Найти в Дзене

Поэзия на вылет: исчезновение стихов из кино, театра и музыки разрушает культурный код?

В последние десятилетия поэзия стремительно уходит из смежных искусств, превращаясь в узкоспециализированный жанр для избранных. С чем связана и чем грозит эта потеря? Множество примеров этого можно почерпнуть в позднесоветской культуре. Поэзия существовала в ней и сама по себе, и как естественная часть синтеза других искусств. Кино не боялось длинных поэтических вставок — вспомним «Маленькие трагедии» или «Собаку на сене», где стихи занимали значительное экранное время. Музыкальные комедии Гайдая и Рязанова тоже охотно включали песенные фрагменты, будь то ироничные куплеты или лирические монологи. На телевидении записывали целые поэтические фильмы-спектакли, музыкальные и немузыкальные, где актёры и профессиональные чтецы-декламаторы читали стихи в одиночку и по ролям. Театр Товстоногова, Любимова, Владимирова вообще стирал границы между поэзией и драмой — текст звучал не как украшение, а как полноправный участник действия.
Даже детская культура строилась на поэзии: Маршак, Чуковски
Оглавление

Кадр из фильма «Собака на сене» (1978), режиссёр Ян Фрид. М. Боярский исполняет песню на стихи М. Донского. Сейчас герои фильма говорили бы прозой.
Кадр из фильма «Собака на сене» (1978), режиссёр Ян Фрид. М. Боярский исполняет песню на стихи М. Донского. Сейчас герои фильма говорили бы прозой.

Поэзия как культурный клей

В последние десятилетия поэзия стремительно уходит из смежных искусств, превращаясь в узкоспециализированный жанр для избранных. С чем связана и чем грозит эта потеря?

Золотой век: когда поэзия жила во всех искусствах

Множество примеров этого можно почерпнуть в позднесоветской культуре. Поэзия существовала в ней и сама по себе, и как естественная часть синтеза других искусств. Кино не боялось длинных поэтических вставок — вспомним «Маленькие трагедии» или «Собаку на сене», где стихи занимали значительное экранное время.

Музыкальные комедии Гайдая и Рязанова тоже охотно включали песенные фрагменты, будь то ироничные куплеты или лирические монологи. На телевидении записывали целые поэтические фильмы-спектакли, музыкальные и немузыкальные, где актёры и профессиональные чтецы-декламаторы читали стихи в одиночку и по ролям.

Театр Товстоногова, Любимова, Владимирова вообще стирал границы между поэзией и драмой — текст звучал не как украшение, а как полноправный участник действия.

Даже детская культура строилась на поэзии:
Маршак, Чуковский, Барто, Заходер, Успенский специально изучали детское восприятие, чтобы их стихи запоминались и воспитывали языковое чутьё с ранних лет.

1 из 3
1 из 3

Во многом это было возможно потому, что культура создавалась для внутреннего, прежде всего русскоязычного потребителя. Поэзия могла быть сложной, метафоричной, даже заумной — её не упрощали и не изгоняли ради «мирового проката».

Поэзия в изгнании: как стихи стали «неформатом»

Ситуация изменилась, когда главным мерилом веса стал не культурный вклад, а коммерческая окупаемость. Поэзия, с её сложной языковой спецификой, плохо поддаётся адаптации и массовому потреблению. Она требует определённой подготовки.

И уже в 90-е начался процесс выдавливания стихов из смежных искусств, который шёл постепенно. В конце 2000-х «Стиляги» В. Тодоровского ещё использовали советские музыкальные хиты, но новых поэтических текстов уже не создавали — зритель должен был узнавать, а не осмыслять.

Через пару десятилетий экранизация
«Конька-горбунка» и вовсе отказалась от оригинального стихотворного текста П. Ершова, хотя все предыдущие позднесоветские адаптации бережно его сохраняли. Интересно, кстати, что от стихов при экранизации сказки отказался и А. А. Роу в 1941 году.

2020-е, кажется, окончательно закрепили тренд: ремейки «Бременских музыкантов» и «Летучего корабля» оставили прежние мелодии, но стихи в них словно стеснялись собственного присутствия. Когда же Сарик Андреасян взялся за «Евгения Онегина», пушкинские строки подавались с налётом иронии — будто режиссёр извинялся за их наличие.

И театр пошёл тем же путём. Всё чаще Шекспира ставят теперь в прозаических переводах, а пятистопный ямб считается «архаикой». Гамлет, говорящий прозой, — это уже не трагедия языка, а просто ещё один герой в череде блокбастерных персонажей.

Последствия: разобщённое общество и упрощение искусства

Полагаю, исчезновение поэзии из массовой культуры имеет два ключевых последствия.

Во-первых, она перестаёт выполнять свою главную социальную функцию — объединять. В 1960-е авторская песня собирала тысячи людей у костров, формируя сознание поколения, в 1980-е тексты Цоя или Шевчука пели хором. Сегодняшний рэп, при всей его популярности, не может стать заменой — его ритмы и ассонансы не рассчитаны на коллективное исполнение и восприятие.

Во-вторых, другие искусства, лишившись поэтической составляющей, теряют глубину. Кино становится визуальным аттракционом, музыка — набором битов, театр — разговорной драмой. Исчезает то самое «дионисийское» начало, которое Ницше считал основой социальной энергии в искусстве — экстатическое переживание языка. Без поэзии пропадает пассионарность.

В этом смысле показательна старая история:

Когда спартанцы, измученные неудачами во Второй Мессенской войне, обратились к Дельфийскому оракулу за советом, тот повелел им просить помощи у Афин. Афиняне, давние соперники Спарты, решили посмеяться над просьбой - вместо опытного полководца они отправили хромого учителя Тиртея. Но насмешка обернулась неожиданным триумфом: вдохновенные песни Тиртея зажгли в сердцах спартанцев неукротимую отвагу, и вскоре, воодушевлённые его стихами, они одержали решительную победу над врагом.

Есть ли надежда? Военная поэзия и народное кино

Нет ничего удивительного в том, что в последние годы поэзия возвращается туда, где особенно нужна консолидация.

Например, новая военная лирика, связанная с событиями последних лет, — это живой, неотредактированный голос эпохи. Она не боится быть прямой и эмоциональной, потому что говорит о вещах, которые нельзя выразить иначе. И вокруг неё объединяются тысячи людей.

Кино, ориентированное на «своего» зрителя, тоже начинает вспоминать о поэзии. В сериале А. Карпиловского «Ландыши: такая нежная любовь» музыкально-поэтические вставки стали частью нарратива о любви и преодолении.

Даже спорный
«Пророк», несмотря на все недостатки, попытался встроить стихи в массовый кинематограф — поскольку Ф. Умаров пытался рассказать историю о «всеобщем» поэте.

Подпишитесь на этот канал: давайте дружить ))
Подпишитесь на этот канал: давайте дружить ))

Заключение: поэзия должна выйти из гетто

Если стихи останутся уделом узких кружков и фестивалей, язык продолжит деградировать, а культура — дробиться на изолированные субкультуры. Поэзии необходимо вернуться в кино, театр, музыку — она не может быть музейным экспонатом, она снова должна зазвучать как живая речь.

Возможно, новое поколение художников, сценаристов, режиссёров осмелится снова говорить стихами — и тогда общественная консолидация, как феникс, возродится из пепла разобщённости, социальной кластеризации и коммерческого прагматизма.

P.S. А вы замечали, как мало стихов в современном кино? Какие примеры вспоминаете?