеся в тексте.

Тема утраты надежды и смысла

Ты снимаешь вечернее платье, стоя лицом к стене,
я вижу свежие шрамы на гладкой, как бархат, спине.
Мне хочется плакать от боли или забыться во сне.
Где твои крылья, которые так нравились мне?

Крылья — это сильный образ, который в разных культурах обозначал схожее состояние: чувство свободы, легкости, святости, божественной благодати. Именно поэтому у ангелов крылья, даже у павших.

-4

Отсутствие крыльев говорит либо об осознанном отказе от надежды и свободы, либо о нахождении в обстоятельствах, которые оторвали их, оставив те самые шрамы.

-5

Зная наперед историю Данилы, он очень хорошо попадает под определение человека, который не имеет надежды или смысла в жизни. Он только что демобилизовался, пройдя, как мы узнаем во втором фильме, пекло войны. Сейчас же Данила шатается без цели, буквально не зная, чем себя занять.

И если завтра начнётся пожар, и всё здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев, которые нравились мне.

Утрата надежды, смыслов и идеалов — это очень опасное состояние. Если человек в подобном состоянии попадает в какую-то кризисную ситуацию, он либо не сможет бороться, либо пойдет по скользкому пути, на котором понятия о добре и зле размыты. Собственно, это мы и увидим в истории Данилы, который хоть и с благородными мотивами, но стал убийцей, который решает все проблемы только силой.

Тема войны и ПТСР

-6
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья, которые нравились мне?

Есть в песне и прямая отсылка на тему войны, и для Данилы это не пустой звук. Вернуться с войны можно, но она навсегда остается внутри тебя. История Данилы — это красочная иллюстрация этого.

На протяжении первого и второго фильма у него явно наблюдаются симптомы ПТСР, да и на гражданке он себя ведет как на войне. Вокруг враги, которые постоянно стреляют. Отличие только в том, что сложнее понять, кто свой, а кто чужой.

«Крылья» для Данилы — это внутреннее состояние его души: покалеченной войной, безотцовщиной и творящегося вокруг беспредела 90-х. И может он и хотел бы найти смысл и надежду, да только где её взять?

Питер: «Люди на холме»

-7

Далее по сюжету мать отправляет Данилу к брату. В момент прибытия героя на вокзал начинает играть песня «Люди на холме».

Именно под эту песню Даня шатается по Питеру, такого многолюдного, но в тоже время такого пустого.

-8
Мы лежим на склоне холма
Кверху ногами на склоне холма
Люди на холме кричат и сходят с ума
О том кто сидит на вершине холма

Песня становится лейтмотивом Петербурга и его жителей, рассказывая историю о борьбе за место в иерархии. Как мы потом узнаем, это борьба очень кровавая. Главное для большинства — это кто на вершине, кто авторитет, кто всем управляет.

-9
Но у холма нет вершины
У холма нет вершины
Он круглый, как эта земля

Но в глазах Данилы это всё не важно, ведь всё вокруг для него как холм, который не имеет вершины, да и в целом все мы на земле, которая не принадлежит кому-то одному. Эту идею он начнет развивать во втором фильме через диалоги с американцами и стишок «Я узнал, что у меня». К тому же, принадлежность к родной земле — один из маркеров, по которым Данила определяет своих и чужих.

Мотив песни еще встретится нам на пути Данилы.

Дом и образ: «Во время дождя»

-10

Далее по сюжету, после встречи с немцем и своего брата, Данила начинает устраиваться в новом для себя городе. Брат Витя даёт ему денег на первое время, на которые брату нужно купить нормальную одежду и найти жильё. Буквально, от Данилы требуется создать новый образ. Именно в этот момент и начинает играть «Во время дождя» - довольно ритмичная песня, выполненная в мажорных тонах.

Я придумал тебя, придумал тебя
От нечего делать, во время дождя

Мы, как и Данила, понимаем, что это не его образ и амплуа. Никогда он не имел свободных денег, да и тратить на себя он их тоже не любит. Герой ведет довольно аскетичный образ жизни, что хорошо выражено в его образе и доме.

-11

Кстати, о доме. «Во время дождя» есть следующие строки:

Ты войдешь в этот дом
И останешься в нем

Эти строки звучат ровно в тот момент, когда Данила находит нужную ему квартиру и отдает деньги за неё. Буквально, его образ нашел нужную жилплощадь.

Моя жизнь как вокзал
Этот хлам на полу
Память о тех, кто ждал свои поезда

Но, важно, что это не Дом в широком смысле, тут будет жить именно образ Данилы. Реальные же события (восстановление после ранения, подготовка к покушению, подготовка к бою с Круглым) будут происходить в другом месте, в комнате, которую он снимет на свои деньги через немца.

Страшный Суд: «Матерь богов»

-12

Сюжет приближается к подготовке покушения на чечена, заказ, который должен был выполнить татарин, но который он скинул на своего брата Данилу.

Как профессиональный военный, Данила начинает рекогносцировку — изучение маршрутов своего врага, места, где предполагается покушение, и пути отхода.

Всё это действо проходит под ритм «Матерь Богов».

Я открою тебе самый страшный секрет
Я так долго молчал, но теперь я готов
Я — создатель всего что ты видишь вокруг
А ты, моя радость, ты — матерь богов

Мне кажется, что трактовка этой песни самая простая в истории «Брата». Данила начинает вершить судьбы людей, принимая на себя роль Бога, определяя, кто достоин жить, а кто нет. А песня как раз рассказывает о Боге, который может делать со своим детищем всё, что ему угодно.

-13

При этом в тексте персонаж Бога очень однозначно относится к своему творению:

Этот город убийц, город шлюх и воров
Существует, покуда мы верим в него

И именно в этот момент мы видим центр рынка, сердца Питера, в котором копошатся те самые персонажи песни. Одному из них Данила уже вынес смертный приговор и готовится к исполнению наказания.

А откроем глаза — и его уже нет
И мы снова стоим у начала веков
-14

«Матерь богов» — это боевая песня Данилы, буквально его марш. Именно под эту музыку и состоится покушение, именно под неё он раненый будет убегать от погони.

Подготовка: «Нежный вампир»

-15

Что же, локация определена, жертва приговорена. Наступает время подготовки оружия для покушения. Данила проводить её под песню «Нежный вампир».

Холоден ветер в открытом окне,
Длинные тени лежат на столе.
Я таинственный гость в серебристом плаще
И ты знаешь зачем я явился к тебе.
-16

Начинается подготовка оружия и патронов. За всем этим процессом с плаката наблюдает Бутусов и другие участники Nautilus Pompilius. Зачем они тут? Песня даёт прямой ответ:

Дать тебе силу,
Дать тебе власть,
...
Как нежный вампир.
Встань!

Они, как путеводные звезды, призваны дать сил Даниле в его подготовке и осуществлении покушения.

-17

Они свидетели, да ещё и из потустороннего мира. Бутусов словно вампир, чувствует, что скоро Данила прольет кровь.

Но я разожгу
Огонь твоих глаз,
Я даю тебе силу,
Я даю тебе власть.

Данила получает благословение на убийство. Собственно, скоро оно и происходит. После чего начинается бегство Данилы под «Матерь Богов».

Романтика: «Летучий фрегат»

С момента удачного покушения, восстановления после ранения, у Данилы наступает некоторое затишье.

Сначала он идет к Свете, своей спасительнице. Именно она и её трамвай помогли убежать от преследования.

-18

Тут мы начинаем слышать одну из двух песен в фильме, которая не относится к Nautilus Pompilius. «Летучий фрегат», который становится главной музыкальной темой Светы.

Смотри - огромное море,
Ты видишь точку вдали
Смотри - бездонное небо,
К нему прикован твой взгляд.

Буквально эта песня - это образ любовного интереса Данилы к девушке, которая его спасла. Впервые за фильм он чувствует женскую ласку и испытывает романтические чувства.

Но, в отличии, от героя, мы знаем, что ничего из этих отношений не выйдет.

-19
Мираж - он тоже вдали.
Смотри - безбрежное море
Несет по морю корабль.
Смотри, в безоблачном небе
Плывет летучий фрегат.

И, кстати, летучий фрегат - это трамвай Светы, который проносится мимо в тот момент, когда Данил прощается с немцем и уезжает из города в финале фильма.

-20

И хоть их отношениям не суждено сбыться, именно со Светой Данила переживает лучшие моменты за фильм, в том числе ходит на концерт своей любимой группы.

-21

Там они слушают «старую лирическую песню»:

И именно на этом концерте, они встречают Кэт.

-22

Рейв: "Max, don't have sex with your ex"

-23

После концерта мы видим, что Данила решил «оттопыриться», и приходит Кэт. У которой также есть своя музыкальная тема, и это вторая песня не Nautilus Pompilius, да еще и на английском языке.

Кэт любит всё западное, обожает рейвы, принимает наркотики и расплачивается с Данилой сексом, так что песня ей под стать.

Собственно, это движовая песня и звучит на тусовке, на которую приводит Кэт Данилу.

-24

Причем интересно, что если перевести текст песни, её смысл в том, что некоему Максу советуют не встречаться и не заниматься сексом с его бывшей. Мне кажется, что эта песня не случайно выбрана для темы Кэт. Режиссер Балабанов прямо остерегает своего персонажа Данилу от отношений с этой девушкой, которая является максимально чуждой ему.

Но, передышка окончена. Брат втягивает Данилу в новую передрягу...

Засада и встреча с кумиром

-25

Даня должен сопровождать двух «быков», которые должны решить проблему с одним беглым бандитом. Для этого они заваливаются в квартиру, где тот должен находиться.

Как оказывается, беглец пошел за сигаретами, так что нашему трио ничего не остаётся, как сесть в засаду.

Для того чтобы соседи ничего не слышали, Данила включает музыку, которой оказывается JAMAICA (привет этой сцене режиссер передаст в «Жмурках»).

Тут режиссер использует прием контрпункт - веселая песня с кричащим мальчиком сочетается с криками хозяина квартиры.

-26

Далее происходит встреча Данилы с режиссером, который ошибся дверью, но самое главное - с Бутусовым, который также промахнулся этажом. На некоторое время Данила посещает квартирник, в котором в обычной обстановке отдыхает Питерская рок богема. Это затишье перед бурей, возможность прикоснутся к высокому.

-27

Но пора вниз, на «свой» этаж, в котором царит хаос и грех.

Вернувшись назад в квартиру, Данила видит, что дело сделано, беглый бандит и его друг убиты, а два «быка» хотят ликвидировать свидетеля — режиссера. Так как Данила дал последнему слово, что его не тронут, ликвидированными оказываются сами бычки.

-28

За спасение Данила просит помощи с трупами, которые они везут на кладбище. Происходит это, кстати, под «Люди на холме», только без слов. Получилось своеобразное зеркало, тема Питера стала темой питерского кладбища — города мертвых, потому и никаких слов.

-29

Покушение и подготовка к битве с Круглым: «Черные птицы»

После завершения дела, на Данилу совершается покушение.

-30

Проходит оно под «Нежного вампира». Это не случайно, ведь спасается Данила практически чудом, его оберегает Бутусов, который снова «явился к нему» и принял огонь на себя — от пули защищает плеер с диском Nautilus Pompilius.

-31

Данила понимает, что это всё промысел Круглого, который после неудачного устранения героя врывается к брату Вите, которого вынуждает «сдать» брата.

-32

Данила всё прекрасно понимает. И он готовится к встрече. Мы видим, как он под «Черные птицы» профессионально готовит ружьё и патроны.

«Черные птицы» — это беспокойные мысли, от которых не открутиться и не забыться.

Чёрные птицы слетают с луны,
Чёрные птицы — кошмарные сны.

Для Данилы - это мысли о предательстве брата, который постоянно обманывал его и подставлял. Это мысли о мести, он идет не просто спасать брата, а мстить тому, кто принес столько зла.

-33

Более того, песня «Черные птицы» рассказывает о невозможности откупиться ни от мыслей, ни от неизбежной кары.

Нам не нужно твоё золото,
Нам не нужно твоё золото,
Заржавело твоё золото
И повсюду на нём пятна.

Тема денег как нельзя тут кстати, ведь, по сути, все процессы, что происходят в криминальном городе, завязаны на деньгах. Вся грязь, убийства, разборки происходят из-за денег, которые в пятнах. И это кровь.

-34

Но от кары Данилы деньги не спасут. Да и брат потеряет их, будет наказан за всю ложь, которую он нес родному брату.

Финал: «Зверь»

-35

Решив вопросы с братом, Данила собирается уходить из города, который, как осиное гнездо, начнет бурлить после смерти авторитета Круглого.

Данила заходит к Свете, чтобы забрать её с собой, но получает отказ. Он уходит под тему «Зверь».

Данила умывает руки в Неве — это его прощание с городом.

Далее Данила прощается с Гофманом. При этом единственный камертон совести в фильме — немец прямо обвиняет Данилу, что он потерял себя и свою душу. Злая сила города поглотила его.

Простившись с Кэт, которая была рада только деньгам от Данилы, он начинает выбираться из города.

-36

Собственно, почему Данила уходит именно под эту песню, не удивительно.

Я смотрю в темноту, я вижу огни.
Это где-то в степи полыхает пожар.
Я вижу огни, вижу пламя костров.
Это значит, что здесь скрывается зверь.

Этот зверь, никто иной как сам Данила. Он бежит от людей, от пожара, что устроил в городе. Он превратился в зверя, который всё решает силой и пускает реки крови. Именно об этом ему говорил немец.

-37
Искры тают в ночи, звезды светят в пути,
Я лечу, и мне грустно в этой степи.

Данила собирается в путь, и только звезды ему попутчики. Тут его больше ничего не держит.

-38

Заканчивается фильм под «Люди на холме». Почему финал под музыкальную тему города, ведь он, наоборот, покидает Питер? Всё просто — он едет в Москву, абсолютно такой же город, в котором:

Люди на холме кричат и сходят с ума
Разбиваются падая с вершины холма
...

Такая вот она, история Данилы Багрова, рассказанная через саундтрек фильма «Брат».

-39

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Больше контента о кино на канале и в группе VK