Найти в Дзене
Свободный вход

В кино, как в музей. Идем в "Художественный"

Один из старейших и самых узнаваемых кинотеатров Москвы, в котором надо побывать, даже если вы не любите ходить в кино. Тем более, что никто вас не заставляет покупать билеты. Их начинают проверять только при входе в залы, а нас интересуют интерьеры двух недавно отреставрированных этажей. Туда вход свободный. Я - Нора и я люблю искусство. Совершенно обывательски и
потребительски. Готова ходить по выставкам, музеям и просто по Москве
бесконечно. Но мои заработки не всегда успевают за моей жаждой
прекрасного, поэтому я ищу искусство со скидкой, а еще лучше -
бесплатно. Здесь я делюсь всем, что нашла. Рассказ про "Художественный" не обходится без упоминания о том, что его проектировал Федор Шехтель. Но на деле стояла задача куда сложнее: нужно было перестроить уже работавший с 1909 года "электротеатр". Новым владельцам понадобился зал побольше. При этом расширяться можно было только в глубину, не достраивая этажи. Шехтелю даже пришлось перенести фасад в торец и предусмотреть два вход

Один из старейших и самых узнаваемых кинотеатров Москвы, в котором надо побывать, даже если вы не любите ходить в кино. Тем более, что никто вас не заставляет покупать билеты. Их начинают проверять только при входе в залы, а нас интересуют интерьеры двух недавно отреставрированных этажей. Туда вход свободный.

Я - Нора и я люблю искусство. Совершенно обывательски и
потребительски. Готова ходить по выставкам, музеям и просто по Москве
бесконечно. Но мои заработки не всегда успевают за моей жаждой
прекрасного, поэтому я ищу искусство со скидкой, а еще лучше -
бесплатно. Здесь я делюсь всем, что нашла.

Рассказ про "Художественный" не обходится без упоминания о том, что его проектировал Федор Шехтель. Но на деле стояла задача куда сложнее: нужно было перестроить уже работавший с 1909 года "электротеатр". Новым владельцам понадобился зал побольше. При этом расширяться можно было только в глубину, не достраивая этажи. Шехтелю даже пришлось перенести фасад в торец и предусмотреть два входа. При каждом работала касса, чтобы очереди не скапливались и не загораживали проезд. По этой же причине у кинотеатра нет крыльца или хоть какого-то навеса.

Ура! Окна!
Ура! Окна!

Шехтель отказался от модерна в пользу неоклассицизма, сделал зал на 900 (было на 400) человек, и в 1912 году кинотеатр заработал. Одним из первых посетителей был, на минуточку, Лев Толстой. Граф, оказывается, не только пахать любил. Не буду вдаваться в историю, сразу перейдем к 2020 году, когда "Художественный" открылся после очень долгой реставрации. И на его фасад, наконец, снова вернули окна, заложенные когда-то кирпичом.

Реставраторам пришлось еще сложнее, чем Шехтелю. Если внешний вид можно было восстановить по фото и кинохронике, то что было внутри именно во времена Шехтеля, осталось загадкой. В таких случаях в дело вступает Венецианская хартия реставраторов. Если объяснять совсем просто, то нельзя было фантазировать на тему "Шехтель бы сделал вот так". Можно и нужно было создавать новые детали интерьера, причем не имитировать исторические. Только так реставратор не введет публику в заблуждение, и плод его фантазий (в хорошем смысле этого слова) никто не примет за подлинное творение. Если еще проще формулировать - "нет подделкам даже с наилучшими намерениями!".

Фойе первого этажа
Фойе первого этажа

Итак, что мы видим внутри? Роскошную роспись стен. На них "выросли" пинии, деревья, совершенно нехарактерные для России. Зато вполне обычные для Италии, потому что пинии здесь - это дань уважения старейшему кинофестивалю, который проводят в Венеции.

Пинии
Пинии

Удивительный фонтан в стиле ретро футуризма. В фундаменте Шехтелем было предусмотрено место для фонтана, но каким он был - никто не знал. Поэтому - опять смотрим Венецианскую хартию реставраторов - его придумывали и делали заново. По мне, невероятно удачная находка.

На фоне станции "Арбатская" смотрится еще более футуристично. Бокалы из-под шампанского на бортиках - не мои! Это мне подбросили!
На фоне станции "Арбатская" смотрится еще более футуристично. Бокалы из-под шампанского на бортиках - не мои! Это мне подбросили!

Мои любимые люстры из бахромы. Они огромные и при этом - невесомые, вписываются в неоклассический стиль, но не оставляют сомнений в том, что это - "новодел".

Бахрома колышится при малейшем сквозняке
Бахрома колышится при малейшем сквозняке

И, конечно, прекрасная лестница с люстрой, которые хочется фотографировать во всех ракурсах. При Шехтеле ничего такого не вело на второй этаж, там был чердак. Сегодня лестница стремится вверх, к прозрачному стеклянному окну в крыше.

Оцените деталь: похожее на звезду крепление, которое отражается в зеркале
Оцените деталь: похожее на звезду крепление, которое отражается в зеркале

И еще

-7
-8

Чердак переделали, утеплили и сделали дополнительные залы. Фойе второго этажа очень напоминает бар в духе времен сухого закона. Недавно туда добавили еще и бильярдный стол, так что сходство только усилилось. Отличное место для фотосессии в духе "Великого Гэтсби".

Немного старого Голливуда
Немного старого Голливуда

А если подняться по боковой лестнице, а не по центральной, то - сюрприз! - вы окажетесь в библиотеке, больше похожей на чей-то кабинет. Это мобильный пункт выдачи книг библиотеки им. Н.А.Некрасова. А еще - уютнейшее место, чтобы посидеть.

Двери ведут в ВИП-зал
Двери ведут в ВИП-зал

В кинотеатре не делают попкорн, но сбоку есть кафе, открытое для всех, войти в него можно и с улицы, и из кинотеатра. Еще есть ресторан с игривым названием "Ники" и совершенно конским ценником. Здесь подают русскую кухню, а "Ники" - это семейное прозвище Николая II, так что намек понятен: и кухня, и цены - императорские.

Вот так, просто и со вкусом имперских амбиций
Вот так, просто и со вкусом имперских амбиций

А еще я очень рекомендую заглянуть в здешние туалеты. Есть в самом низу, в цоколе, и на втором этаже. И не только потому, что это бесплатно. Почему - расскажу отдельно, вот здесь: