Найти в Дзене
Тонкий план

Юнгианские чтения. Первая глава«Маленького принца».

О том, как появился этот раздел, читайте в комментариях) 1. Удав и слон: символ бессознательного Первое, что бросается в глаза, — это образ удава, проглотившего слона. В юнгианской психологии змея — архетипический символ, связанный с бессознательным, трансформацией и даже опасностью. Удав, заглатывающий добычу целиком, — это метафора того, как бессознательное поглощает содержимое психики, не позволяя ему проявиться в явном виде. Но взрослые видят лишь шляпу — банальный, плоский образ, лишенный глубины. Это классический пример рационализации, защиты от символического мышления. Взрослый мир отвергает метафору, потому что она угрожает его упорядоченной реальности. Ребенок рисует два варианта удава: Этот момент отражает подавление интуитивного и творческого начала в угоду рациональному ("география, история, арифметика"). Взрослые навязывают ребенку персону (социальную маску), но убивают его истинное "Я". Фраза звучит иронично: ребенок не просто перестает рисовать — он теряет связь с символ
Оглавление

О том, как появился этот раздел, читайте в комментариях)

1. Удав и слон: символ бессознательного

Первое, что бросается в глаза, — это образ удава, проглотившего слона. В юнгианской психологии змея — архетипический символ, связанный с бессознательным, трансформацией и даже опасностью. Удав, заглатывающий добычу целиком, — это метафора того, как бессознательное поглощает содержимое психики, не позволяя ему проявиться в явном виде.

Но взрослые видят лишь шляпу — банальный, плоский образ, лишенный глубины. Это классический пример рационализации, защиты от символического мышления. Взрослый мир отвергает метафору, потому что она угрожает его упорядоченной реальности.

2. Детское творчество и подавленная интуиция

Ребенок рисует два варианта удава:

  • Рисунок №1 (удав снаружи) — попытка изобразить внешнюю реальность, но взрослые не распознают символ.
  • Рисунок №2 (удав изнутри) — попытка показать внутреннюю суть, но и это отвергается.

Этот момент отражает подавление интуитивного и творческого начала в угоду рациональному ("география, история, арифметика"). Взрослые навязывают ребенку персону (социальную маску), но убивают его истинное "Я".

3. Отказ от "блестящей карьеры художника"

Фраза звучит иронично: ребенок не просто перестает рисовать — он теряет связь с символическим мышлением. В юнгианской терминологии это отчуждение от Самости (целостной личности).

Вместо этого он становится летчиком — профессия, связанная с высотой, свободой, но также и одиночеством. Это компромисс: он не полностью подчиняется миру взрослых (как, скажем, бухгалтер), но и не остается в мире детской магии.

4. Взрослые и их "разумность"

Герой проверяет взрослых своим детским рисунком, но все они дают один ответ: "Это шляпа".

  • Шляпа здесь — символ поверхностного восприятия.
  • Удав — символ глубины, бессознательного, тайны.

Взрослые предпочитают говорить о бридже, гольфе, политике — то есть о социальных условностях. Они довольны, встречая "здравомыслящего человека", но этот "здравый смысл" на деле означает отказ от внутренней жизни.

5. Полет и потеря пути

Последняя фраза — "если ночью собьешься с пути" — ключевая.

  • Ночь символизирует бессознательное, неведение, кризис.
  • Сбиться с пути — потерять связь с истинным "Я".

Но именно в этом состоянии (как позже в пустыне) герой встретит Маленького принца — свою аниму (в юнгианстве — внутренний ребенок, чистое, неискаженное восприятие).

-2

Вывод: Первая глава — история инициации

Это не просто рассказ о детском разочаровании. Это:

  • Расставание с мифологическим сознанием (как в мифе о Рае).
  • Столкновение с коллективным разумом, который подавляет индивидуальность.
  • Подготовка к будущей встрече с Самостью (Маленьким принцем).

Взрослые не просто "не понимают" — они боятся понимать, потому что это разрушило бы их иллюзорный мир. Но герой, даже став летчиком, сохраняет внутреннего ребенка, который однажды приведет его к настоящему чуду.

© Юлия Забельникова, 2025. Все права защищены. При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на источник.