Где: “Центр Искусств. Москва” на территории Храма Христа Спасителя
Адрес: улица Волхонка, 15
До: 31 августа 2025
“Центр Искусств. Москва” представляет камерную выставку “Скрытые смыслы”, посвященную искусству Северного Возрождения, антверпенскому маньеризму и барокко.
Зрители увидят работы “старых мастеров”: Яна Брейгеля Младшего, Иеронима Франкена Младшего, Класа Моленара, Яна Корнелизона Вермеена, Себастьяна Вранкса, Гейсбрехта Лейтенса и других. Термин “старые мастера” относится к художникам, работавшим в Западной Европе с XV до конца XVII века.
На территории современных Бельгии и Нидерландов в XV веке возникла новая живопись, она изображала то, что раньше не изображалось, новой была техника масляной живописи на досках.
Возможность использовать масло в качестве связующего элемента для пигментов описывается уже в трактате пресвитера Теофила «О различных искусствах», написанном в начале XII века. Тем не менее эта техника не давала тех эффектов, которые мы ценим в живописи XV-XVII веков. Это возможности многослойного письма, которые были очень ограничены у яичной темперы, где слои в основном накладываются поверх друг друга или рядом, и визуально друг с другом не взаимодействуют. В масляной живописи благодаря прозрачности отдельных слоев, они могут просвечивать друг сквозь друга, и таким образом зрительно взаимодействовать.
Оказалось, что в живописи есть эффекты, которые выходят за пределы возможностей всех остальных искусств, и в первую очередь это эффекты света. У Давида Тенирса Младшего мы видим, что свет по-разному ложится на землю и на архитектурные поверхности. Но самое удивительное - это ощущение прозрачной освещенности, которое возникает на картине.
Масляная живопись научилась воссоздавать эффекты, которые раньше были свойственны другим техникам. Работа Альбрехта Баутса демонстрирует, что масляная живопись теперь имитирует всё: архитектуру и скульптуру, которые кажутся осязаемыми, драгоценные камни и ткани.
Заказчики, которые далеко не всегда в те времена могли совершить паломничество к святым местам, просили художников изобразить Голгофу, чтобы созерцая её, можно было совершать внутреннее паломничество. Живописный молельный образ давал возможность живого диалога с Христом, Богоматерью и святыми, служил напоминанием о евангельских событиях, заставляя их длиться вечно, повторяться снова, происходить здесь и сейчас, служил напоминанием о необходимости благочестивого поведения. В триптихе Баутса соединены две кульминационные точки земной жизни Богородицы и в то же время два события, изменивших историю всего человечества: левая и правая створки – это Благовещение, а центральная часть триптиха посвящена крестным мукам Иисуса. Слева архангел Гавриил говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк 1:28). Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1:30-33). Услышав обетование архангела Гавриила, Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). На это посланник Божий ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Справа в открытое окно влетает голубь, это изображение Святого Духа. В этой работе чувствуется удивительное безмолвие и безвременье. Все замерло: замерла Дева Мария, со смирением принимая слова архангела, замер голубь в полете, замерла Мария у ног распятого Христа.
Это картины, которые требуют от нас созерцания, размышления и вдумчивости, попытки интерпретации, анализа, поиска скрытых смыслов. Наверное, лучше всего на выставке эту мысль иллюстрирует портрет «Пишущего юноши» голландского художника Питера ван Норта. Искусствоведы считают, что это образ апостола Иоанна Евангелиста, а в самом портрете заключена идея духовного прозрения.
Мастер Святой Крови работал в Брюгге в начале XVI века, о его жизни мало что известно. Имя дано художнику в честь работы в Музее Святой Крови при одноименной базилике в Брюгге. Богородица в руках держит яблоко. В западной культуре сложилась традиция представлять в качестве плода древа познания добра и зла яблоко. Произошло это, возможно, из-за сближения двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло). Богоматерь с яблоком – это образ “второй Евы”, которая поможет искуплению рода человеческого от греха прародителей. Фонтан на заднем плане – символ живительной силы христианской веры, церковь – духовного возвышения над мирской суетой, а скала – непоколебимой тверди христианства.
Мастер портретов принцев — неизвестный по имени художник первой половины XVI столетия, живший и работавший во Фландрии. В некоторых текстах на русском языке такое название является калькой с английского (Master of the Portraits of Princes), хотя персонажи портретов этого художника не являются принцами в русской терминологии. Мастер изображает Младенца с коралловыми бусами на груди, это символ будущих страданий Христа, крови, которая будет пролита на кресте.
Всплеск интереса к портрету в позднем Средневековье и раннем Ренессансе заставил художников экспериментировать и с фоном – вместе с человеком на картине стали появляться предметы, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Возник особый жанр аллегорического изображения предметов – жанр vanitas, получивший свое название от латинского слова «тщетность». Выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и переводится как: «Суета сует — все суета!». Одним из главных мотивов становится череп, а основным его посланием является напоминание о тщетности бытия и неизбежности смерти.
Натюрморт Яна Паувела Гиллеманса Старшего – это вечная мечта человека вернуться в золотой век, счастливое и беззаботное состояние человечества, когда земля сама собой плодоносила, а людям оставалось только радоваться жизни. Дело в том, что художник изобразил плоды и цветы, которые зреют и расцветают в разное время: лимоны, сливы, виноград, дыня, вишня, апельсин. В центре композиции гранат, который является атрибутом процветания, плодородия, деторождения.
В августе 1566 года по ряду районов Фландрии прокатилось иконоборческое восстание, массовые антикатолические беспорядки. В ходе восстания ущерб был нанесён 5500 церквям и монастырям. Если не знать этого факта, то совершенно непонятно, откуда на картине Иеронима Франкена Младшего в правой части берутся неистовые ослиноголовые существа, крушащие произведения искусства. В этой работе любовь к искусству противопоставляется её бессмысленному разрушению.
Невозможно представить себе искусство Северного Возрождения без зимних пейзажей.
Аллегории месяцев года были широко распространены со времен Питера Брейгеля Старшего. На картине Себастьяна Вранкса мужчина протягивает руку к поздравительным рождественским листам, а девочка подмышкой держит хлеб, который традиционно выпекался на Рождество.
Работу Иоахима Патинира “Отдых на пути в Египет” интересно рассмотреть с точки зрения того, что этот художник является одним из основоположников европейской пейзажной живописи. Патинир работал в жанрах евангельских историй, сцен из жизни святых и античных сюжетов, во многом он использовал сюжеты своих картин как повод для изображения грандиозных полуреальных пейзажей. В них объединены фантастические скалы и горные массивы, морские просторы, реки, леса, поля, города, дворцы и многое другое. Именно Патинир ввёл приём построения глубины изобразительного пространства чередованием трёх основных планов, или «цветовых слоёв», основанных на контрасте тёплых и холодных тонов: первого тёмно-коричневого, второго зеленоватого, и третьего, самого дальнего, светло-голубого. Этот приём стал традицией и отличительным признаком старой школы нидерландских пейзажистов.
Жемчужина выставки - картина фламандцев Яна Брейгеля Младшего и Абрахама Виллемсена «Венера в кузнице Вулкана. Аллегория Воздуха и Огня». Античный сюжет здесь не просто миф — это диалог стихий. Брак между богиней любви Венерой и хромоногим богом огня и ремесла Вулканом — один из самых парадоксальных союзов, объединивших два противоположных начала: неземную красоту и страсть с одной стороны, и уродство, мастерство, труд — с другой. Вулкан был покровителем кузнечного ремесла, зодчества и всех видов обработки металлов. Брак Венеры и Вулкана был решением Юпитера, т.к. богиня любви вызывала вожделение у всех богов, и чтобы предотвратить конфликты, Юпитер решил выдать её замуж. Этим браком были уравновешены красота и уродство, страсть и труд, искушение и созидание. Этот союз без любви, где оба супруга изменяли друг другу, символ столкновения противоположностей.
В этой картине, на мой взгляд, самое интересное даже не символика, а то, что Венера и Вулкан кардинально отличаются от людей, которые трудятся в кузнице у Вулкана. Люди написаны абсолютно как у Брейгеля Старшего – маленькие, с круглыми некрасивыми лицами, а рядом боги, которые противопоставлены им и одеянием, и размером, и той манерой, в которой они написаны, более изысканной, утонченной.
В настоящее время в Центре искусств экспонируются картины Николая и Святослава Рерихов, ученика Николая Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого и Ивана Шультце. О каждой выставке я писала отдельные статьи, можно перейти по ссылкам.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Центр_Искусств #Скрытые_смыслы #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве