Легенда 1. Распутин мог предсказывать будущее. В числе его пророчеств — революция и третья мировая война
Вердикт: это неправда.
Григорий Распутин прославился в петербургской среде благодаря своему духовному подвижничеству и «дару» целителя. Также остались свидетельства о его проницательности, которая позволяла угадывать судьбу людей (вроде несчастливого брака). Указания на способность видеть будущее появились намного позже — уже после смерти Распутина, когда его имя стало приобретать мистический ореол.
Говоря о пророчествах «старца», очень часто ссылаются либо на записную книжку императрицы Александры Федоровны, которая вносила туда мысли своего духовного наставника, либо на опубликованную в 1912 году брошюру «Благочестивые размышления». И то и другое — списки коротких изречений духовного характера, в которых совсем нет предсказаний. Прочие источники с якобы пророчествами Распутина — например, дневник Анны Вырубовой, ближайшей подруги императрицы, — историки и вовсе признают фальшивыми.
Вместе с тем не сбылись и записанные в дневнике императрицы успокоительные обещания «старца» — о скорой победе в войне или о восшествии на престол ее сына цесаревича Алексея. Самое известное «предсказание» царского фаворита о том, что его смерть будет означать конец династии, есть в показаниях дочери Распутина Матрены Соловьевой. Ее отец якобы предупреждал царскую семью, что «когда его не будет, тогда и двора не будет». Однако даже если эти слова и принадлежали Распутину, предсказанием их назвать сложно. Это скорее одна из манипуляций, помогавших ему в тот момент, когда разные силы стремились изолировать его от царской семьи.
Легенда 2. Распутин был любовником императрицы Александры Федоровны. И отцом царевича Алексея
Вердикт: это неправда.
Точно известно, что Распутина познакомили с царской семьей в ноябре 1905 года — через полтора года после рождения цесаревича Алексея. А слухи о сексуальной связи императрицы и Распутина распространялись, по всей видимости, в начале 1912 года. Поводом для них стало личное письмо Александры Федоровны, адресованное духовному наставнику. Некоторые формулировки в нем могли навести читателя на мысль о том, что их отношения перешли грань дружеских. Например, там были такие слова:
«Как томительно мне без тебя. Я только тогда покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую твои руки и голову свою склоняю на твои блаженные плечи. О, как легко, легко мне тогда бывает. Тогда я желаю мне одного: заснуть, заснуть навеки на твоих плечах, в твоих объятиях».
Однако аутентичность этого письма под вопросом: его подлинник так и не выявили, а в Петербурге циркулировали только копии.
К началу Первой мировой войны цензура фиксировала распространение слуха о любовных отношениях императрицы и Распутина во всех слоях населения. Так, демонстрация фильма, в котором Николай II возлагал на себя Георгиевский крест, регулярно сопровождалась шуткой из зала: «Царь-батюшка с Егорием, а царица-матушка с Григорием». Часто встречались порнографические карикатуры, рассказы и стихотворения на эту же тему. Чрезвычайная следственная комиссия специально интересовалась подробностями отношений Александры Федоровны и Распутина на допросах, но следователи так и не получили подтверждений этого популярного слуха. Дневники и переписка царской семьи тоже не содержат ни одного намека на интимную связь Распутина и императрицы.
Легенда 3. Распутин был экстрасенсом. И мог заговаривать гемофилию
Вердикт: это неправда.
Современники отмечали, что пронзительный взгляд Распутина производил гипнотическое впечатление. Впрочем, многие отрицали, что на них этот гипноз действовал. Дочь Распутина в 1919 году свидетельствовала:
«Никаких приемов гипнотизма отец в действительности не знал. <…> Его воздействие на людей, вероятно, заключалось в том, что он был чрезвычайно силен духовной энергией и верой в Бога».
Митрополит Вениамин также вспоминал, что Распутин «не был никаким гипнотизером или шарлатаном, а просто своей силой действовал на людей». По крайней мере, в то, что у Распутина был дар внушения, верили очень многие. Современная наука не отрицает феномен гипноза, однако признает, что его сила зависит от веры самого гипнотизируемого.
В какой-то степени это касалось и влияния Распутина на царскую семью. Его рекомендовали императору и императрице как признанного народного «целителя». В тот момент уже было ясно, что медицина не способна победить гемофилию — недуг единственного и долгожданного сына Николая II Алексея. Любой ушиб приводил к внутренним кровоизлияниям, а образовывавшиеся гематомы приносили ему невыносимые страдания.
Существует много разных упоминаний о положительном воздействии Распутина на физическое состояние цесаревича, но нет подробно задокументированных данных. Судя по всему, «старец» каким-то образом облегчал боль при травмах наследника престола. Наставник Алексея Пьер Жильяр писал, что императрица была убеждена: молитва Распутина помогает ее сыну во время болезни. Выдавала ли Александра Федоровна желаемое за действительное, или тут правда сказывалась сила внушения, ответить невозможно. Но можно сказать точно: Распутин не избавил своего подопечного от гемофилии. Последний случай обострения болезни случился с Алексеем в Тобольске в 1918 году, за несколько месяцев до его трагической смерти.
Еще больше интересных фактов о Григории Распутине можно узнать из полной версии статьи на сайте Arzamas.