Когда говорят о великих кинозвездах последних 50 лет, всегда называют определенные имена: Пачино, Де Ниро, Хэнкс, Круз. Однако часто за рамками разговора остается Курт Рассел. Он был ковбоем, дальнобойщиком, солдатом, психопатом и иконой научной фантастики в самых разных фильмах - от престижных драм до культовых комедий. Каким-то образом он делает все это легко и, что не менее важно, круто.
Его отличает не только диапазон или долголетие, но и то, что, каким бы ни был фильм, Рассел всегда справляется с заданием. Он привносит харизму, своевременность и просто правильную грань непредсказуемости. Вот десять фильмов, которые доказывают, что Курт Рассел не просто разносторонний исполнитель, но и одна из самых незаметных звезд своего поколения.
1. «Побег из Нью-Йорка» (1981)
В антиутопическом будущем, где Манхэттен превратился в тюрьму строгого режима, Рассел появляется на экране в роли Снейка Плисскена, глазастого бывшего солдата, которому поручено спасти президента (Дональд Плезенс). С первой же произнесенной реплики Снейк стал культовой иконой. Он циничен, стоичен, смертоносен, но под грязью скрывается отблеск неохотной порядочности.
Режиссер Джон Карпентер построил мрачный мир, и Рассел отлично в него вписался. Действительно, эта роль закрепила его переход от диснеевского ребенка к культовому антигерою боевиков. Его игра - это чистое присутствие: экономичное, холодное и высеченное из камня. Наследие Снейка до сих пор занимает важное место в поп-культуре, и если бы не сочетание опасности и сухого остроумия Рассела, фильм не имел бы и половины той силы, которую он имеет.
2. «Большой переполох в маленьком Китае» (1986)
Еще одна жемчужина Карпентера, «Большой переполох в маленьком Китае», в которой актер предстает в совершенно ином образе. Здесь он Джек Бертон, дальнобойщик, который думает, что он герой, но на самом деле является комиком, но все же каким-то образом потрясающим. Джек проносится по фильму больше с бравадой, чем с умом, сражаясь с древними китайскими колдунами и воинами кунг-фу в подземном лабиринте. Это хаотичное, смешное и дико изобретательное кино, и Рассел отбивает каждый такт.
Джек - это пародия на мачо-героев боевиков. Балансировать между ними невероятно сложно, но Рассел делает это без особых усилий. Его тайминг безупречен, его физическая комедия недооценена, а его способность удерживать абсурд фильма - это просто волшебный трюк. Фильм провалился в прокате, но с тех пор стал культовым, и главная причина этого - игра Рассела: За ним просто интересно наблюдать.
3. «Подержанные автомобили» (1980)
Перед фильмом «Назад в будущее» Роберт Земекис снял эту славную комедию о мошенниках, автомобилях и американской мечте на грани жизни. Рассел играет Руди Руссо, шустрого продавца подержанных автомобилей с политическими амбициями и полным отсутствием стыда. Он лжет, обманывает, продает барахло, а зрители почему-то болеют за него всю дорогу.
Здесь Рассел демонстрирует, пожалуй, одну из лучших за всю историю человечества ролей мошенника. Он смешной, харизматичный и морально гибкий, но при этом не самодовольный. Сам фильм громкий, маниакальный, порой абсурдный, но Рассел объединяет все это с помощью огромной комической энергии. Это один из его лучших комедийных поворотов и доказательство того, что ему не нужны экшн-сцены, чтобы доминировать в фильме. Фильм «Подержанные автомобили» был затмлен «Аэропланом!», но он по-прежнему интересен благодаря циничному юмору и увлекательному стилю режиссера.
4. «Силквуд» (1983)
Эта правдивая драма о разоблачительнице Карен Силквуд (Мерил Стрип) представляет Рассела в одной из его самых приземленных и незаслуженно забытых ролей. Он играет Дрю, бойфренда и коллегу Карен. Фильм мрачный и политический, но (в основном) не проповеднический, и присутствие Рассела делает многое, чтобы сохранить его человечность.
В актерском составе, полном гигантов, Рассел спокойно держит себя в руках. Он придает Дрю глубину и сложность, демонстрируя и нежность, и разочарование, когда Карен рискует всем. В частности, его химия со Стрип кажется живой и подлинной. Он избавляется от своей чрезмерной энергии и растворяется в роли. Хотя сам «Силквуд» немного неровный, это приятное напоминание о том, что Рассел - не просто кинозвезда, а по-настоящему искусный актер. Тем, кто знает Рассела только по вестернам и боевикам, возможно, стоит обратить внимание на этот фильм.
5. «Авария» (1997)
Если говорить о боевиках, то «Авария» - это худой, злой саспенс в лучшем его проявлении. Рассел - звезда сериала в роли Джеффа, человека, чья жена исчезает во время путешествия по пустыне. То, что начинается как простая загадка, перерастает в нервную охоту. Здесь нет ни научно-фантастического твиста, ни сверхъестественного злодея; только ужас, пыль и Рассел, который медленно распутывается, осознавая, что никто не придет на помощь.
Рассел убавляет харизму и играет в полную силу: Вы можете почувствовать его панику, его ярость, его растущее отчаяние. Это несерьезная игра в несерьезном триллере, и именно это делает ее успешной. Он не играет героя - он играет обычного парня, доведенного до крайности. Конечно, некоторые части фильма тонально неровные, а сцены с бешено бегущим Расселом немного повторяются. Но в целом «Авария» получился плотным, напряженным и, вероятно, недооцененным, как и его актерская игра.
6. «Омерзительная восьмерка» (2015)
В «Омерзительной восьмерке» Рассел не просто играет охотника за головами - он поглощен этой ролью. В роли Джона «Палача» Рута он, оскаленный, рычащий и пропитанный подозрениями, тащит беглянку (Дженнифер Джейсон Ли) по снегам Вайоминга с упрямством человека, который слишком долго никому не доверял.
Рассел очень театрален, но почему-то никогда не чувствует себя чересчур перформативным. Вы верите, что этот парень спит в своем пальто и не расслаблялся с тех пор, как закончилась война. Несмотря на странный и сложный материал, Рассел справляется с задачей. Тарантино дает ему простор для размаха, но Рассел находит и трещины: моменты беспокойства, вспышки чего-то грустного под всей этой напускной бравадой. Усы, конечно, легендарны, но именно накрученная праведность Рассела делает его выступление приятным.
7. «Костяной томагавк» (2015)
В отличие от «Омерзительной восьмерки», «Костяной томагавк» - это частично вестерн, частично фильм ужасов. Фильм движется медленно, ловко переплетая жанры, создавая характер и напряжение, прежде чем развязать финальный акт шокирующей жестокости. Рассел играет роль шерифа Ханта, порядочного человека, втянутого в спасательную операцию, которая оборачивается чем-то гораздо более ужасным, чем ожидалось.
Вместо того чтобы скатиться в лагерь, «Костяной томагавк» остается правдоподобным и тревожным благодаря умному сценарию, высоким производственным показателям и великолепной операторской работе. Рассел - это твердая рука, которая держит все вместе. Он привносит достоинство и хладнокровие в роль, которая могла бы быть неблагодарной. Здесь нет великих речей - просто человек делает то, что должен сделать. Рассел держит фильм в рамках, даже когда он переходит в ужасы. Это напоминание о том, насколько он еще хорош в своей карьере.
8. «Тумстоун: Легенда Дикого Запада» (1993)
Не зря «Тумстоун: Легенда Дикого Запада» бесконечно цитируется поклонниками вестернов: это бесспорная классика. Несмотря на то, что в фильме обыгрываются события, которые уже были до дыр заезжены, например, перестрелка в O.K. Corral, он кажется свежим и динамичным. В актерском плане Рассел на высоте - легендарный Уайатт Эрп, законник, пытающийся успокоиться, когда хаос снова втягивает его в свои дела. В фильме много колоритных персонажей и запоминающихся реплик, но Рассел более чем уверенно держится на ногах.
Его суровая, жесткая игра придает фильму столь необходимый вес. Его Эрп - не просто герой, а человек с моральным кодексом, находящийся в осаде. Рассел заслуживает похвалы за то, что придал персонажу серьезность, не превратив его в статую; он сопереживает, ранен, но непреклонен. И да, покойный Вэл Килмер в роли Дока Холлидея незабываем, но без Рассела, уравновешивающего его, «Тумстоун» не выдержал бы и половины.
9. «Доказательство смерти» (2007)
Фильм «Доказательство смерти» - это неполный, далеко не самый удачный фильм Тарантино. Это странный, жестокий, местами уморительный фильм, похожий на грайндхаусный ремикс из слэшеров и хаоса мускулистых машин. Квентин Тарантино известен тем, что дает актерам-ветеранам роли, которые позволяют им вновь засиять, и здесь он дает Расселу свободу действий, чтобы тот раскрыл свою темную сторону.
Актер с явным удовольствием играет отъявленного убийцу-каскадера Майка. Это Рассел, полностью погрузившийся в странную сторону своей личности, магнетическую и отвратительную одновременно. Каскадер Майк очарователен до ужаса, а затем жалок, и Рассел играет все три ноты, не моргнув глазом. Разделенная структура фильма отталкивает некоторых зрителей, но игра Рассела преодолевает тональный удар.
10. «Нечто» (1982)
«Нечто» - лучший фильм с Куртом Расселом. Запертый в антарктическом форпосте с пришельцем, меняющим форму, и растущей паранойей, Рассел в роли Р. Дж. Макриди - неохотный лидер, пытающийся сохранить рассудок перед лицом чего-то непостижимого. Как и пейзаж, фильм холоден, страшен и удушлив, но при этом он никогда не теряет ориентации. Рассел держит его как скалу.
Помимо того, что «Нечто» - это мастер-класс в области ужасов, он также является образцом минимализма в актерской игре для фильма о монстрах. Рассел не разглагольствует и не кричит - он думает, реагирует и пытается удержать центр, когда все рушится. Это призрачная игра в фильме, где доверие смертельно опасно, и она помогла переосмыслить его образ для целого поколения. Несмотря на все эти достоинства, «Нечто» не стала хитом в момент выхода, вероятно, потому, что зрители в то время стремились к более солнечной фантастике, чему-то более близкому к «Звездным войнам». Тем не менее, время быстро показало, что это шедевр и одна из определяющих ролей Рассела.