Найти в Дзене

Закон о локализации такси: катастрофа для водителей и пассажиров

13 мая 2025 года, возможно, станет печальным днем в истории отечественного такси. В этот день депутаты во втором и третьем чтении приняли федеральный закон о такси, который предполагает введение запретов для тех, кто перевозит пассажиров на иностранных машинах. «Это катастрофа», «шок», «прощай комфорт и безопасность» — такими словами пестрят заголовки большинства профильных изданий. Представители автопарков, эксперты, водители и пассажиры не понимают, кому и зачем это нужно. Но прекрасно видят, к чему это может привести уже в самом ближайшем будущем. Итак, ниже последние новости, суть закона о такси в новой редакции. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла поправки к закону «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ». Данные уже появились на сайте нижней палаты парламента. Только что принятый закон о такси предполагает — для включения автомобиля в официальный реестр такси необходимо будет соблюсти одно из требований: Закон вступит
Оглавление

13 мая 2025 года, возможно, станет печальным днем в истории отечественного такси. В этот день депутаты во втором и третьем чтении приняли федеральный закон о такси, который предполагает введение запретов для тех, кто перевозит пассажиров на иностранных машинах.

«Это катастрофа», «шок», «прощай комфорт и безопасность» — такими словами пестрят заголовки большинства профильных изданий. Представители автопарков, эксперты, водители и пассажиры не понимают, кому и зачем это нужно. Но прекрасно видят, к чему это может привести уже в самом ближайшем будущем. Итак, ниже последние новости, суть закона о такси в новой редакции.

Новый закон о локализации автомобилей такси

Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла поправки к закону «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ». Данные уже появились на сайте нижней палаты парламента.

Только что принятый закон о такси предполагает — для включения автомобиля в официальный реестр такси необходимо будет соблюсти одно из требований:

  • совокупное количество баллов локализации соответствует количеству баллов, установленному Правительством для госзакупок;
  • автомобиль произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. Пока стоит именно такая дата, если не будет переносов или существенных изменений. Стоит также отметить, что изначально предполагалось, что новый закон начнет действовать с 1 октября 2025 года, но сроки сдвинули.

Кто давно слышит про этот закон о такси, последние новости состоят в том, что законодатели несколько смягчились. Требования к уровню локализации автомобилей немного снижены, сроки сдвинули вперед на полгода, восточные регионы получили дополнительную отсрочку.

По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области из 18 724 зарегистрированных в региональном реестре такси машин только 591 автомобиль является российским, что составляет 3,2% от общего количества транспортных средств.

Суть законодательного нововведения в том, чтобы услуги такси по стране могли оказывать только водители на отечественных автомобилях. Подтолкнуть отрасль к тому, чтобы пользовались продукцией российских автозаводов. Чтобы автопарки закупали наши машины и тем самым двигали производство и технологии. Прибыль и налоги опять же остаются здесь, в стране.

Инициатива хорошая, патриотичная так сказать. Вот только всем гражданам страны прекрасно известно, что качество российского автопрома не выдерживает никакой критики. А законодатели не мягко подталкивают отрасль к локализации, а вводят жесткие и малообоснованные ограничения. По факту это закон о запрете иномарок в такси, который абсолютное большинство, мягко скажем, не поддерживает.

Какие машины допускает закон о такси в 2025 году

Пока любые. Но с 1 марта 2026 года всё может сильно измениться.

Казенными словами написано так: разрешается приобретать только автомобили, уровень локализации которых «соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В данном случае нужно опираться на Постановлению Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317. В данном нормативно-правовом акте указано, что для легковых машин действует порог в 3200 баллов [локализации], с 2027 года он автоматически увеличивается до 3500 баллов, а с 2028 года до 3700 баллов.

Также можно использовать в качестве такси модели, на производство которых до 1 марта 2025 года заключены специнвестконтракты (СПИК). Но это временно. С 2033 года про СПИКи можно будет забыть, останется только требование о локализации, которое к тому времени заметно вырастет в баллах.

Это может показаться смешным, но прямо сейчас, если следовать нормам закона о легковом такси, перевозить пассажиров можно только на:

  • Lada Granta. Унылая бюджетная машина с минимальным комфортом как водителя, так и пассажиров. А еще не лишним будет вспомнить, что тысячи машин сошли с конвейера производителя вообще без подушек безопасности.
  • Lada Vesta. Необоснованно дорогой автомобиль. Как по начальной цене (с учетом комплектации), так и в обслуживании. И да, тоже продавался удешевленный вариант без подушек безопасности. Сколько их таких на дорогах можно только догадываться.
  • «Москвич 3». Локальная сборка по технологии полного цикла. Но все помнят скандал на презентации. В своем сегменте уступает по популярности (по объемам продаж) многим китайцам. Например, за весь 2024 год официально было продано порядка 23 тысяч «Москвичей», при общем количестве реализованных SUV на уровне 1 млн штук. И это при поддержке со стороны государства, которая может обеспечить скидку отдельным гражданам в 20%.
  • Evolute. Рекомендованная цена — 3 млн рублей. Как бы отечественный электромобиль, но по факту местная сборка Dongfeng. Многие, наверняка, впервые услышали о нем. При этом простой поиск в интернете покажет противоречивые заголовки, где «начались продажи» соседствуют с «автобренду грозит закрытие». Ведь хотели продавать хотя бы 12 тысяч авто в год, но за весь прошлый год удалось реализовать всего 1586 штук.

Серьезно?! Вот такой нас ждет закон о такси, автомобили все как на подбор.

Не секрет, что сейчас в такси доминируют иномарки. Их не просто много в таксопарках и у частников, их подавляющее число. На Дальнем Востоке таксистов на отечественных машинах вообще нужно искать днем с огнем.

Таксопарки, лизинговые компании и отраслевые экономисты не считают выпускаемые в стране модели автомобилей подходящими для интенсивных пассажирских перевозок. Они всячески критикуют закон об отечественном такси, написали несколько писем и обращений.

Кто «лоббировал» законопроект, противники нововведений

Очевидно, что главный бенефициар или выгодоприобретатель, если по-русски, это «Автоваз». Завод в Тольятти не планирует делать лучше, или снизить цены, чтобы они стали более конкурентоспособными. Но может применить админресурс и очевидно этим пользуется.

Судя по тому, как легко проходит законопроект Госдуму, там сильное лобби. Именно поэтому закон о локализации такси сразу проскочил два чтения, без особых прений.

Как отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, в ходе обсуждения инициативы были подготовлены поправки, которые носят компромиссный характер для производителей и представителей отрасли.

Но так ли это на самом деле?

Общественные организации, эксперты, представители отрасли, бизнесмены, таксисты и даже Правительство РФ выступили с резкой критикой нового закона или, как минимум, предлагают внести правки и доработать.

Может, это нужно было гражданам пассажирам? Кто-нибудь всерьез в это может поверить?

Очевидно, что ни о какой заботе о пользователях услуги в данном случае речи не идет. Трудно представить себе среднестатистического пассажира такси, простого гражданина России, который из патриотических побуждений отказывается ехать на Форде или БМВ, выбирая Гранту.

Новый федеральный закон о легковом такси и его последствия

Государственная Дума делает вид, что спасает отечественный автопром. Делает это топорными методами, которым просто нет аналогов в других отраслях. Очевидно, что ни к чему хорошему это не приведет.

Даже с экономической точки зрения, содержание Лады Весты или Москвича невыгодно автопаркам. Например, стоимость ТО Kia Rio с пробегом свыше трехсот тысяч километров в год — порядка 28 000 рублей. А вот «Москвич 3» даже с пробегом до пятидесяти тысяч км уже тянет на 35 000 рублей в год. На LADA Granta это удовольствие будет стоить — 59 000 рублей при семидесяти пяти тысячах км в год.

Аналитический центр при правительстве России рисует крайне негативную картину: если новый закон о такси вступит в силу в нынешней редакции, отрасль может лишиться до 507 тыс. водителей, или около 51% от общего числа.

В исследовании аналитической группы можно найти такие сведения:

  • новые автомобили, соответствующие закону, стоят в среднем в 2,1 раза дороже подержанных (1,73 млн против 840 тыс. руб.);
  • частично занятые водители на личных авто должны будут потратить на замену одной машины до 470,9 тыс. руб., а срок окупаемости такого действия — от 16 лет без учета роста тарифов;
  • выпадающие доходы водителей при приведении парка в соответствие новым требованиям составят до 289 млрд руб;
  • из отрасли могут уйти до 89,5% водителей с частичной занятостью на собственных авто.

Этот закон про такси уведет отрасль в «серую» зону! В этом мало кто сомневается. Не всю отрасль, конечно, но очень многих частников и самозанятых. Это прямой возврат в прошлый век, в 90-е, к временам «бомбил».

Основным инструментом обновления автопарка легкового такси является лизинг, но данный продукт недоступен физическим лицам (самозанятым). Водители, занимающиеся подработкой на личных авто, окончательно теряют смысл легализовываться в отрасли.

Если реально оценить закон о иномарках в такси, можно понять — в конечном итоге пострадают пассажиры, любители «прокатиться с ветерком» и граждане, которым недоступен общественный транспорт.

Когда автопарки пересядут на более дорогие в обслуживании Лады и Москвичи, вырастут цены. Если «бомбилы» уйдут в чаты и перестанут регистрироваться, снизится безопасность перевозок. Уход частично занятых водителей в виде самозанятых создаст дефицит, который также приведет к росту стоимости одной поездки.

А что с теми, кто привык кататься по тарифам «Комфорт» и «Бизнес»? Какой из «локализованных» автомобилей обеспечит нужный уровень комфорта? Новый закон про такси и запрет иностранных машин не отвечает на эти вопросы.

-2

А есть ли альтернатива?

Многие считают, что в России отрасль такси и без этого через чур зарегулирована. Новый закон о такси с 1 марта 2026 года еще более усложняет деятельность, а также перегрузит действующую административную систему регулирования такси, кратно увеличив теневой сектор.

Но даже если думать в узких рамках подобной инициативы, эксперты, представители бизнеса и политические деятели предлагали разумные альтернативные решения.

Не обязательно было выдумывать новый закон о машинах в такси, достаточно было Постановления Правительства. В нем перечислить конкретные модели, которые можно использовать в сфере такси. И такой перечень всегда можно было бы оперативно изменять.

Стоило продумать экономические меры, которые позволили бы автопаркам приобретать отечественные машины (локализованные) с существенной скидкой. И тогда бизнес сам пришел бы к местным автопроизводителям, видя в этом выгоду.

Можно было ввести дифференцируемый подход к регистрации перевозчиков, опираясь на степень локализации машины. В этом случае, многие водители, которые планируют купить машину для подработки в такси, выбрали бы отечественное авто по причине более простой процедуры.

Основной посыл большинства экспертов: нужно стимулировать желание покупать российские автомобили, а не искусственно вводить запреты на использование машин иностранного производства.

Существует версия, что рынок такси пока спасет старая российская особенность: наличие строгих законов уравновешивается необязательностью их исполнения. Закон о такси 580-ФЗ сделал обязательными медосмотры и техосмотры, но абсолютное большинство таксистов их не проходит.

-3

Подписывайтесь на наш Telegram. Еще больше полезного контента. Поможем найти ответ на любой вопрос.