Вы когда-нибудь слышали, как звукоинженеры жалуются, что микс звучит «мутно»? К счастью, это замечание не имеет ничего общего с настоящей грязью. Мутность в миксе может означать многое, но чаще всего она связана с так называемым частотным маскированием.
Частотное маскирование в аудио — довольно распространённая проблема, с которой сталкиваются даже самые опытные звукоинженеры. Ниже мы разберём, что это за явление, и поделимся несколькими стратегиями, которые помогут вам справиться с такими трудностями.
Что такое частотное маскирование?
Когда два звука занимают один и тот же частотный диапазон в композиции, они могут заглушать друг друга, снижая чёткость звучания — это явление и называется частотным маскированием. Это не означает, что все звуки, находящиеся в одном частотном диапазоне, обязательно конкурируют между собой; частотное маскирование обычно относится к проблемному, нежелательному конфликту схожих частот.
Хотя частотное маскирование встречается довольно часто, его можно избежать, если у вас натренирован слух, а также устранить с помощью таких инструментов, как эквализация — подробнее об этом ниже.
Как звучит частотное маскирование?
Звук частотного маскирования может варьироваться в зависимости от того, в какой части частотного спектра возникает проблема. Возможно, лучший способ понять, как звучит маскирование — это взять два инструмента с очень похожим звучанием и наложить их друг на друга. Обратите внимание: вы всё ещё можете слышать оба звука, но детали в каждом из них теряются.
Другие звукоинженеры могут описывать маскирование как нечёткость, мутность или даже гулкость — в зависимости от того, где именно в спектре возникает конфликт.
Где маскирование наиболее распространено в частотном спектре?
Частотное маскирование чаще всего возникает в нижней и средней части частотного спектра, поскольку эти плотные, длинные звуковые волны занимают много пространства. По этой причине звуки низких частот часто помещаются в центр микса, без панорамирования, или с минимальными эффектами, такими как эквализация и некоторые виды компрессии.
Типичные случаи звукового маскирования, на которые стоит обратить внимание
Чтобы избавиться от звукового маскирования, нужно знать, на что именно обращать внимание. Вот несколько часто встречающихся сочетаний звуковых конфликтов, с которыми вы наверняка столкнётесь при создании сессии:
Бочка и бас
Бочка и бас — два из самых важных элементов нижней части частотного спектра. Исходя из этого, эти два элемента обязательно будут конкурировать друг с другом. Часто применяются такие техники, как сайдчейн-компрессия и динамическая эквализация, чтобы сбалансировать их взаимодействие.
Гитара и пианино
Будь то аккорды или ведущие линии, эти инструменты могут быстро «заглушать» друг друга, если не позаботиться о правильном размещении в среднем частотном диапазоне.
Вокал и гитара
Неудивительно, что мелодический инструмент — гитара — часто конкурирует с вокалом, так как оба занимают в основном среднюю часть частотного спектра.
Синтезаторы и пэды
Эти широкополосные звуки обычно располагаются в среднем частотном диапазоне. Именно поэтому синтезаторы и пэды могут легко конкурировать с многими другими звуками в вашей сессии.
7 стратегий, чтобы устранить частотное маскирование в вашей музыке
Маскирование происходит по всему частотному спектру, что затрудняет создание настоящего пространства в ваших произведениях. Вот несколько стратегий, которые помогут устранить частотное маскирование в ваших сессиях:
Осознанное производство
Самый эффективный способ предотвратить проблемы с частотным маскированием — это предотвратить наложение частот до того, как они станут проблемой. Найдите время, чтобы изучить общий частотный диапазон каждого инструмента и звука, чтобы быть лучше подготовленным к созданию сбалансированного микса.
Вы также можете использовать простые стратегии, такие как изоляция или временное отключение отдельных треков, чтобы выявить источник мутности или частотного маскирования. После этого вы сможете принять обоснованное решение, искать ли другой звук или же настроить конкурирующие треки с помощью следующих методов обработки, чтобы создать пространство и чёткость по мере необходимости
Динамическая эквализация
Динамическая эквализация уникальна тем, что она реактивна. В то время как традиционный эквалайзер — это «настроил и забыл» (то есть он оказывает одинаковое влияние на протяжении всей композиции), динамическая эквализация может изменяться в зависимости от параметров окружающей среды.
Например, вы можете настроить динамическую эквализацию так, чтобы она вырезала лишние басовые частоты, освобождая место для бочки, но только когда барабан звучит, чтобы не «поглотить» бас полностью.
Также можно повысить определённые частоты, когда они теряются в миксе, хотя это обычно касается высоких частот, а не низких, если это необходимо. Принцип спектрального маскирования означает, что мы скорее «тонем» в низких частотах, чем в высоких, поэтому сначала работайте с частотным маскированием на низах и посмотрите, как далеко вам удастся продвинуться.
Сайдчейн-компрессия
Сайдчейн-компрессия — это техника, при которой один сигнал сжимается в зависимости от триггера другого. Например, предположим, что ваша бочка и бас-гитара занимают одинаковые частоты. Вы можете настроить сайдчейн-компрессию для баса, чтобы он сжался каждый раз, когда звучит бочка. Таким образом, каждый раз, когда появляется бочка, бас сжимается, освобождая пространство для барабана.
Частотное вырезание
Иногда, когда все инструменты звучат одновременно, трудно понять, какие частоты загрязняют общий звук. Возможно, есть области с лишней резонансностью или проблемные частоты, которые приводят к частотному маскированию. Чтобы начать, постарайтесь как можно точнее определить диапазон, в котором возникают проблемы с маскированием.
Затем изолируйте треки один за другим, чтобы сузить, какой именно трек или треки создают некачественное звучание. Вы можете использовать резкий фильтр Q, чтобы прослушать и выявить проблемные частоты, затем уменьшить их громкость и влияние. Обратите внимание, что если вам нужно вырезать частоты на уровне более 3 децибел, возможно, стоит пересмотреть сам звук.
Панорамирование
Распределение вашего микса по различным точкам стереофонического поля может помочь вам найти недостающие пространства и повысить чёткость в сессии. Лучше всего сосредоточиться на распределении высоких частот, так как низкие частоты могут быстро замутить широкий диапазон вашего стереофонического поля.
Фильтры верхних и нижних частот
Один из самых простых способов создать пространство в вашем миксе — эффективно использовать фильтры верхних и нижних частот. Фильтр верхних частот используется для вырезания низких частот, а фильтр нижних частот — для вырезания высоких частот.
Вы будете удивлены, но такие инструменты, как хэт, могут содержать удивительное количество низких частот, которые можно быстро уменьшить с помощью фильтра верхних частот. Точно так же, возможно, ваш бас содержит ненужные средние и высокие частоты, которые можно настроить с помощью фильтра нижних частот.
Создание Баланса
Помните, что громкость также является важным инструментом при создании сбалансированного и чистого микса. Вы всё равно должны сосредоточиться на вырезании ненужных частот, чтобы избежать частотного маскирования, но не забывайте экспериментировать с уровнем самих сигналов. Мы часто забываем, что уровни сигналов являются неотъемлемой частью составления микса.
Часто задаваемые вопросы о частотном маскировании
Готовы устранить маскирование в вашем миксе? Используйте эти часто задаваемые вопросы и ответы, чтобы расширить свои знания:
Почему частотное маскирование — это плохо?
Частотное маскирование нежелательно, потому что оно приводит к потере чёткости и профессионального звучания микса. Эта проблема достаточно распространена, но есть несколько предотвращаемых стратегий и практических решений для её устранения или, желательно, полного избегания.
Что такое пример маскирующего эффекта?
Маскирующий эффект часто возникает, когда бас и бочка перекрываются в миксе, создавая мутный звук. Вам может быть трудно услышать средние или высокие частоты в треке или ощущение, что звук не имеет профессиональной чёткости.
Что такое маскирование в музыке?
Маскирование происходит, когда один и тот же частотный диапазон занимают два или более трека. Это может привести к тому, что микс будет звучать затуманено и, возможно, «мутно».
Как предотвратить частотное маскирование?
Вы можете предотвратить частотное маскирование, понимая, где частоты перекрываются, и соответствующим образом формируя ваш микс. К счастью, существует множество инструментов, как описано в этой статье, которые помогут уменьшить частотное перекрытие, даже если оно уже присутствует в вашем миксе.
Путь к финальному миксу может быть довольно трудным процессом. Не отчаивайтесь, работая над устранением частотного маскирования из вашей сессии — эта проблема естественно встречается, но, тем не менее, чем больше вы сводите, тем лучше будете распознавать и манипулировать частотами в свою пользу. Наслаждайтесь процессом, проверяя эти спасительные стратегии!
сведение / мастеринг
https://t.me/maksablesound
https://vk.com/maksablesound