Чиновники подготовили законопроект, предусматривающий трёхкратное увеличение штрафов за парковку на тротуаре. По их мнению, действующие санкции больше не выполняют сдерживающую функцию — нарушителям выгоднее оплатить штраф, чем оставить машину на платной стоянке в центре столицы. Что об этом говорят эксперты и существуют ли альтернативные способы борьбы с тротуарными нарушениями?
Почему депутаты хотят повысить штрафы?
С инициативой выступили депутаты от ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким. Они внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий значительное увеличение штрафов за парковку на тротуарах. В регионах штрафы могут вырасти с 1 000 до 3 000 рублей, а в Москве и Петербурге — с 3 000 до 5 000 рублей. За повторное нарушение предлагается штрафовать на сумму до 5 000 рублей в регионах и до 7 500 рублей в Москве и Северной столице.
Инициаторы законопроекта отмечают, что действующие штрафы установили 14 лет назад, и сегодня они утратили свою эффективность. По их мнению, владельцы дорогих автомобилей нередко игнорируют правила, так как размер штрафа для них незначителен и зачастую оказывается ниже стоимости двух часов парковки в центре города.
Депутаты также подчеркивают, что автомобили часто оставляют у подъездов, на газонах и даже на детских площадках. Это вынуждает пешеходов, включая пожилых людей и родителей с колясками, обходить припаркованные машины по проезжей части.
Чиновники признают, что парковочных мест в городах не хватает. В связи с этим они намерены обратиться к властям с просьбой рассмотреть возможность создания дополнительных парковок вблизи жилых домов и социальных учреждений. Однако конкретные механизмы решения проблемы пока не озвучены.
В оправдание водителей
В социальных сетях регулярно появляются призывы ужесточить наказание за стоянку в пешеходных зонах. Однако автоэксперт Григорий Шухман резонно указывает на причины нарушений:
- В Москве постепенно исчезают привычные места для стоянки: вместо них появляются пешеходные зоны.
- Всё чаще на улицах устанавливаются запреты на остановку и парковку.
- Набирает популярность концепция «дворы без автомобилей».
Таким образом, у водителей остаётся всё меньше вариантов для законной парковки.
Также Шухман подчёркивает: во многих случаях тротуары настолько широки, что припаркованные у их края машины не мешают прохожим. Но с точки зрения закона стоянка на таких участках всё равно считается нарушением.
Автоэксперт Пётр Шкуматов добавляет, что водителей порой наказывают не за реальное создание помех, а из-за юридических формальностей. В пример он приводит площадки рядом с магазинами, где обычно оставляют машины. По документам это может считаться тротуаром — и за стоянку на таком участке водитель получает штраф.
По словам Шкуматова, количество автомобилей стремительно растёт, а число стояночных мест — нет, особенно в новых жилых массивах на окраинах. Он также обращает внимание на странное соотношение размеров штрафов за разные правонарушения. К примеру, за проезд по тротуару водитель заплатит 2 000 рублей, а за стоянку — уже 3 000. Получается, с введением новых штрафов ехать по тротуару будет менее затратно, чем просто оставить на нём машину. Такая ситуация кажется нелогичной.
Как бороться с парковкой на тротуарах: мнение экспертов
Лидер рабочей группы ОНФ «За права автомобилистов» Пётр Шкуматов уверен: одними штрафами проблему не решить. По его мнению, нужен комплексный подход, включающий:
- Юридическое определение понятия «тротуар»;
- Создание новых парковочных мест.
Автоэксперт Григорий Шухман придерживается аналогичного мнения: сначала — обеспечить достаточное количество стоянок, и только после этого ужесточать меры наказания для тех, кто продолжает игнорировать правила. В качестве эффективной меры борьбы с несанкционированной парковкой он приводит установку ограничительных столбиков по краям тротуаров.
Оба эксперта сходятся во мнении, что увеличение штрафов вряд ли решит проблему, а инициатива депутатов, скорее всего, не будет поддержана.
А как вы считаете — стоит ли повышать штрафы за парковку на тротуарах?