С 1 марта 2026 года в России вступает в силу закон, запрещающий использование нелокализованных автомобилей для работы в такси. Новый порядок требует, чтобы все таксисты и таксопарки использовали только машины отечественного производства с уровнем локализации выше 3,2 тыс. баллов по аналогии с госзакупками. Этот шаг вызвал волну критики со стороны бизнеса и экспертов, которые предупреждают о последствиях для рынка перевозок.
Какие автомобили попадают под запрет?
Под действие закона попадают все иномарки, не соответствующие новым требованиям локализации. В список разрешенных машин вошли автомобили российских брендов и совместных предприятий, таких как Chery (под брендом Tenet), Exeed, "Москвич", Evolute, Omoda, Jetour, Kaiyi, BAIC и другие, выпускаемые на заводах, работающих по специнвестконтрактам (СПИК) до 1 марта 2025 года.
С 2033 года доступ в реестр такси будет зависеть исключительно от количества набранных баллов за локализацию или решений правительства относительно новых СПИК.
Особые условия сохранятся для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах применение новых правил начнется позже - соответственно в 2028 и 2031 году.
Бизнес остался без внимания
Законопроект столкнулся с жёсткой критикой со стороны представителей таксомоторной отрасли. Предложения по корректировке документа, в том числе от правительства, были проигнорированы комитетом Госдумы. Особенно остро перевозчики восприняли введение балльной системы, которая, по их мнению, неуместна в коммерческом секторе.
"Отрасль крайне удивлена столь внезапным принятием закона в такой редакции. Мы неоднократно указывали на юридическую некорректность применения балльной системы к такси", - отметила исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская.
НСТ предлагал убрать баллы, вывести самозанятых водителей из-под новых требований, передать регионам право регулирования вопроса и обеспечить господдержку. Однако ни одно из предложений не было учтено.
Рынок такси ожидает серьезные изменения
Аналитический центр при Правительстве РФ спрогнозировал, что до 507 тысяч таксистов могут покинуть отрасль из-за невозможности обновления парка. Для полной замены потребуется около 289 млрд рублей. При этом средняя стоимость нового автомобиля, подходящего под требования, в 2,1 раза выше цены подержанного авто.
"Дефицит водителей уже ощущается, а новые правила лишь усугубят ситуацию. Это приведет к росту цен на такси и увеличению времени ожидания", - заявила Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.
По её словам, волна подорожания достигнет агрегаторов с весны 2026 года. Особенно заметно это будет в Москве, где таксопарки чаще обновляют автопарк.
Угроза безопасности и качества услуг
Эксперты также обеспокоены снижением уровня безопасности и комфорта. Андрей Попков, зампредседателя профсоюза "Таксист", заявил, что новые требования могут привести к использованию морально устаревших автомобилей, не соответствующих современным стандартам.
"Автомобили, подходящие под новые правила, уступают по надежности и безопасности. Необходимо создавать действительно удобные и безопасные машины для перевозки пассажиров", - подчеркнул он.
Реакция участников рынка
Представители таксомоторных агрегаторов также критически оценили изменения. В компании "Максим" отметили, что закон может стимулировать развитие теневого рынка и банкротство компаний. Также указывается на несоответствие экономической модели частных водителей новым нормам.
"Личные автомобили не должны быть в зоне действия этого закона. Большинство водителей используют машину в первую очередь для семейных нужд, а лизинг для физлиц недоступен", - заявили в пресс-службе агрегатора.
Управляющий директор сервисов "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Дмитрий Коваленко отметил, что переход на отечественные авто будет медленным. По его словам, водители и пассажиры предпочитают более современные и комфортные машины.
"Старые автомобили останутся в строю, агрегаторы будут расширять классификаторы, чтобы соответствовать спросу", - добавил он.
Минфин и автопроизводители пока молчат
Представители Минфина и отечественных автозаводов пока не прокомментировали вопросы, связанные с локализацией автомобилей для такси. Между тем, эксперты продолжают призывать к пересмотру положений закона, чтобы избежать массового ухода игроков с рынка и ухудшения качества услуг для населения.