В 1940 году нацистская Германия замыслила дерзкое вторжение в Великобританию, чтобы сокрушить последний бастион Европы. Операция "Морской лев" сулила грандиозную битву: тысячи солдат, флотилия барж и армада Люфтваффе против несгибаемого британского духа. Почему Гитлер решился на рискованный рывок через Ла-Манш? И что остановило его амбиции?
Причины.
После капитуляции Франции в июне 1940 года нацистская Германия оказалась в парадоксальной ситуации. Несмотря на триумф в Европе, Великобритания во главе с Уинстоном Черчиллем отказывалась от переговоров. Изначально Гитлер рассчитывал на политическую уступчивость Лондона, но был вынужден перейти к планированию вторжения.
Его стратегия опиралась на два ключевых фактора:
- Блокада уже не могла быть альтернативой вторжению. До 1940 года Германия рассматривала морскую и воздушную блокаду как основу давления на Британию, учитывая её зависимость от импорта ресурсов. Германия надеялась задушить Британию подлодками и авиацией, но затяжная блокада грозила дать Лондону время на перевооружение.
- Стратегическая необходимость. После провала мирных инициатив в июле 1940 года Гитлер подписал директиву №16, где обозначил цель: "устранить Англию как базу для продолжения войны". Ему была нужна быстрая победа, чтобы сосредоточиться на планах вторжения в СССР.
От теории к реальным решениям.
В 1939 году адмирал Эрих Редер, не смотря на своё скептическое отношение к самой идее высадки на Британские острова, все таки поручил офицерам оперативного отдела ВМФ капитану Х.Ю. Рейнеке и контр-адмиралу К. Фрике изучить возможность десанта в Великобританию.
Их докладная записка от 29 ноября 1939 года стала основой для дальнейшего планирования. В ней офицеры подчеркивали, что успех операции невозможен без выполнения всех четырёх условий:
- Контроль над морскими коммуникациями;
- Подавление британских ВВС;
- Уничтожение береговой обороны;
- Нейтрализация подводных сил противника.
Принято считать, что авторы опирались на теорию морской мощи Альфреда Мэхэна, но учли врзросшую роль авиации и подлодок. Такой подход можно назвать новаторским для того времени.
16 июля 1940 года операцию "Морской лев" начали прорабатывать официально. Её разработка шла в условиях жёстких межведомственных противоречий и конкуренции.
Вермахт настаивал на широком фронте высадки (от Дувра до Портсмута) для большего оперативного простора. Для этого требовалось около 1 722 барж, в которые можно было погрузить 40 дивизий.
Кригсмарине после серьезных потерь в Норвегии, предлагали более узкий фронт и перенос сроков на 1941 год.
Герман Геринг смог убедить фюрера, что воздушные бомбардировки сломают дух британцев.
30 августа 1940 года был утвержден окончательный план. Он предусматривал аж три волны десанта. Первая состояла из 9 дивизий, но Кригсмарине смог обеспечить лишь 10% необходимого тоннаж для их перевозки.
Причины провала операции "Морской лев".
Сроки операции несколько раз переносили с августа на сентябрь 1940, затем на весну 1941 года.
Немецкие адмиралы открыто заявляли, что даже при успешной высадке снабжение 25 дивизий через Ла-Манш было невозможно. Ежедневно требовалось доставлять 3300 тонн грузов. Немцы не имели специализированных десантных судов, баржи не выдерживали штормов. А порты Кале и Роттердам находились под постоянными авиаударами. К сентябрю 1940 года 12% транспортов были уничтожены британской авиацией.
В мемуарах Редер писал, что сомневался в успехе с самого начала: "Риски вторжения были колоссальны из-за превосходства британского флота. Мы не могли защитить десант даже 24 часа".
Отсутствие опыта в десантных операциях только усугубляло имеющиеся проблемы.
Лишить Home Fleet превосходства тоже не вышло. Великобритания летом - осенью 1940 года значительно превосходила Кригсмарине и по численности, и
в мощи надводного флота. Конечно, немецкие подлодки были угрозой, но не могли компенсировать слабость надводных сил.
Еще одним ключевым условием успеха операции было уничтожение британских ВВС (RAF). Однако в ходе битвы за Британию (июль–октябрь 1940 года) Люфтваффе поставленных целей не достигли.
Переход от бомбардировок аэродромов и радарных станций к ударам по городам (например, Лондону 7 сентября 1940 года) позволил RAF восстановить силы.
Лётчик-ас Адольф Галланд В своих воспоминаниях он критиковал стратегию Люфтваффе:
"Переключение на бомбардировки Лондона вместо аэродромов стало роковой ошибкой. Мы потеряли инициативу, позволив RAF восстановить силы".
15 сентября немцы потеряли аж 56 самолётов всего за сутки. Британцы использовали радары раннего предупреждения, которые позволяли эффективно перехватывать немецкие бомбардировщики. Немцы же просто игнорировали эту технологию, посчитав её второстепенной.
Всего Люфтваффе потеряли около 1 970 самолётов против 1 750 у британцев, но для Германии эти потери были гораздо более чувствительными из-за меньших производственных мощностей.
Стратегическая переориентация на СССР тоже сыграла против операции "Морской лев". Уже в сентябре 1940 года Гитлер начал рассматривать войну с СССР как главное направление:
- Директива №21 (операция "Барбаросса") — ее утвердили 18 декабря 1940 года. Ресурсы перенаправляли на Восток, а "Морской лев" стал инструментом дезинформации для маскировки подготовки к вторжению в СССР.
Окончательно "Морского льва" отменили 9 января 1941 года.
«Если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду» — это отражало смену стратегических целей фюрера.
Были еще и менее масштабные, но так же критические ошибки. Гитлер не создал объединённый штаб. Это лишало операцию единого командования: армия, флот и авиация действовали разрозненно. Например, Люфтваффе и Кригсмарине постоянно критиковали планы друг друга.
Заключение.
Провал "Морского льва" стал результатом совокупности факторов: недооценка британского сопротивления, слабость флота, стратегические просчёты и смена приоритетов Гитлера.
Как позже признался Редер: "Мы готовились к войне на суше, но море и небо оказались сильнее наших амбиций".