В физике есть закон сохранения энергии. В медиации есть его аналог: энергия конфликта никуда не исчезает – она трансформируется. И как любой другой вид энергии, она может как разрушать, так и созидать, выводить на новый уровень (бизнес, доверие, отношения, здоровье и жизнь). Это фундаментальное правило, которое работает как в квантовой физике, так и в человеческих отношениях. Но что если пойти дальше и рассмотреть сам конфликт как энергию?
Энергия – это то что приводит в действие, если следовать определению древних греков. Даже в повседневной жизни мы используем это слово, чтобы описать движение, побуждение к какому-то действию или отсутствие этого движения. “Нужно подзарядиться энергией” или “Куда девается вся энергия?” – говорим мы, когда накрывает усталость и теряется мотивация что-либо делать. Когда мы оказываемся в конфликте, он тоже побуждает нас к каким-то действиям, попыткам решить проблему, уйти от нее, разрушить то, что создает проблему или перейти в состояние беспомощности.
Если мы начинаем думать о конфликте как об энергии, открывается совершенно новое измерение в понимании человеческих взаимоотношений. Представьте себе: каждый из нас – носитель определенного энергетического потенциала (взгляда, идеи, подхода, мнения и пр.). Когда эти потенциалы сталкиваются, возникает напряжение, своего рода “энергетический всплеск”. Причем конфликт не обязательно должен быть на повышенных тонах и с рукоприкладством, чтобы привести к негативным последствиям. Даже обычный спор на планерке, совещании, видеоконференции или переговорах может нести в себе большой разрушительный потенциал. И чем важнее для нас отстаиваемая позиция, тем мощнее становится это напряжение. Именно важность позиции в конфликте имеет первоочередное значение.
Интересно проследить, как эта энергия проявляется в повседневной жизни. Возьмем, к примеру, рабочую ситуацию: в команде разработчиков между двумя ведущими специалистами возникает противостояние по поводу выбора технологии для нового проекта. Их противостояние создает определенное напряжение в коллективе – это и есть та самая энергия конфликта, которую чувствуют все в команде и в поле которой так неприятно находиться. Это похоже на радиоактивное излучение – невидимое глазу, но оказывающее мощное влияние на окружающую среду. И чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем сильнее он ощущает воздействие конфликта.
Когда я начала работать медиатором, то не могла проводить больше одной сессии в день. Конфликт клиентов так сильно затягивал меня, что мысли о переговорах не покидали даже по ночам. Мощное поле чужого конфликта “высасывало” все силы как “чёрная дыра”, пока я не научилась эту энергию трансформировать и не присоединяться к чужим целям и переживаниям.
В бизнесе особенно заметно, что правильно управляемая энергия конфликта и столкновения разных взглядов может стать катализатором инноваций и творческого подхода. Только как это сделать? Здесь мы вновь обратимся к закону сохранения энергии: она не создается и не исчезает, а только преобразуется из одной формы в другую. То же самое справедливо и для энергии конфликта: её нельзя просто “погасить” или “подавить” – её нужно научиться трансформировать из деструктивной в конструктивную.
В примере с разработчиками, вместо того чтобы подавлять возникшее противоречие, мудрый руководитель направит эту энергию в конструктивное русло: например, организует мастер-майнд для команд, использующих разные технологии, для нахождения творческих решений интеграции разных взглядов и подходов.
Но далеко не всегда в конфликте мы можем увидеть те самые творческие решения. И в этой связи мне очень нравится фраза, которую приписывают Альберту Эйнштейну: “Мы не можем решить проблему на том уровне мышления, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень”. Это означает, что для эффективного разрешения конфликта необходимо изменить свое восприятие ситуации, посмотреть на нее «сверху», с уровня надсистемы.
Здесь возникает вопрос, что нам поможет выйти на этот «следующий уровень» - на уровень надсистемы, - где энергия конфликта будет преобразовываться в энергию достижения общих целей, и сторонам конфликта откроется совершенно другое восприятие ситуации и способов её разрешения? А тут нам даже не нужно ничего изобретать. Всё уже есть в живой природе.
Возьмем пример “муравьиного плота”: отдельно взятый муравей, попав в воду в затопленном лесу, быстро погибнет. Однако, сцепившись мощными челюстями с другими муравьями, они формируют новую сущность — муравьиный плот, обладающую иными свойствами. Эта надсистема способна держаться на поверхности воды несколько недель, перенося весь муравейник в безопасное место.
Надсистема способствует созданию новых приспособительных качеств у входящих в неё подсистем. Надсистемы, созданные вокруг здоровых целей, способны оздоравливать входящие в них подсистемы. ИсЦЕЛяет здоровая ЦЕЛЬ.
В медиации мы рассматриваем конфликтующие стороны как отдельные функциональные подсистемы (“я-уровень” / аналог нашего муравья из примера выше). На уровне подсистем они не видят решения и поэтому обращаются за помощью к медиатору. Медиатор за счёт общей здоровой цели процедуры медиации (например, “конструктивный диалог”, “благополучие”) помогает сторонам объединиться в надсистему (“мы-уровень”, аналог “муравьиного плота”).
Создание такой надсистемы позволяет участникам конфликта выйти на новый уровень взаимодействия, оздоровить свои взаимоотношения и увидеть те решения, которые не были видны с уровня их подсистем. Ведь их совместная с медиатором надсистема обладает более сложными качествами, чем каждый из них по отдельности.
Таким образом для трансформации деструктивной энергии конфликта в конструктивную нам нужно развивать навыки работы с целями и создания вокруг здоровых целей здоровых надсистем, на которых будут открываться новые творческие варианты разрешения конфликтных ситуаций.
В нашей EMPAT Mediation School мы называем это целеориентированным подходом, когда медиатор при взаимодействии со сторонами стремится перефокусировать их внимание с проблемы, сиюминутных потребностей и интересов на конечную цель, видение желаемого результата в будущем. И это не просто красивая теория – за этим подходом стоят серьёзные научные исследования в области биокибернетики и теории функциональных (живых) систем[1].
Современная наука убедительно доказывает: именно цель, а не только потребности и интересы, определяют качество нашей жизни. Цель согласно теории функциональных (живых) систем является системообразующим фактором. Наша цель в будущем, а не причина в прошлом определяет наше восприятие текущей реальности, наше эмоциональное состояние, наше прошлое (воспоминания) и будущее (видение желаемого результата). Цель в будущем может сильно трансформировать наши текущие интересы и потребности. Например, моя потребность - поесть, мой интерес - поесть в хорошей кондитерской. Но если я вовремя вспомню о моей цели - сбросить к отпуску 10 кг, мои потребности и цели могут сильно трансформироваться.
Так же и в конфликте. Если медиатор будет постоянно работать только на уровне индивидуальных потребностей и интересов и искать их пересечение, есть риск того, что важность этих самых потребностей и интересов будет только усиливаться, а напряжение возрастать. Однако, если перенаправить внимание сторон на видение их желаемого результата в будущем, велика вероятность того, что важность сиюминутных интересов и потребностей снизится сама собой, а значит спадёт напряжение (борьбы, нападения и защиты) и освободится энергия для творческих и здоровых решений.
Кейс-пример:
У партнёра А есть потребность в выживании, ему интересно при “разводе” с партнёром Б забрать 100% бизнеса себе, а другому выплатить стоимость его доли на основании данных бухгалтерской отчётности. Он уверен, что партнёр Б ничего хорошего не дал бизнесу, всё всегда делал он, партнёр А. Ведь именно для него важно качество и профессионализм в работе (ценность).
У партнёра Б есть потребность в признании и уважении, ему интересно, чтобы партнёр А признал его ценный вклад в развитие компании и заплатил цену доли на основании данных управленческой отчётности (Х2 по отношению к бухгалтерской). Ведь он уверен, что делал всё, что было в его силах и постоянно внедрял в работу то, что узнавал на всех своих программах обучения. Ведь постоянное развитие для него очень важно (ценность).
Потребности разные, интересы и ценности - тоже. Напряжение зашкаливает. Как же помочь партнёрам найти оптимальное решение? Через общую здоровую цель. Это реальный кейс. И в этом кейсе именно общая здоровая цель - “сохранить репутацию в общем бизнес-сообществе” помогла партнёрам найти оптимальное решение по цене доли и, невзирая на разные потребности, интересы и ценности, сохранить дружеские отношения.
Работа медиатора в цель-ориентированном подходе – это настоящее искусство трансформации энергии конфликта из деструктивной в конструктивную через цель в будущем. Таким образом, медиатор работает с целями на 4-х основных уровнях:
(1) Индивидуальные цели самого медиатора (ведь они тоже могут сильно влиять на поле коммуникации в конфликте),
(2) Создание надсистемы через введение метацели процедуры медиации (например, “конструктивный диалог”) и правил коммуникации,
(3) Работа с индивидуальными целями сторон,
(4) Работа с общими целями сторон (причем, как на пересечении личных целей сторон, так и включающие эти цели полностью).
Таким образом, целеориентированный подход в медиации – это не просто концепция, а настоящий ключ к преобразованию энергии конфликтов в созидательную силу, способную вывести отношения на новый, более высокий уровень развития. И, возможно, главный урок здесь заключается в том, что вместо того чтобы бояться конфликтов или пытаться их избежать, мы можем научиться видеть в них не проблему, а возможность. Конфликты – естественная часть жизни, которая может стать мощным источником развития и роста. Особенно для собственников бизнеса, руководителей и их бизнес-команд.
В этом новом подходе кроется ключ к более эффективному управлению не только конфликтами, но и собственной жизнью – умение направлять энергию в конструктивное русло, превращая вызовы в возможности для нахождения оптимальных способов достижения самых важных жизненных целей - качественная жизнь, здоровье и благополучие.
Сорокина Анна,
юрист, психолог, медиатор, основатель EMPAT Mediation School на базе программы проф, переподготовки “Бизнес-медиация” в НИУ ВШЭ, руководитель Центра медиации при РСПП до сентября 2022 г., в наст. время представитель Центра медиации при РСПП в Европейском Союзе
[1] Основоположником биокибернетики и теории функциональных (живых) систем является советский физиолог, академик АН и АМН СССР П.К. Анохин. Этот подход развивали последователи и ученики Анохина: К.В. Судаков, Ю.И. Александров