Я не раз ловил себя на мысли: почему бы не сделать заново Жигули? Не в смысле тупо возродить ВАЗ-2101 в старом кузове, а создать доступный, компактный, надёжный автомобиль для людей именно свой а не китайский — как это когда-то сделали на Волжском автозаводе. Машину, которую сможет позволить себе студент, пенсионер, молодой отец. Что-то вроде современной «копейки» — только уже под реальность нашего времени.
Но каждый раз, оглядываясь на то, что сегодня происходит с российским автопромом, вопрос превращается в риторический. Почему в Европе и Китае автопром развивается, а у нас — местами в лучшем случае «имитация бурной деятельности»? Разберёмся без эмоций, но и без прикрас.
Новая "копейка" — утопия или управленческий страх?
Прежде всего — немного истории. ВАЗ-2101 в своё время стал машиной-событием. Это был совместный проект с Fiat, но итальянцы не просто передали документацию. Они помогли построить завод, обучили инженеров, поставили оборудование. И уже в 1970 году Советский Союз начал выпускать автомобиль, который соответствовал (и даже кое-где опережал) своё время.
Сегодня ситуация кардинально иная. Чтобы сделать массовый автомобиль, нужна не только идея и завод. Нужны цепочки поставок, квалифицированные кадры, сильная инженерная школа и — внимание — рынок. В 70-е всё это было централизовано. Сейчас же — рынок свободный, а экономика… ну, как бы это мягко сказать… не совсем свободная.
Что сейчас с российским автопромом?
После ухода большинства западных брендов в 2022 году (Renault, Nissan, Volkswagen, Toyota и др.) российский рынок автомобилей оказался в крайне уязвимом положении. До 2022 года крупнейшие сборочные мощности в стране принадлежали либо иностранцам напрямую, либо их совместным предприятиям. По данным Минпромторга, на 2021 год доля локализации в «российских» автомобилях составляла от 40 до 60%, и то — в лучшем случае.
Когда бренды ушли, заводы встали. И вот тут началось не то чтобы импортозамещение, а скорее импортопережёвывание. Местные компании начали собирать машины по «отвёрточной» схеме — например, Lada Vesta снова пошла в производство, но с китайской электроникой, турецкими стёклами и комплектующими из Азии.
«На первом этапе перезапуска производства используются детали китайских поставщиков, но наша цель — постепенная локализация», — говорил президент АвтоВАЗа Максим Соколов в интервью РИА Новости летом 2023 года.
Техническая независимость? Не смешите. По сути, большинство компонентов — импортные, просто теперь с другим маршрутом поставки.
Почему Европа и Китай идут вперёд?
Пока мы «возрождаем» ушедшие модели Lada, Китай в это же время запускает новые линейки электромобилей, строит гигафабрики батарей и развивает собственные технологии автопилота.
Европейский автопром делает ставку на устойчивое развитие, «зелёную» экономику, инновации и технологическое обновление. Volkswagen, Mercedes, Stellantis, Renault — все активно инвестируют в R&D. Например, Volkswagen Group в 2023 году вложила около 20 миллиардов евро в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. А наше собственное производство где???
Китай — вообще отдельный случай. Там государство не просто поддерживает автопром — оно ведёт его как национальный стратегический проект. BYD, Geely, NIO и десятки других брендов уже диктуют условия на рынке. Электромобили BYD, например, в 2023 году обошли Tesla по мировым продажам в сегменте EV.
«Китайцы не боятся рисковать. У них тысячи стартапов, и государство их поддерживает. У нас — один АвтоВАЗ и десять согласований», — отмечал в интервью журналу «АвтоБизнесРевю» независимый автоэксперт Илья Крапивин.
А это вообще российские автомобили? Или просто «переклейка шильдиков»?
Вот мы и подошли к неприятному, но важному вопросу: почему российский автопром сводится к тому, чтобы взять китайскую модель, налепить логотип "Lada" и назвать это отечественным авто? Разве это производство? Разве это инженерная школа?
Например, модель Lada X-Cross 5, запущенная в 2023 году, по факту является переименованной китайской FAW Bestune T77. Машина поставляется практически в собранном виде, и на заводе в Калининграде к ней добавляют эмблему. Всё. Ни одной российской разработки в ней нет.
«Это временная мера», — уверяет Минпромторг. «Нам нужно сохранить рынок, рабочие места и удовлетворить потребности потребителя».
Но пока мы называем подделку «развитием», ничего своего не появится. Создание по-настоящему отечественного автомобиля — это долгий, дорогой, но необходимый путь. Только вот, похоже, в ближайшее время никто по нему не пойдёт.
Почему в России не делают своё без участия Китая а раньше и Европы?
Потому что это сложно, дорого и требует системной промышленной политики. А ещё — уверенности, что государство не свернёт проект через три года из-за смены приоритетов.
Российские производители привыкли, что проще дотянуться до китайского рынка, купить готовую платформу, кузов, двигатель — и собрать «свой» автомобиль. Это снимает с них необходимость инвестировать в инженеров, в НИИ, в технологии.
«У нас нет времени ждать, пока сформируется отечественная школа автодизайна. Китайские модели адаптированы и проверены», — объяснял министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью РБК в начале 2024 года.
Но если всё время идти по лёгкому пути, настоящего результата не будет никогда.
Можно ли вообще сделать новую "копейку"?
Теоретически — да. Практически — крайне маловероятно.
АвтоВАЗ заявлял о планах выпустить Lada Iskra — якобы новый бюджетный седан. Но на поверку проект оказался всё тем же наследием Renault-Nissan, адаптированным под китайские детали и упрощённым под новые реалии.
Чтобы создать действительно новую «копейку» — с нуля, на базе отечественной платформы, с локализованной электроникой и сборкой — потребуется колоссальное политическое и экономическое усилие. И самое главное — понимание, что доступный автомобиль — это не просто техника. Это инструмент социальной мобильности и развития экономики. Как это было в Европе после войны, как это было в СССР 70-х, как это происходит в Китае прямо сейчас.
И всё-таки — почему не делают?
Потому что проще не делать. Проще собирать по китайским чертежам. Проще перевесить логотип. Проще рассказать в новостях, что вот она — новая Lada. А потребитель… он, как обычно, промолчит или "схавает".
Копейка была рождена в эпоху, когда страна ставила перед собой амбициозные задачи и реально их решала. Сегодня — амбиции остаются, а задачи растворяются в отчётах, тендерах и кризисах.
Пока в стране нет чёткой промышленной политики, нет уверенности в завтрашнем дне, и пока инженер — это «лишний человек» на совещании с менеджерами, новой "копейки" не будет. Не потому что мы не умеем. А потому что не хотим по-настоящему этим заниматься.
И всё же хочется верить, что когда-нибудь в России снова появится настоящий отечественный автомобиль, который будет не стыдно купить, не страшно ремонтировать, и не жалко оставить сыну. Машина — не повод для патриотизма, а его результат.