Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Просто букет? Просто миф? Просто портрет? Нет! Найдите скрытые смыслы.

Где: “Центр Искусств. Москва” на территории Храма Христа Спасителя

Адрес: улица Волхонка, 15

До: 31 августа 2025

Ян Велленс де Кок 1475/1480-1527/1528 Христос в Галилейском море
Ян Велленс де Кок 1475/1480-1527/1528 Христос в Галилейском море

“Центр Искусств. Москва” представляет камерную выставку “Скрытые смыслы”, посвященную искусству Северного Возрождения, антверпенскому маньеризму и барокко.

Ян Брейгель Младший 1601-1678 Ян Ван Бален 1611-1654 Явление Христа Марии Магдалине (Христос-Садовник), вторая половина 1640-х гг
Ян Брейгель Младший 1601-1678 Ян Ван Бален 1611-1654 Явление Христа Марии Магдалине (Христос-Садовник), вторая половина 1640-х гг

Зрители увидят работы “старых мастеров”: Яна Брейгеля Младшего, Иеронима Франкена Младшего, Класа Моленара, Яна Корнелизона Вермеена, Себастьяна Вранкса, Гейсбрехта Лейтенса и других. Термин “старые мастера” относится к художникам, работавшим в Западной Европе с XV до конца XVII века.

Хендрик Мартенс Сорг. Около 1610-1670 Крестьянское хозяйство, конец 1630-1640-е гг
Хендрик Мартенс Сорг. Около 1610-1670 Крестьянское хозяйство, конец 1630-1640-е гг

На территории современных Бельгии и Нидерландов в XV веке возникла новая живопись, она изображала то, что раньше не изображалось, новой была техника масляной живописи на досках.

Фламандская школа Воскресение Христа XVII в
Фламандская школа Воскресение Христа XVII в

Возможность использовать масло в качестве связующего элемента для пигментов описывается уже в трактате пресвитера Теофила «О различных искусствах», написанном в начале XII века. Тем не менее эта техника не давала тех эффектов, которые мы ценим в живописи XV-XVII веков. Это возможности многослойного письма, которые были очень ограничены у яичной темперы, где слои в основном накладываются поверх друг друга или рядом, и визуально друг с другом не взаимодействуют. В масляной живописи благодаря прозрачности отдельных слоев, они могут просвечивать друг сквозь друга, и таким образом зрительно взаимодействовать.

Давид Тенирс Младший После полудня, конец XVII в
Давид Тенирс Младший После полудня, конец XVII в

Оказалось, что в живописи есть эффекты, которые выходят за пределы возможностей всех остальных искусств, и в первую очередь это эффекты света. У Давида Тенирса Младшего мы видим, что свет по-разному ложится на землю и на архитектурные поверхности. Но самое удивительное - это ощущение прозрачной освещенности, которое возникает на картине.

Альбрехт Баутс 1451/1454 -1549 Триптих
Альбрехт Баутс 1451/1454 -1549 Триптих

Масляная живопись научилась воссоздавать эффекты, которые раньше были свойственны другим техникам. Работа Альбрехта Баутса демонстрирует, что масляная живопись теперь имитирует всё: архитектуру и скульптуру, которые кажутся осязаемыми, драгоценные камни и ткани.

Заказчики, которые далеко не всегда в те времена могли совершить паломничество к святым местам, просили художников изобразить Голгофу, чтобы созерцая её, можно было совершать внутреннее паломничество. Живописный молельный образ давал возможность живого диалога с Христом, Богоматерью и святыми, служил напоминанием о евангельских событиях, заставляя их длиться вечно, повторяться снова, происходить здесь и сейчас, служил напоминанием о необходимости благочестивого поведения. В триптихе Баутса соединены две кульминационные точки земной жизни Богородицы и в то же время два события, изменивших историю всего человечества: левая и правая створки – это Благовещение, а центральная часть триптиха посвящена крестным мукам Иисуса. Слева архангел Гавриил говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк 1:28). Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1:30-33). Услышав обетование архангела Гавриила, Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). На это посланник Божий ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Справа в открытое окно влетает голубь, это изображение Святого Духа. В этой работе чувствуется удивительное безмолвие и безвременье. Все замерло: замерла Дева Мария, со смирением принимая слова архангела, замер голубь в полете, замерла Мария у ног распятого Христа.

Питер ван Норт 1622-1672 Пишущий юноша (апостол Иоанн Евангелист), 1640-е гг
Питер ван Норт 1622-1672 Пишущий юноша (апостол Иоанн Евангелист), 1640-е гг

Это картины, которые требуют от нас созерцания, размышления и вдумчивости, попытки интерпретации, анализа, поиска скрытых смыслов. Наверное, лучше всего на выставке эту мысль иллюстрирует портрет «Пишущего юноши» голландского художника Питера ван Норта. Искусствоведы считают, что это образ апостола Иоанна Евангелиста, а в самом портрете заключена идея духовного прозрения.

Мастер Святой крови Святое Семейство, 1510-1520-е гг
Мастер Святой крови Святое Семейство, 1510-1520-е гг

Мастер Святой Крови работал в Брюгге в начале XVI века, о его жизни мало что известно. Имя дано художнику в честь работы в Музее Святой Крови при одноименной базилике в Брюгге. Богородица в руках держит яблоко. В западной культуре сложилась традиция представлять в качестве плода древа познания добра и зла яблоко. Произошло это, возможно, из-за сближения двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло). Богоматерь с яблоком – это образ “второй Евы”, которая поможет искуплению рода человеческого от греха прародителей. Фонтан на заднем плане – символ живительной силы христианской веры, церковь – духовного возвышения над мирской суетой, а скала – непоколебимой тверди христианства.

Мастер портретов принцев Мадонна с Младенцем, 1490-е гг
Мастер портретов принцев Мадонна с Младенцем, 1490-е гг

Мастер портретов принцев — неизвестный по имени художник первой половины XVI столетия, живший и работавший во Фландрии. В некоторых текстах на русском языке такое название является калькой с английского (Master of the Portraits of Princes), хотя персонажи портретов этого художника не являются принцами в русской терминологии. Мастер изображает Младенца с коралловыми бусами на груди, это символ будущих страданий Христа, крови, которая будет пролита на кресте.

Ян Корнелизон Вермеен, около 1500-1599 Портрет дворянина с бородой (Портрет Давида Йориса) , 33 лет
Ян Корнелизон Вермеен, около 1500-1599 Портрет дворянина с бородой (Портрет Давида Йориса) , 33 лет

Всплеск интереса к портрету в позднем Средневековье и раннем Ренессансе заставил художников экспериментировать и с фоном – вместе с человеком на картине стали появляться предметы, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Возник особый жанр аллегорического изображения предметов – жанр vanitas, получивший свое название от латинского слова «тщетность». Выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и переводится как: «Суета сует — все суета!». Одним из главных мотивов становится череп, а основным его посланием является напоминание о тщетности бытия и неизбежности смерти.

Ян Паувел Гиллеманс Старший 1618-1675 Гирлянда фруктов
Ян Паувел Гиллеманс Старший 1618-1675 Гирлянда фруктов

Натюрморт Яна Паувела Гиллеманса Старшего – это вечная мечта человека вернуться в золотой век, счастливое и беззаботное состояние человечества, когда земля сама собой плодоносила, а людям оставалось только радоваться жизни. Дело в том, что художник изобразил плоды и цветы, которые зреют и расцветают в разное время: лимоны, сливы, виноград, дыня, вишня, апельсин. В центре композиции гранат, который является атрибутом процветания, плодородия, деторождения.

 Иероним Франкен Младший 1578-1623 Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения, начало 1620-х
Иероним Франкен Младший 1578-1623 Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения, начало 1620-х

В августе 1566 года по ряду районов Фландрии прокатилось иконоборческое восстание, массовые антикатолические беспорядки. В ходе восстания ущерб был нанесён 5500 церквям и монастырям. Если не знать этого факта, то совершенно непонятно, откуда на картине Иеронима Франкена Младшего в правой части берутся неистовые ослиноголовые существа, крушащие произведения искусства. В этой работе любовь к искусству противопоставляется её бессмысленному разрушению.

Гейсбрехт Лейтенс 1586-1643/1656 Зимний пейзаж с охотниками
Гейсбрехт Лейтенс 1586-1643/1656 Зимний пейзаж с охотниками

Невозможно представить себе искусство Северного Возрождения без зимних пейзажей.

Себастьян Вранкс 1573-1647 Зимний пейзаж с катающимися на замерзшем канале (аллегория месяцев декабря и января)
Себастьян Вранкс 1573-1647 Зимний пейзаж с катающимися на замерзшем канале (аллегория месяцев декабря и января)

Аллегории месяцев года были широко распространены со времен Питера Брейгеля Старшего. На картине Себастьяна Вранкса мужчина протягивает руку к поздравительным рождественским листам, а девочка подмышкой держит хлеб, который традиционно выпекался на Рождество.

Иоахим Патинир Отдых на пути в Египет, вторая треть XVI
Иоахим Патинир Отдых на пути в Египет, вторая треть XVI

Работу Иоахима Патинира “Отдых на пути в Египет” интересно рассмотреть с точки зрения того, что этот художник является одним из основоположников европейской пейзажной живописи. Патинир работал в жанрах евангельских историй, сцен из жизни святых и античных сюжетов, во многом он использовал сюжеты своих картин как повод для изображения грандиозных полуреальных пейзажей. В них объединены фантастические скалы и горные массивы, морские просторы, реки, леса, поля, города, дворцы и многое другое. Именно Патинир ввёл приём построения глубины изобразительного пространства чередованием трёх основных планов, или «цветовых слоёв», основанных на контрасте тёплых и холодных тонов: первого тёмно-коричневого, второго зеленоватого, и третьего, самого дальнего, светло-голубого. Этот приём стал традицией и отличительным признаком старой школы нидерландских пейзажистов.

Ян Брейгель Младший. 1601-1678 Абрахам Виллемсен. около 1605-1610-1672 Аллегория Воздуха и Огня. Венера в кузнице Вулкана, 1630-е гг
Ян Брейгель Младший. 1601-1678 Абрахам Виллемсен. около 1605-1610-1672 Аллегория Воздуха и Огня. Венера в кузнице Вулкана, 1630-е гг

Жемчужина выставки - картина фламандцев Яна Брейгеля Младшего и Абрахама Виллемсена «Венера в кузнице Вулкана. Аллегория Воздуха и Огня». Античный сюжет здесь не просто миф — это диалог стихий. Брак между богиней любви Венерой и хромоногим богом огня и ремесла Вулканом — один из самых парадоксальных союзов, объединивших два противоположных начала: неземную красоту и страсть с одной стороны, и уродство, мастерство, труд — с другой. Вулкан был покровителем кузнечного ремесла, зодчества и всех видов обработки металлов. Брак Венеры и Вулкана был решением Юпитера, т.к. богиня любви вызывала вожделение у всех богов, и чтобы предотвратить конфликты, Юпитер решил выдать её замуж. Этим браком были уравновешены красота и уродство, страсть и труд, искушение и созидание. Этот союз без любви, где оба супруга изменяли друг другу, символ столкновения противоположностей.

В этой картине, на мой взгляд, самое интересное даже не символика, а то, что Венера и Вулкан кардинально отличаются от людей, которые трудятся в кузнице у Вулкана. Люди написаны абсолютно как у Брейгеля Старшего – маленькие, с круглыми некрасивыми лицами, а рядом боги, которые противопоставлены им и одеянием, и размером, и той манерой, в которой они написаны, более изысканной, утонченной.

Клас Моленар 1626/1629-1676 Приморский пейзаж, 1657
Клас Моленар 1626/1629-1676 Приморский пейзаж, 1657

В настоящее время в Центре искусств экспонируются картины Николая и Святослава Рерихов, ученика Николая Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого и Ивана Шультце. О каждой выставке я писала отдельные статьи, можно перейти по ссылкам.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Центр_Искусств #Скрытые_смыслы #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве