Режиссёр ночных и дневных «Дозоров» и режиссер и продюсер "Ёлок" Тимур Бекмамбетов громко покинул нашу страну сразу после начала СВО, так как у него открылись глаза на "злодеяния и агрессию России". Бекмамбетов закрыл свою киностудию «Базелевс», продал особняк на Волге и апартаменты в центре Москвы и «искренне и разумно» поддержал решение отстранить российские фильмы от американских и европейских кинопремий. Спустя три года все тот же Тимур Бекмамбетов подал заявку в Роспатент на регистрацию в России нового товарного знака.
«Искреннее и разумное»
"Решение отстранить российские фильмы от американских и европейских кинопремий искреннее и разумное. Когда на Украине льётся кровь, европейские фестивальные кроваво-красные дорожки приобретают зловещий смысл», —сказал Бекмамбетов европейским СМИ 14 марта 2022 года, в день, когда ВСУ ударили кассетными боеприпасами по Донецку, от чего погибли двадцать мирных жителей и еще тридцать получили тяжёлые ранения.
Кроме того, Бекмамбетов провел параллели между тем, что происходило в феврале-марте 2022 года и вводом советских войск в Афганистан.
Дальше бывший российский киношник разбавил свою и без того донельзя клишейную речь для издания Deadline набором дополнительных обязательных для «свободных европейских граждан» шаблонов про «трагедию на Украине»:
«Душераздирающее зрелище разрушения за одну ночь мира, в котором мы жили прежде»;
«Монументальное бедствие».
«Мы будем собирать доказательства и истории о том, как цифровое пространство стало средством распространения фальшивых и вводящих в заблуждение материалов, - пообещал Бекмамбетов, отвечая на вопрос про освещение российскими СМИ конфликта на Украине. - Беспрецедентная война в социальных сетях порождает серьезные вопросы о том, как бороться с насилием, разжиганием ненависти, дезинформацией и пропагандой, а также как обеспечить доступ к проверенной и надежной информации».
После своего окончательного отъезда из России, Тимур Бекмамбетов и его супруга Наталья (Фишман, помощница главы республики Татарстан) начали жить на три страны: в Казахстане, где режиссер развивает местную киноиндустрию, в США, где Бекмамбетов купил виллу Уолта Диснея, и в Израиле, который любит его супруга.
Со страной, которая принесла ему известность и дала старт карьеры, Бекмамбетов порвал все связующие нити: продал свою компанию «Базелевс», особняк на Волге в Казани и апартаменты у Третьяковки в Москве. Ну то есть в 2022 году Тимур Бекмамамбетов не только на словах, но и на деле прервал все связи с Россией.
Но прошло три года. Мировая повестка по вопросам СВО и Незалежной поменялась. А вместе с ней, видимо, поменялась и четкая антироссийская позиция самого режиссера.
И вот уже в мае 2025 года сторонник абсолютной изоляции нашей страны Тимур Бекмамбетов подает в Роспатент заявку на собственный товарный знак.
В российской заявке переехавшего на ПМЖ из России режиссера и продюсера персонаж одного из его творений, мультяшная девочка.
В перечне товаров, в которых может быть использован данный товарный знак, - несколько сотен наименований. После регистрации изображение этой милашки владелец товарного знака сможет наносить на абсолютно разные предметы. В списке, например, фигурируют и товары военного назначения: "бронежилеты", "жилеты пуленепробиваемые", "каски защитные", "комбинезоны для летчиков", "костюмы для подводного погружения", "прицелы для огнестрельного оружия и артиллерийских орудий". Есть тут и совершенно неожиданные вещи: "кошельки аппаратные для криптовалюты", "машины для подсчета голосов во время выборов", "погремушки сигнальные для подгона скота", "роботы человекоподобные программируемые пользователем", "роботы-гуманоиды с искусственным интеллектом для использования в домашней работе и стирке" и даже "свистки для подачи команд собакам" и многое другое.
Как связаны между собой четкая, «искренняя и разумная» позиция Бекмамбетова по отношению к России в связи с началом СВО и желание в этой самой России зарабатывать - пока непонятно. С другой стороны, в ставшем последним российском фильме Бекмамбетова - военном киноэпосе "Девятаев" у изображенных Тимуром Нуруахитовичем советских перебежчиков, перешедших на сторону нацистов, тоже, по версии автора, была "своя правда", полностью объяснявшая их переход в стан врага...
Рожденный в СССР
Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в Советском Союзе, Казахской ССР, в месте под названием Гурьев. В семье энергетика, казаха по национальности Нурбакыт Бекмамбетова и заместительницы главного редактора областной газеты «Прикаспийская коммуна», еврейки по национальности Мирры Богославской.
По настоянию отца-энергетика Тимур поступил в Московский энергетический институт. Но учебу там не закончил, предпочтя службу в армии.
Отслужив в артиллерийских войсках Советской Армии, Тимур Бекмамбетов поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского на специальность «художник театра и кино». Закончив вуз, ради продвижения собственной карьеры будущий голливудский режиссер переехал в Москву.
В начале 90-х в стране кино особо было не в чести, а поэтому предприимчивый Бекмамбетов занялся производством востребованной куда больше, на тот момент, рекламы.
Среди рекламных кампаний Тимура Бекмамбетова видео для грузовиков КамАЗ со ставшим поистине культовым слоганом «Танки грязи не боятся», а также эталонная серия роликов «Всемирная история», которую он снял по заказу Банка «Империал», получившая заслуженные награды на Московском международном фестивале рекламы (в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах).
Все, чья юность или уже зрелые годы пришлись на 90-е, помнят эти рекламные ролики.
«А что это граф Александр Васильевич Суворов у нас ничего не ест?
- Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя!
- Звезду Суворову Александру Васильевичу!»
Или сюжет про Тамерлана, в котором «и поднимал он тяжёлые камни, и говорил с ними». Эту рекламу в народе разобрали на цитаты.
От «Дозоров» до «Ёлок»
В 1999 году, когда кино в России стало активно просыпаться от спячки, Бекмамбетов открыл собственную студию "Базелевс".
Первой же картиной, которая принесла Бекмамбетову и его студии известность, стал «Ночной Дозор», снятый по одноимённому роману Сергея Лукьяненко. «Ночной Дозор» стал первым российским фильмом, возглавившим российский бокс-офис и открывшим эру отечественных блокбастеров. В России картина собрала около 16 миллионов долларов и столько же фильм набрал за рубежом.
Благодаря «Дозору» Бекмамбетова заметили в Голливуде и в 2005 году позвали к себе принять участие в ряде проектов группы кинокомпаний «Fox».
Но и с Россией Бекмамбетов прощаться не спешил. В 2010 году вышла первая часть его многосерийной киносаги "Ёлки". Проект насчитывает десять частей: первый фильм вышел в 2010 году, последний был закончен аккурат до начала СВО, правда вышел в прокат уже в 2022 году (нынешние "Елки" никакого отношения к Бекмамбетову уже не имеют, по крайней мере пока).
Сразу после начала СВО Тимур Бекмамбетов вместе с третьей супругой Натальей страну покинули, предпочтя "агрессивной России" "мирный Израиль". Уже находясь на "земле обетованной" Тимур Нуруахитович осудил решения российского руководства и поддержал западную изоляцию Родины.
Ну а дальше вышло почти как в романе другого внезапно ставшего русофобом деятеля искусства - Стивена Кинга "Иногда они возвращаются...". Видимо, Родина оказалась хлебосольнее "свободной, искренней и разумной Европы". Ну, или как говорил герой Валентина Гафта в трагикомедии Эльдара Рязанова "Гараж" "Вовремя предать, это не предать, это предвидеть..."